Перечень практических навыков, необходимых для демонстрации на экзамене
1. Составить анализ плана-конспекта утренней гимнастики.
2. Анализ функционального состояния занимающихся.
3. Подобрать тесты для оценки психофизического здоровья.
4. Подобрать тесты для оценки физической подготовленности.
5. Составить комплекс упражнений утренней зарядки в возрастной группе по выбору.
6. Составить сценарий праздника оздоровительно-рекреационной направленности.
7. Проанализировать структуру физкультурного занятия.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7.1. Рекомендуемая литература (основная)
1. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет : метод. рекомендации для воспитателей / ред. Е.В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012. - 207 с.
2. Теория и методика физической культуры : учебник / ред. Ю.Ф. Курамшин. - 4-е изд., стер. - М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.
3. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина [и др.] ; ред. С.О. Филиппова. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 304 с. –
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорт / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 12-е изд., исправл. - М. : Академия, 2014. - 480 с.
7.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры педагогических ВУЗов / Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.,ТЦ «Сфера», 2008. – 636 с.
2. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / авт.-сост. М.П. Асташина. - Волгоград : Учитель, 2013. - 110 с.
3. Шебеко, В.Н. История становления и развития методики физического воспитания детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина // История развития методик дошкольного образования в Республике Беларусь: учеб.-метод. пособие / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина и др. – Минск: БГПУ, 2011. – С. 66-93.
Электронные ресурсы
1. Евсеева, О.Э. Адаптивное физическое воспитание детей до 3-х лет в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов, Н.Н. Аксенова. - Электрон. дан. - СПб. : НГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2015. - Режим доступа: локальная сеть библиотеки ВЛГАФК.- Загл. с экрана.
2. Ретюнских, М.Е. Теоретико-методические основы физкультурного образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.Е. Ретюнских, Т.С. Никанорова. - Электрон. поисковая прогр. - Воронеж : Научная книга, 2014. - Режим доступа: http://rucont.ru. - Загл. с экрана.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1.htt://window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел «Профессиональное образование. Гуманитарное и социальное образование»).
2. htt://teoriya.ru/ru (Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры», научно-методический журнал «Физическая культура; воспитание, образование, тренировка»).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
и предназначены для студентов образовательной программы по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура по профилю подготовки – теория физической культуры и технология физического воспитания, квалификация – магистр, очного отделения.
Методические рекомендации по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям
Самостоятельная работа является наиболее эффективным видом обучения, ориентированным на приобретение студентами правовых знаний, навыков и умений, а также их применение в дальнейшей профессиональной деятельности.
Из перечня самостоятельных заданий к семинарским занятиям можно выбрать одно или несколько, Если студент пропустил занятие, то задание к данной теме выполняется письменно и сдается на кафедру. В зависимости от конкретных условий прохождения курса, возможно изменение последовательности указанной тематики, а также и объема часов, необходимых для усвоения определенной темы.
Организация и основные виды самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».
Самостоятельная работа студентов складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами из Интернета, а также проработка конспектов лекций;
- участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад;
- написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;
- тестовый самоконтроль текущих знаний;
- подготовка к зачетам и зачетам непосредственно перед ними.
Подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям включает в себя доработку конспекта лекции, ознакомление с рекомендованной преподавателем литературой, отработку вопросов, рекомендованных кафедрой к рассмотрению на семинарском или практическом занятии, подготовку реферативного или фиксированного доклада.
Система обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе: лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов.
При изучении курса «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» рекомендуется следующая последовательность обучения: вначале студентам необходимо ознакомиться с рабочей программой курса и методическими указаниями по его изучению; проработать учебный материал по учебникам и лекциям, затем следует обратиться к дополнительной литературе.Обязательным условием закрепления и углубления знаний является участие студентов в семинарах, подготовка контрольной работы, докладов, написание реферата, а также самостоятельное решение задач и тестов, приведенных как в сборниках, так и учебно-методических комплексах.
Знакомство с изучаемой дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая вам понять глубинные процессы развития государства и права, политико-правовой мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.
1. При написании конспекта необходимо максимально использовать «зрительную» память, чтобы конспект легко воспринимался зрительно. Рекомендуется выделять заголовки, отделять друг от друга вопросы, подчеркивать термины и определения.
2. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале.
3. Целесообразно не записывать каждое слово лектора, а вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать, используя сокращения.
4. Можно создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
6. Необходимо прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.
Семинар – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
Преимущества семинара как формы обучения состоят в следующем:
- на семинаре студенты учатся выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих экономистов и управленцев;
- имеется возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала, при этом студенты учатся оперировать необходимой в будущей работе терминологией;
- при подготовке к семинару студентам нередко удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы.
На практике существуют 3 основных вида семинаров:
а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом;
б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса;
в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
При подготовке к семинару основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему студентам также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- решить задачи и выполнить другие письменные задания.
Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Рекомендуется чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного легче.
Желательно прочитать материал несколько раз. При первом ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном прочтении целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. При этом рекомендуется законспектировать неясные вопросы, чтобы задать их преподавателю.
При работе с учебником можно составить несколько десятков сложных тестовых заданий, предложив их однокурсникам. Для закрепления материала можно попытаться объяснить какой-либо вопрос одному из однокурсников или провести дискуссию в группе на предмет одной из изучаемых тем.
Существенную роль в структуре самостоятельной работы студентов играют такие важные направления деятельности преподавателя, как:
- текущие консультации и контроль за освоением студентами теоретического содержания дисциплины (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);
- проверка преподавателем письменной работы (реферата) и организация ее защиты студентом;
- текущий контроль со стороны преподавателя за освоением учебного материала студентами, изучающими «Социальное управление организацией» по индивидуальному плану и др.
Без такого тесного взаимодействия преподавателя и студента утрачивается цель и смысл учения, снижается его результат.
Контроль за результатами работы осуществляется в виде ответов на вопросы для самоконтроля. Если в процессе самостоятельной работы возникают затруднения (непонимание отдельных положений дисциплины, трудности в решении задач и др.), студенту следует обратиться за консультацией на кафедру или к преподавателю, ведущему занятия в соответствующей группе. Основные формы контроля знаний по окончании курса – зачет.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к зачету, так и сам зачет - форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления. Подготовка к зачетам для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени.
Как подготовиться к зачету
Возможно, в то время как Вы читаете этот раздел, Вы уже изучили значительную часть курса и получили оценки за КР, поэтому Вы уже имеете какое-то представление о Ваших способностях отвечать на вопросы, поставленные дисциплиной.
Для зачета необходимо следующее: зачетные вопросы; материалы курса; ваши КР; ваши записи; ваш преподаватель; ваша учебная группа; учебные занятия.
Рекомендуем воспользоваться общими советами.
1. Используйте зачетные вопросы. Это даст Вам верное представление о том, что нужно ожидать на зачете. Попрактикуйтесь в написании ответов на вопросы, стараясь уложиться в отведённое время, но при этом имейте под руками материалы курса, чтобы проверить Вашу память на относящиеся к делу идеи и концепции.
2. Используйте материалы курса. У Вас будут хорошие шансы сдать зачет успешно, если Вы используете материалы курса в Ваших ответах на зачетные вопросы. Просмотрите все книги. Сделайте свежие записи. Выпишите некоторые ключевые слова, имена, методы и повесьте на видном месте. Постарайтесь бегло просмотреть основные идеи курса, когда у Вас появится некоторое время для обдумывания. Найдите цели и выводы в каждом разделе - они обычно содержат основные результаты и составят основу для зачетных вопросов.
3. Прибегните к помощи Вашего преподавателя и других студентов Вашей группы.
4. Используйте лекции и учебные занятия для подготовки к зачету.
Преподаватели хотят проверить, насколько хорошо Вы понимаете содержание курса и можете ли Вы применить его в соответствующей ситуации. Посмотрите на вопросы. Какую часть курса они включают? Можете ли Вы очень кратко объяснить теорию или идею и применить их в вашем ответе на эти частные вопросы? Воспользуйтесь множеством ссылок на идеи курса. Это продемонстрирует, что Вы поняли и можете применять их. Если Вы сумеете придать значение всему перечисленному выше, то Вы должны сдать зачет. Но, ради себя самого прочтите вопрос, убедитесь, что Вы понимаете, о чём Вас спрашивают, и затем подготовьте свой ответ.
Как сдавать зачеты
На зачете Вы будете находиться в более напряжённых условиях, так как Вы будете ограничены во времени. И, возможно. Вы будете ощущать некоторую обеспокоенность, так как у Вас не будет материалов курса, которые могли бы Вам помочь. Давайте сначала рассмотрим, как справиться с чувством беспокойства, хотя такие ощущения вполне нормальны для подобных ситуаций. Однако Вы можете обратить их себе на пользу. Повышенная выработка адреналина в действительности может помочь Вам в успешном выполнении, но Вы не должны позволять Вашему беспокойству слишком сильно овладевать Вами и вводить Вас в состояние паники. Ниже приведены некоторые приемы, которые могут помочь Вам справиться со стрессом:
Þ возьмите себя в руки, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы восстановить дыхание;
Þ тщательно прочтите вопросы, так как, если Вы их неправильно поймёте, Вы можете потерять шанс на успешную сдачу зачета;
Þ медленно прочтите содержание вопросов, прежде чем решить, что делать дальше;
Þ решите, как Вы распределите Ваше время;
Þ точно определите, что требуется для ответа на вопрос, потому что маловероятно, что в ответе потребуется написать всё, что Вы знаете об этой проблеме. Неправильный ответ на вопрос является наиболее частой причиной неудач на зачете;
Þ положите в основу или "высветите" какие-либо ключевые слова из вопроса, которые будут действовать как указатели, для получения ответа, удовлетворяющего требованиям;
Þ спланируйте и представьте Ваши ответы в таком же строгом виде, как Вы это делали в ваших КР, но не забывайте, что в итоге это должны быть более короткие ответы;
Þ чтобы преодолеть свою нервозность и начать выполнение, Вы можете применить методы, которыми Вы пользовались при выполнении Ваших КР: припомните все идеи, начертите диаграммы или используйте любые из привычных Вам по выполнению КР способов. Сам факт перемещения ручки или карандаша по бумаге подвигнет Вас к действиям, обычно вслед за этим следует творческий процесс;
Þ по мере развития Вашего ответа обратитесь вновь к вопросу и Вашему плану и проверьте, не уклонились ли Вы от первоначального направления;
Þ держите рядом с собой часы, так как очень легко потратить чересчур много времени на более лёгкие вопросы, а Вы должны ответить на требуемое количество вопросов для успешной сдачи зачета;
Þ пишите разборчиво;
Þ кратко объясняйте теорию/ концепцию, чтобы показать, что Вы понимаете их и можете применить их соответствующим образом к ситуации, описанной в вопросе;
Þ и наконец, убедитесь, что Вы оставили достаточно времени на то, чтобы прочитать Ваш ответ и исправить любые очевидные ошибки прежде, чем кончится зачет.
Хорошее планирование и разумный контроль ситуации обычно приводят к успеху на зачете.
При неблагоприятном стечении обстоятельств, ведущем к провалу на зачете, помните, что это ещё не конец света. Вы приобрели какую-то часть знаний, и это само по себе является удачей, так как Вы сможете применить их в Вашей работе в дальнейшем. И обычно имеется второй шанс попытаться сдать зачет позже.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень необходимых технических средств, оборудования, для проведения основных форм учебного процесса:
1. Мультимедийные средства:
- проектор;
- ноутбуки.
2. Учебные презентации по темам лекций.
3. Требования к аудиториям – компьютерные классы, специально оборудованные аудитории.
11. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций, лабораторных, практических и семинарских занятий по дисциплине
Первый курс, второй семестр
№ п/п | Дата проведения | Темы лекций, лабораторных, практических и семинарских занятий | Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия | Количество часов и вид занятия |
1. | Тема 1.Общие вопросы теории физического воспитания дошкольников. | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком | ||
2. | Тема 2.Средства и формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях. | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком | Лекция 2 часа | |
3. | Тема 3. Контроль и методы исследования организации физического воспитания в ДОУ. Контрольная работа № 1. | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком | Практика 2 часа | |
4. | Тема 4 Программы и планирование физкультурных занятий в дошкольных образовательных учреждениях. | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком | Лекция 2 часа Практика 2 часа | |
5. | Тема 5. Использование инновационных педагогических технологий на занятиях физическими упражнениями. | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком | Лекция 2 часа Практика 2 часа | |
6. | Тема 6. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду (подвижные игры и физические упражнения). | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком | Практика 2 часа | |
7. | Тема 7. Физкультурно-массовые мероприятия в учреждении дошкольного образования. | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком | Практика 2 часа | |
8. | Тема 8. Научные методические и основы формирования здорового образа жизни ребенка-дошкольника. | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком | Практика 2 часа | |
9. | Тема.9.Предшкольное образование в области физической культуры и оздоровления детей 5-7 лет. Контрольная работа № 2. | специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1Контрольные работы для студентов
Контрольная работа 1.
Тема. Общие вопросы теории физического воспитания дошкольников.
Вариант 1
1. Общая характеристика средств и форм физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня в ДОУ.
3. Контроль и методы исследования организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Вариант 2
1. Характеристика видов планирования в ДОУ.
2. Анализ программ физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений в РФ.
3. Физкультурно-массовые мероприятия в учреждении дошкольного образования.
Контрольная работа 2.
Темы: Использование инновационных педагогических технологий на занятиях физическому воспитанию в ДОУ. Предшкольное образование в области физической культуры и оздоровления детей 5-7 лет.
Вариант 1
1. Современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
2. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания.
3. Взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательными и спортивными, социокультурными учреждениями.
Вариант 2
1. Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников.
2. Развитие и совершенствование адаптивных и функциональных возможностей детского организма.
3. Модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения личностно-ориентированных педагогических технологий.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2Тексты лекций
Тема 1. Общие вопросы теории физического воспитания дошкольников
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, будучи одной из отраслей педагогики имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры. Теория и методика физического воспитания определяет цель, задачи, средство, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных учреждениях. Учитывая, особенности каждого возрастного периода теория и методика физического воспитания вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.
Понятиятеории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.
Теория и методика физического воспитания связана с комплексом научных дисциплин. Методологической основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и др. наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма. Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности.
Комплексное использование средств физического воспитания – необходимое условия успешного решения задач физического воспитания.
К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.
Критерием оценки эффективности техники движения являются качественные и количественные результаты выполнения двигательной задачи. В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий (пространственные, временные, динамические и ритмические).
В развитии личности ребенка важную роль играет усвоение им накопленного человечеством опыта: знаний, способов деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг другу. Усвоение ребенком двигательного опыта осуществляется при использовании следующих методов: информационно-рецептивного, репродуктивного, проблемного обучения, словесных, наглядных, практических.
Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой, Н.В. Полтавцевой и др.
Формы работы по физическому воспитанию дошкольников включает: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия в течении дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, закаливающие мероприятия и гимнастика после сна); активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, каникулы); самостоятельная двигательная деятельность, индивидуальная и двигательная реабилитация (коррекционная работа); задания на дом. Использование различных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания, однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику. Образовательные программы, используемые в дошкольных учреждениях по разделу «Физическая культура» подразделяются на комплексные, парциальные(оздоровительные, специализированные по физической культуре) и программы дополнительного образования. К комплексным программам относятся программы «Детство», «Радуга», «Истоки», «Успех» и программа воспитания и обучения, приведенная в соответствие с требованиями ФГТ, под ред. Вераксы.
Парциальные оздоровительные – это программа «Здоровье», руководитель В.Г. Алямовская, программа «Здоровый дошкольник», автор – доктор медицинских наук, профессор Ю.Ф.Змановский и др.
Парциальная специализированная - программа «Старт», разработанная Л.В.Яковлевой, Р.А.Юдиной и Л.К.Михайловой. Авторы считают, что многие движения, освоение которых по другим программам начинается в старшей группе, дети способны освоить в более раннем возрасте, начиная с 3-4 лет.
Программы дополнительного образования – «Са-Фи-Дансе», «Путешествие в Олимпию» и др. Программы дополнительного образования строятся с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.
Физкультурное занятие является основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию. Цель и задачи физкультурных занятий – формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; удовлетворение естественной биологической потребности в движении; обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные нагрузки и т.д. Типы физкультурных занятий: учебно-тренировочные; сюжетно-физкультурные; игровые; комплексные; физкультурно-познавательные; тематические; контрольные; инновационные (спортивные танцы, ритмическая гимнастика, у-шу, хатха-йога и т.п.)Физкультурное занятие состоит из вводной части (подготовительная), основной и заключительной, каждая из которых имеет свои задачи и содержание. Занятия в Iмладшей группе проводятся 2 раза в неделю, соII младшей до подготовительной 3 раза в неделю ( 2 раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе. Продолжительность всех занятий в младшей группе – 15-20 минут, в средней -20-25 минут, в старшей25-30, в подготовительной -30-35 минут.
В настоящее время в России набирают популярность совершенно новые подходы и способы решения проблем физического воспитания детей. Стрейчинг – это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок (это метод фиксированных растяжек). Ритмическая гимнастика – это часть аэробики (air– воздух), при выполнении которых, организм потребляет большое количество кислорода. Происходит стимуляция сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. В ДОУ проводится в форме: физкультурных занятий оздоровительно-тренирующего характера; в виде «ритмических блоков», как часть занятия всредней и старшей группах продолжительностью 10-30 минут; как комплекс утренней гимнастики. Фитбол (boll-мяч) – упражнения с мячом.
Подвижная игра – сложная двигательная, эмоционально-окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Характерной особенностью подвижной игры является комплексное воздействие на организм и личность ребенка. По мнению П.Ф.Лесгафта, правила подвижных игр реализуют нравственное поведение детей, в играх они тренируются в нравственных поступках. Подвижные игры активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы и развивают психофизические качества. Подвижные игры бывают элементарные: сюжетные; бессюжетные; игры-забавы; игры-аттракционы. Сложные: спортивные игры: городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей.
Студенту важно усвоить по «Программе воспитания и обучения в детском саду» распределение подвижных игр по возрастным группам.
Спортивные игры – это высший уровень подвижных игр. Они предполагают сложную технику, использование тактики и требуют от детей не только проявления двигательной активности, но и достаточного двигательного опыта, высоких физических возможностей. Спортивные игры и упражнения проводятся чаще всего во время прогулки. Они способствуют повышению выносливости организма, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям; учат детей преодолевать различные препятствия; развивают физические качества.
В ЭТОМ ДЕМОНСТРАЦИОННОМ ДОКУМЕНТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО, НО ОНО БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНО В УТВЕРЖДЕННОМ ВАРИАНТЕ И ВЫЛОЖЕНО В ЛОКАЛЬНОЙ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СЕТИ