Контроль за развитием координационных способностей
Для комплексной оценки базового уровня развития координационных способностей следует применять специальные программы двигательных действий, в которые входят упражнения, требующие проявления разных видов координационных качеств.
При углублённом изучении уровня развития определённой разновидности координационных способностей необходимо применять адекватные контрольные упражнения.
Для контроля способности к сохранению равновесия применяются показатели, дающие возможность оценить продолжительность сохранения равновесия в разнообразных, относительно самостоятельных группах действий:
*продолжительность сохранения равновесия стоя на одной ноге с разными положениями и движениями рук, туловища, свободной ноги;
*продолжительность сохранения равновесия в стойке на руках или голове с разными положениями ног;
*продолжительность сохранения равновесия стоя или передвигаясь с разной скоростью на ограниченной опоре, например, гимнастическом бревне.
При контроле чувства ритма как способности точно воссоздавать и направленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений, следует прежде всего ориентироваться на биомеханические методы контроля – динамометрию, видеографию и т.п.
Для контроля способности к ориентированию в пространстве применяются двигательные задания, которые требуют оперативной оценки сложившейся ситуации и реакции на неё рациональными действиями. Например такие: прохождение или пробегание определённого расстояния с закрытыми глазами по прямой или по специальному маршруту, ограниченному ориентирами; удары по мячу, броски в ворота или в баскетбольную корзину с определённого расстояния и с закрытыми глазами; прыжки в длину на заранее определённое расстояние; преодоление дозированного расстояния 20 – 100 метров за установленное время и т.п.
Для оценки способности к произвольному расслаблению мышц эффективным методом является миотония – измерение твёрдости мышц специальным прибором.
Принципиально важно, контроль координационных способностей осуществлять при разных функциональных состояниях организма человека, поскольку высокий уровень проявления координационных способностей в оптимальных условиях ещё не означает, что он будет таким же при утомлении или на фоне интенсивного воздействия внешних сбивающих факторов.
ЧАСТЬ ІІІ. МЕТОДИКи ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИя различных групп населения
РАЗДЕЛ 13. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возрастная периодизация детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 6 – 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребёнка в первые годы жизни является физическое воспитание.
В настоящее время принято деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.
I – преддошкольный возраст: от рождения до 3 лет.
II – дошкольный возраст: от 3 до 6, 7 лет.
Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются биологическими и социальными факторами.
Содержание и методика физического воспитания детей преддошкольного возраста
Основная задача физического воспитания детей преддошкольного возраста – обеспечение оптимального режима физической активности для достижения положительного эмоционального состояния, нормального физического, нервно-психического развития и укрепления здоровья.
Режим – это последовательное распределение во времени основных физиологических потребностей детей: сна, приёма пищи, бодрствования и оздоровительных мероприятий (закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, подвижные игры и т. д.).
Правильный режим создаёт благоприятные условия для физиологического и психического развития ребёнка, обеспечивает его уравновешенное бодрое состояние, предохраняет от переутомления.
Основными средствами физического воспитания малышей до года являются гимнастические упражнения, массаж, закаливание, плавание. Детей старше двух лет – ежедневная утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика после дневного сна, закаливание, плавание, организованные занятия физическими упражнениями в яслях.
Гимнастические упражнения включают в себя рефлекторные (ответ на раздражение кожно-нервного аппарата ребёнка), пассивные (производятся взрослыми), пассивно-активные (с помощью взрослых и частично самостоятельно ребёнком), активные (выполняются самостоятельно ребёнком).
На использовании врождённых рефлексов построены многие упражнения гимнастических комплексов: рефлекторное ползание на животе и спине, рефлекторные повороты вправо и влево, рефлекторное обхватывание игрушки и т.п. Обучение происходит на базе безусловных рефлексов и затем переходит в активные движения.
При составлении комплексов учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.
Занятия проводятся ежедневно в одни и те же часы.
Радостное настроение, положительный эмоциональный тонус необходимо поддерживать у детей всех возрастов. Это залог хорошего психического и физического развития. Многократные движения рук и ног при выполнении гимнастических упражнений так называемого “комплекса оживления” уменьшают тонус сгибателей, общая подвижность укрепляет мышечную систему, содействует развитию органов дыхания, улучшению кровообращения и пищеварения. Некоторые упражнения “комплекса оживления” нужно проводить во время каждого переодевания перед кормлением.
Закаливание является эффективным средством использования естественных сил природы и гигиенических факторов в укреплении здоровья и физическом развитии детей дошкольного возраста.
Основное правило закаливания – не кутать ребёнка и обеспечить максимальное пребывание на свежем воздухе. Чем активнее ребёнок, чем больше и энергичнее двигается, тем легче его нужно одевать, но так, чтобы он не мёрз. Для детей одинаково вредно и охлаждение и перегревание.
Закаливание воздушными процедурами способствует сокращению сосудов кожи и уменьшению теплоотдачи. Если эту способность тренировать систематически, то ребёнку не будет опасна никакая простуда. Основной принцип закаливания – систематичность процедур. Закаливание воздушными процедурами нужно начинать с проветривания помещения. Температура воздуха в помещении, где находятся грудные дети, должна быть 21° – 22°. В прохладную погоду комнату проветривать не менее 3 – 4 раз в день, а летом окна держать открытыми как можно дольше. Дети чрезвычайно чувствительны к недостатку свежего воздуха, они становятся вялыми, у них ухудшается сон и аппетит. Недопустимо курение в комнате, где находятся дети.
Осенью и зимой при приёме воздушных процедур для детей до 6 месяцев температура воздуха должна быть 21° – 22°, для детей после года 18° – 20°. Продолжительность первых процедур для детей грудного возраста 2 – 3 минуты, после года – 5 минут. Постепенно это время увеличивают на 2 – 3 минуты через каждые 3 – 4 дня и доводят до 30 минут. Температуру воздуха снижают через каждые 5 – 6 дней на один градус и доводят до 18° – 19° для детей до года и 15° – 16° – после года.
Весной, при температуре 22° – 24°, процедуры принимаются в защищённых от прямых солнечных лучей и сильного ветра местах. Лучшее время для проведения этих процедур с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Продолжительность в первые дни 10 минут, затем её постепенно увеличивают до 1 часа.
Солнечная радиация благотворно влияет на физическое развитие ребёнка. Укрепляет и оздоравливает его, повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам. Ультрафиолетовые лучи имеют бактерицидное и противорахитное действие. При этом болезнетворные микробы быстро гибнут, и воздух в помещении очищается. Ультрафиолетовые лучи стимулируют образование в жировой клетчатке витамина D, который способствует обмену солей фосфора и кальция, необходимых для укрепления костей ребёнка, благотворно влияет на процессы кроветворения. Однако солнечные лучи приносят пользу только при правильном и осторожном их использовании. От недозированного, длительного облучения солнечными лучами у ребёнка возникает бессонница, ухудшается аппетит, он становится вялым и капризным. Принимать солнечные процедуры лучше всего вблизи водоёмов, в тихом безветренном месте с 9 до 12 и с 16 до 18 часов. В это время не сильно жарко и ультрафиолетовое облучение наиболее эффективно. Не рекомендуется проводить процедуры натощак или сразу же после еды, так как при перегревании тела уменьшается выделение желудочного сока, нарушается процесс пищеварения. В первые дни на солнце можно находиться не более 5 – 6 минут. Постепенно длительность процедуры увеличивают в среднем на 1 минуту, доводя её до 10 – 15 минут одномоментного пребывания на солнце при этом ежедневное суммарное время пребывания на солнце составляет 40 – 50 минут.
Водные процедуры эффективны в закаливании ребёнка, они достаточно просты и легко дозируются.
Водные процедуры начинают с умывания. Тёплую воду постепенно охлаждают до 14° . Ребёнку моют лицо, руки, шею и верхнюю часть груди. Через некоторое время можно приступить к обтиранию тела смоченной в воде рукавичкой, губкой или влажным полотенцем. В воду для обтирания рекомендуется добавлять морскую соль (одну столовую ложку на 3 – 4 литра воды). Сначала обтирают руки, затем шею, грудь, живот, спину и ноги. Все движения выполняют быстро и энергично. Процедура длится не более 1 – 2 минут. Затем тело растирают сухим полотенцем до покраснения кожи.
Обливание из лейки или под душем проводят после солнечной процедуры или после утренней гимнастики, когда ребёнок привыкнет к обтиранию. Эта процедура считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, поскольку вода попадает сразу на всё тело. Высота падения воды во время этой процедуры не должна превышать 40 – 50 см. Сначала обливают спину, затем грудь и живот, правый и левый бок. После окончания процедуры тело растирают сухим полотенцем до покраснения кожи.
Во многих семьях детей приучают мыть ноги в прохладной воде в течение всего года. Благодаря этому меньше потеют ноги, укрепляются мышцы и связки стопы, предупреждается возникновение плоскостопия.
Особенно способствует закаливанию детей купание в естественном водоёме. Начинают купание при температуре воздуха не менее 25 и воды 22. Продолжительность купания от 1 – 2 минут с постепенным увеличением до 5 – 10 минут. Следует помнить, что нельзя купать ребёнка натощак и раньше, чем через 1 – 1,5 часа после еды. Взрослые не должны позволять вспотевшим детям нырять в прохладную воду. В воде нужно постоянно двигаться или плавать. После купания дети должны вытереться полотенцем и согреться на солнце.
Нет однозначного ответа на целесообразность парить ребёнка в бане. Учёные чаще всего дают отрицательный ответ, объясняя это тем, что организм ребёнка развивается в дошкольный период особенно интенсивно и сердце несёт большую нагрузку. Чрезмерная жара в парной будет представлять опасность для сердечно-сосудистой системы ребёнка.
Родители, дети которых часто простужаются и болеют, стараются теплее одевать своего ребёнка, сокращают время его прогулок в прохладную погоду, запрещают им бегать, оберегают их от подвижных игр со сверстниками. Кроме того, постоянное напоминание о том, что ребёнок может простудиться и заболеть, угнетающе действует на его психику. Для детей, имеющих ослабленное здоровье, нет лучшего лекарства, чем активная двигательная деятельность и закаливание организма.
Массаж способствует укреплению здоровья, улучшает функционирование кровеносной и мышечной систем, улучшает обмен веществ, оказывает положительное влияние на развитие психики ребёнка. Массаж воздействует не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на весь организм в целом.
В результате массажа через кожу, как наиболее обширную воспринимающую поверхность организма, раздражение передаётся в центры коры большого мозга, где создаются очаги возбуждения, оказывающие тонизирующее действие на центральную нервную систему и тем самым стимулирующие её функциональную способность.
В раннем детском возрасте массаж вместе с гимнастическими упражнениями можно применять, начиная с одномесячного возраста, как средство физического развития ребёнка.
Техника массажа у детей включает применение всех четырёх приёмов классического массажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию.
Массаж рекомендуется сочетать с гимнастическими упражнениями.
Плавание.Практические занятия в ванне с совершенно здоровыми детьми можно начинать со средины первого или в начале второго месяца жизни ребёнка.
Грудной ребёнок не боится воды. И если в ванне у ребёнка появляется страх, то виноваты в этом родители. Необходимо ни на секунду не оставлять ребёнка одного в ванне. Во время проведения занятия необходимо создавать ребёнку эмоционально насыщенную обстановку. С ребёнком нужно всё время ласково разговаривать, не помешает тихая мелодичная музыка. Занятия по плаванию должны проходить весело, живо, в непрерывном контакте между ребёнком и взрослым. Вот почему важно, чтобы хотя бы первые занятия проходили при совместном погружении ребёнка и родителя в воду. Чувствуя рядом мать или отца, ребёнок меньше пугается.
Цель в течение 9 – 12 месяцев научить ребёнка самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20 – 30 минут; нырять на небольшую глубину, доставать со дна предметы (игрушки), плавать под водой в течение 7 – 8 секунд.
В дальнейшем занятия должны постепенно усложняться и сводиться к более уверенному пребыванию ребёнка в воде с более высокой двигательной активностью. Ребёнка надо непременно приобщить летом к купанию в естественных водоёмах, а зимой – в бассейне.