Урок физической культуры – основная форма организации физического воспитания школьников
Физическая культура является учебным предметом предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной и профессиональной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Посещение уроков физической культуры является обязательным для всех учащихся школы.
Деление учащихся на группы. В зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы.
К основной группе относятся учащиеся без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями функционального характера, но имеющие достаточную физическую подготовленность. Занятия по физической культуре с ними проводятся по школьной программе в полном объёме.
Подготовительная группа формируется из учащихся имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии без существенных функциональных изменений, а также недостаточную физическую подготовленность. К этой группе относят школьники с нарушениями осанки и плоскостопием, а также часто болеющие.
В специальную медицинскую группу включаются учащиеся, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке и определённым физическим упражнениям. В зависимости от характера заболеваний учащихся рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и лёгких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Характерные черты урока:
Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач.
Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся.
Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирования нагрузки.
Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Требования к современному уроку физической культуры:
учёт мотивов и интересов школьников к занятию физическими упражнениями;
каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими уроками;
современный урок отличает хорошая организация самостоятельной учебной деятельности учащихся. На уроке должна быть сознательная рабочая дисциплина, предусматривающая инициативу и творчество учащихся;
показательным является разнообразие организации деятельности учащихся, занятие нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону;
Непременным условиям эффективности является необходимость достижения оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении всего времени урока.
учителю следует обеспечить контроль знаний, умений и навыков учащихся;
урок должен проводиться в условиях отвечающих гигиеническим и эстетическим требованиям.
На каждом уроке школьники должны получать новые знания, умения и навыки, должны ощущать, что в процессе занятий улучшается их физическое развитие. Для этого учителю необходимо чётко определить конечную цель совместной работы с учащимися на год, семестр, серию уроков. Целью каждого учебного года является овладение материалом, предусмотренным школьной программой для данного класса. Реализуется цель путём постановки конкретных задач на каждый урок.
Конкретизация задач урока – решающий фактор разработки его содержания. Формулировка задач должна быть предельно краткой и ясной.
В методике физического воспитания все задачи, исходя из направленности, принято делить на три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Задачи обучения (образовательные) не могут быть единственными в уроке, следует обязательно отразить и требования к развитию двигательных качеств и совершенствованию функциональных систем организма учащихся. При этом следует предусматривать именно то, что действительно может быть достигнуто в рамках одного урока.
1. Образовательные задачи связаны с формированием двигательных умений и навыков и приобретением специальных знаний. При конкретной постановке задач на урок целесообразно использовать следующие глаголы: «научить», «закрепить», «совершенствовать», «ознакомить», «оценить».
2. Решение оздоровительных задач предусматривает обеспечение оптимального физического развития, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм. Развитие двигательных способностей (физических качеств) принято относить к оздоровительным задачам, учитывая их значение для нормального функционирования всех органов и систем организма школьников. Конкретно на урок задачи ставятся, например, так: «Воспитывать (развивать) силу».
3. Воспитательные задачи, как правило, на конкретный урок не формулируются и в конспект урока не записываются. Решаются в зависимости от складывающейся ситуации на уроке. Уроки физической культуры имеют большие возможности влиять на становление личности учащихся, и если учитель управляет этим процессом, то достигает положительных результатов. Если этот процесс идёт стихийно, то может получиться даже отрицательный эффект. На уроке учащиеся вступают в определённые отношения друг с другом и с учителем, вырабатывают отношения к самим себе, к дисциплине, к труду, к вещам общественной собственности и т.п. Эти отношения, по возможности, необходимо планировать. Учитель обязан адекватно реагировать на неожиданно возникающие формы поведения учащихся во время занятий, используя их для нравственного воспитания школьников.
Перечисленные группы задач на конкретном уроке решаются комплексно, в неразрывной связи друг с другом.