Характеристика базовых понятий.

Вопрос №1

Характеристика базовых понятий.

Физкультурное образование — система подготовки преподавателей физического воспитания и преподавателей-тренеров (по видам спорта) для учебных заведений всех типов, физкультурно-спортивных организаций, учреждений и др., отрасль педагогического образования.

Физическое воспитание-это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях.

Физическое развитие -это естественный процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий, либо под воздействием использования специальных физических упражнений.

Физическая подготовленностьотражает результат физической подготовки..Это уровень развитияфизических качеств, навыков и умений,необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Спорт –вид физической культуры, направленный на достижение результата.

Физическая реабилитация-вид физической культуры, процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично утраченных двигательных способностей.

Физическая рекреация- вид физической культуры, используемый для активного отдыха людей и получения удовольствия от этого процесса.

Вопрос №2

Содержание и структура курса ТМФК, ее место в системе наук, ретроспектива и проблематика.

ТМФК -это наука о закономерностях, условиях и способах рационального использования физических упражнений для развития и совершенствования двигательных возможностей человека.

Место дисциплины в структуре ВПО,

Дисциплина «Теория и методика физической культуры и спорта» относится к базовой части профессионального цикла.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Педагогика», «Введение в педагогическую деятельность сфере физической культуры».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: цикл спортивно-педагогических дисциплин и методика их преподавания («Гимнастика и методика преподавания», «Легкая атлетика и методика преподавания и др»).

Содержание дисциплины

Раздел 1.Теория и методика физической культуры в системе профессиональной подготовки.

Раздел 2.Методологические основы учения: формы и функции ФК, дидактические принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности.

Раздел 3.Средства и методы физического воспитания.

Раздел 4.Двигательные умения и навыки. Структура процесса обучения.

Основные ступени и формы исторического развития науки (я думаю это и есть ретроспектива):
1. Эмпирический период (3 век до н.э. - XVI столетие) - основан на накоплении практического опыта. В результате был разработан свод правил искусства физической подготовки и лечебной оздоровительной гимнастики. (Платон - закон упражнения; Филострат "Искусство гимнастики"; Меркуриалис "Искусство гимнастики" - дана первая классификация физических упражнений). У древних греков сложились основные формы и способы применения упражнений (методы).
2. Аналитический период (до конца XIX) века - обособление и дифференцировка направлений научных знаний: Фит "О системе физических упражнений", Песталоцци "Азбука суставных движений", Гутс-Мутс "Гимнастика для юношества", Лесгафт "Руководство по физическому образованию" - выделены основные виды упражнений. В результате было разработано передовое учение П.Ф.Лесгафта о физическом развитии и физическом образовании.
Предпосылки - разработка аналитического метода науки (Бэкон) и видов упражнений.
3. Прогностический период (ХХ столетие) - интеграция научных знаний в форме теории физического воспитания.
Развитие физиологии, системного метода, исследование эффекта воздействия на организм предшествовало становлению теории и методики физического воспитания: Лагранж "Физиология физических упражнений", Шмидт "Физиология телесных упражнений", Мак-Кензи "Физические упражнения в воспитании", Дюперрон "Теория физической культуры", Новиков "Теория физического воспитания", Матвеев "Основы спортивной тренировки".
В 1993 году на основе интеграции теории физического воспитания, теории спорта и теории физической рекреации была сформирована теория и методика физической культуры.

Вопрос №3

Вопрос №4

Вопрос №6.

Вопрос №7.

Вопрос №8.

Вопрос №9

Вопросы №№ 10 и 13. Смысл один и тот же.

Вопрос № 11

Вопрос №12

Вопрос №15

Вопросы № №16, 17

Вопрос №18

Вопросы №№№20,21,22

Вопрос №23

Вопрос №24

Вопрос №25

Вопрос №26.

Принцип Постепенности

Принцип систематичности

Существует тесная взаимосвязь рассмотренных методических принципов, ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

Вопрос 27.

Вопрос №28

Возрастной аспект реализации методических принципов (здесь просто вода:). Смысл такой: учитываем возраст, чтобы польза от занятий была максимальной, а вред- минимальный. То же и впервой части вопроса.

Необходимо последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).

Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека.

Характеристика базовых понятий. - student2.ru

Юношество и первый зрелый возраст (примерно до 35 лет) раскрывают благоприятные возможности для полной реализации функциональных возможностей организма. Для многих направленность физического воспитания выступает в форме пролонгированной общей физической подготовки. Для юношества характерны активное занятие спортом и достижение на этой основе высоких результатов.

Во втором зрелом возрасте, в период стабилизации функциональных возможностей, направленность физического воспитания выступает как фактор поддержания достигнутой хорошей общей работоспособности, достигнутого уровня физической подготовленности.

В более поздние периоды (женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет) физическое воспитание помогает противодействовать влиянию различных негативных факторов на здоровье человека. Занятия физическими упражнениями приобретают физкультурно-оздоровительный характер.

Этапы обучения технике двигательных действий:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель - обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.

Вопрос №30

Вопрос №29

Вопрос №31

Вопрос №32

Вопросы №№ 33,34,35,36

Основные задачи.

1. Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимающихся).

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

Данные задачи могут решаться одновременно.

Ведущее значение приобретает метод целостного упражнения. В числе методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения наглядности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочувствование двигательного дей­ствия, срочной информации, для создания ощущений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод идеомоторного упражнения.

Дополнительные ориентиры используемые на первом этапе, постепенно убирают с тем, чтобы приблизить условия выполнения действия к естественным. Постепенно устраняются и облегчающая физическая помощь.

Возрастает роль мышечных ощущений в непосредственном управлении движениями. Следует постепенно усложнять задания по концентрации внимания на «опорных точках» в каждый момент двигательного акта и последовательному опережающему движения переключению внимания на очередные «опорные точки». Используются методический приём: выполнение действия в усложненных условиях сенсорного самоконтроля (ограничивается или полностью отключается зрительный самоконтроль). Включаются вариативные упражнения.

Регламентация нагрузки:

В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие ошибок.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

Основные задачи.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.

Вариативность действия достигается его многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно выполняется с изменениями деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движения. Это может происходить:

а) при усложнении внешних условий (условия опоры, ограничение пространства, неблагоприятные метеоусловия);

а) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнения и.т.п.);

в) различных сочетаниях с другими действиями, и в том числе в сочетаниях, требующих преодолевать отрицательный перенос навыков;

г) при возрастающих физических усилиях.

Условия выполнения действия усложняется вначале постепенно. Данный этап характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники и развития двигательных способностей, обеспечивающих максимальную эффективность действия. Это особенно актуально в спортивной тренировке.

Вопрос №1

Характеристика базовых понятий.

Физкультурное образование — система подготовки преподавателей физического воспитания и преподавателей-тренеров (по видам спорта) для учебных заведений всех типов, физкультурно-спортивных организаций, учреждений и др., отрасль педагогического образования.

Физическое воспитание-это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях.

Физическое развитие -это естественный процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий, либо под воздействием использования специальных физических упражнений.

Физическая подготовленностьотражает результат физической подготовки..Это уровень развитияфизических качеств, навыков и умений,необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Спорт –вид физической культуры, направленный на достижение результата.

Физическая реабилитация-вид физической культуры, процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично утраченных двигательных способностей.

Физическая рекреация- вид физической культуры, используемый для активного отдыха людей и получения удовольствия от этого процесса.

Вопрос №2

Содержание и структура курса ТМФК, ее место в системе наук, ретроспектива и проблематика.

ТМФК -это наука о закономерностях, условиях и способах рационального использования физических упражнений для развития и совершенствования двигательных возможностей человека.

Место дисциплины в структуре ВПО,

Дисциплина «Теория и методика физической культуры и спорта» относится к базовой части профессионального цикла.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Педагогика», «Введение в педагогическую деятельность сфере физической культуры».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: цикл спортивно-педагогических дисциплин и методика их преподавания («Гимнастика и методика преподавания», «Легкая атлетика и методика преподавания и др»).

Содержание дисциплины

Раздел 1.Теория и методика физической культуры в системе профессиональной подготовки.

Раздел 2.Методологические основы учения: формы и функции ФК, дидактические принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности.

Раздел 3.Средства и методы физического воспитания.

Раздел 4.Двигательные умения и навыки. Структура процесса обучения.

Основные ступени и формы исторического развития науки (я думаю это и есть ретроспектива):
1. Эмпирический период (3 век до н.э. - XVI столетие) - основан на накоплении практического опыта. В результате был разработан свод правил искусства физической подготовки и лечебной оздоровительной гимнастики. (Платон - закон упражнения; Филострат "Искусство гимнастики"; Меркуриалис "Искусство гимнастики" - дана первая классификация физических упражнений). У древних греков сложились основные формы и способы применения упражнений (методы).
2. Аналитический период (до конца XIX) века - обособление и дифференцировка направлений научных знаний: Фит "О системе физических упражнений", Песталоцци "Азбука суставных движений", Гутс-Мутс "Гимнастика для юношества", Лесгафт "Руководство по физическому образованию" - выделены основные виды упражнений. В результате было разработано передовое учение П.Ф.Лесгафта о физическом развитии и физическом образовании.
Предпосылки - разработка аналитического метода науки (Бэкон) и видов упражнений.
3. Прогностический период (ХХ столетие) - интеграция научных знаний в форме теории физического воспитания.
Развитие физиологии, системного метода, исследование эффекта воздействия на организм предшествовало становлению теории и методики физического воспитания: Лагранж "Физиология физических упражнений", Шмидт "Физиология телесных упражнений", Мак-Кензи "Физические упражнения в воспитании", Дюперрон "Теория физической культуры", Новиков "Теория физического воспитания", Матвеев "Основы спортивной тренировки".
В 1993 году на основе интеграции теории физического воспитания, теории спорта и теории физической рекреации была сформирована теория и методика физической культуры.

Вопрос №3

Наши рекомендации