Глава 17. общая характеристика спорта

Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта

Спорт как многогранное общественное явление является сфе­рой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельнос­ти, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важ­ных средств этического и эстетического воспитания.

В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы. Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуе­мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он , существовать не может. Соревновательная деятельность осуществ­ляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше,спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, спе­цифической формой которой является система соревнований, ис­торически сложившаяся в области физической культуры как спе­циальная сфера выявления и унифицированного сравнения чело­веческих возможностей (Л.П.Матвеев, 1977).

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной де­ятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обще­стве.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контак­тов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт и широком понимании прсдставляет собственно соревновательную деятельность, специальную подго­товку к ней а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них ха­рактеризуется своим предметом состязания, особым составом дей­ствии, способами ведения спортивной борьбы и правилами со- ревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л.П.Мат­веев, 1977);

1-я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявленнием физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство ви- дов спорта;

2-я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;

3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамо­дели, автомодели и др.);

5-я группа — виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа — многоборья, составленные нз спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженнаясистема подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на ос­нове определенных принципов и обеспечивающих наилучшую сте­пень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.




Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

— систему отбора и спортивной ориентации;

— спортивную тренировку;

— систему соревнований;

— внетренировочные и в несоревновательные факторы опти­мизации тренировочно-соревновательного процесса. Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая пред­ставляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управ-юние спортивным совершенствованием спортсмена, обусловли­вающий его готовность к достижению высших результатов. Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как спе­циальная сфера, в которой осуществляется деятельность спорт­смена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и дости­жение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы под­готовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

В практике спорта широко распространены понятия «спортив­ная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогран­ное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального резуль­тата невозможно без включения в сферу спорта большого количе­ства людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и мно­гие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. При­чем деятельность этих людей определяется социальными и эконо­мическими условиями жизни общества.

Учитывая сказанное,спортивная деятельность есть упорядочен­ная организация деятельности по обеспечению максимального оз­доровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее ос­новные принципы и формы определяются социальными условия­ми функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляе­мая, как правило, в условиях официальных соревнований на пре­деле психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осу­ществляется в соревнованиях. Соревнования — важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.

Конечным результатом соревновательной деятельности явля­ется спортивное достижение, которое характеризуется количе­ственным или качестиенным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение — это показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных ре­зультатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение — это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физичес­кой культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понима­ют органическую часть культуры общества и личности, рацио­нальное использование человеком двигательной активности в ка­честве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шащки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с ис­пользованием физических упражнений как главных средств под­готовки к спортивным достижениям.

Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной

спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных резуль­татов в соответствии со своими возможностями.

Наши рекомендации