Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в ус­ловиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обес­печения и характеризуется решением двух задач: 1) повышение мощ­ности гликолитического (лактатного) механизма; 2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма. Для этого используются основные и специально подготовительные упражне­ния соответствующей интенсивности. При этом применяются мето­ды повторного и переменного интервального упражнения.

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершен­ствования гликолитического механизма, предъявляются следую­щие требования. Работа должна выполняться с интенсивностью 90—95% от максимальной мощности для данного отрезка дистан­ции, продолжительность работы от 20 с до 2 мин (длина отрезков от 200 до 600 м в беге; от 50 до 200 м в плавании). Число повторе­ний в серии для начинающих 2—3, для хорошо подготовленных 4—6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно умень­шаются; после первого — 5—6 мин, после второго — 3—4 мин, после третьего — 2—3 мин. Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15—20 мин.

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершен­ствования креатннфосфатного механизма, предъявляются следу­ющие требования. Интенсивность работы должна быть околопре­дельной (95% от максимума); продолжительность упражнений — 3—8 с (бег ~ 20—70 м, плавание — 10—20 м); интервалы отдыха

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека - student2.ru

Рис.14. Воспитание выносливости в системе занятий и в отдельном занятии

между повторениями — 2—3 мин, между сериями (каждая серия состоит из 4—5 повторений) —7—10 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивнос­ти, число повторений определяется исходя из подготовленности занимающихся.

Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается меж­ду собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преиму­щественное развитие этих возможностей в следующей последова­тельности: аэробные — лактатные — алактатные. В процессе одно­го занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке (рис. 14).

7.4.5. Особенности воспитания специфических типов выносливости

Анализ литературных источников показывает , что внастоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости.

Скороснтая выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоросным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ.

Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не привышает 15-20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличения запаса прочности практикуют прохождение длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью.

Скоросная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Поололжительность работы не превышает 2,5 мин.

Основным критерием развития скоростной выносливости яв­ляется время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений. Силовая выносливость способность длительно выпол­нять силовую работу без снижения ее эффективности, Двигатель­ная деятельность при этом может быть ациклической, циклической исмешанной. Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые ме­тодом повторных усилий с многократным преодолением непре­дельного сопротивления до значительного утомления или (до отказа), а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом ре­жиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий. Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторении упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением - 30-75 % от максимума. Координационная выносливость. Проявляется в основном в дигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.).

Методические аспекты повышения координационной вынос­ливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлие комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, умень­шают интервалы отдыха. Например, чтобы добиться высокого уров­ня выносливости в баскетболе, можно поступить следующим об­разом. Время игры в баскетболе (2 х 20 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой интенсивно­стью. Постепенно с ростом тренированности игроков время отды­ха между периодами сокращается и уменьшается число самих пе­риодов.

7.4.6. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интен­сивность деятельности. На основе этого критерия разработаны пря­мой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800м; средних классов — 1000—1500 м;

старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное заданное время (табл. 4).

В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов [1]: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и фи­зиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробно­го обмена — ПАНО и т.п.).

Таблица 4

Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П.Богданову)

Классы   По пробегаемой дистанции, м   По времени бега, с  
Мальчики   Девочки   Дистанция, м  
Удовлетво­рительно   Хорошо   Отлично   Удовлетво­рительно   Хорошо   Отлично   Мальчики   Девочки  
I                  
I I                  
III                  
IV                  
V                  
VI                  
VII   П70                
VIII                  
IX             Н40      
Х                  

• Указанная в таблице дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично ~ 5мин 20с,хорошо — 6 мин,удовлетворительно — 6 мин 40 с.

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортив­ных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня раз­вития у него других двигательных качеств (например, скорост­ных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учи­тываются показатели других двигательных качеств, а при относи­тельных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показа­тель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности V у них тоже будут рав­ными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по от­ношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наибо­лее известными в физическом воспитании и спорте относитель­ными показателями выносливости являются: запас скорости, ин­декс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке.

Запас скорости 3c = tn-tk;

где tn— время преодоления эталонного отрезка;

tk — лучшее время на этом отрезке.

Пример (В. И. Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (tn) ученика

16 лет равно 14,0 с. Времяего бегана 2000м составляет 7 мин 30с, или 450с, а среднеевремя пробегания на 100 м (/^) в бегена 2000м равно450 : 20 == 22,5с. Запас скорости в данном примере: 22,5 — 14,0 = 8,5с. Чем меньше3 , тем вышеуровень развитиявыносливости. Подобным образом можно оценить запасскорости в плавании, лыжных гонках, при ездена велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости (Т.Cureton, 1951) — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел ее со скоростью, показываемойим на коротком (эталон­ном) отрезке.

Индекс выносливости = t— tk \ n где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции;

tk — время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

n — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример (В. И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 — (14 х 20) = 170 с. Чем меньше индексвыносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости (Г.Лазарев, 1962) — это отноше­ние времени преодоления всей дистанциико времени преодоле­ния эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости =t : tk,

гдеt— время преодолениявсей дистанции;

tk — лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) — 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0 : 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (напри­мер, количество повторений теста с отягощением) нужно соот­носить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеха­нические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания об­щего центра масс в движении и т.п. (М.А. Годик, 1988). Сравнива­ют их значения в начале, середине и конце упражнений. По вели­чине различий судят об уровне выносливости; чем меньше изме­няются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Наши рекомендации