Методы, направленные на приобретение специальных знаний
Знания – это один из ведущих компонентов содержания физического образования. Их определяют как информацию, воспринятую, созданную и закрепленную в памяти обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей.
Методы, используемые в процессе приобретения знаний, подразделяются на группы методов предполагающие устную, печатную и сенсорную передачу и усвоение информации
Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы объяснения, описания и других форм речевого воздействия.
Рассказ – это изложение событий в повествовательной форме, например истории развития вида спорта.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.
Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричины.
Описание – это подробный перечень признаков, особенностей, например, изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать именно так.
Характеристика – это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Она используется в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: «как делать?». К примеру, выполнять действие слитно.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, теоретическое доказательство эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи.
Сопроводительные пояснения – лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.
Инструктирование – точное, емкое объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, правил и т.д.
Команды и указания – лаконичны и повелительны, служат оперативному управлению действиями занимающихся.
Оценочные суждения – одобряющие или неодобряющие, с пояснением ошибок, если они допущены. К примеру, оценки в баллах или очках, а также «верно», «хорошо» и т.д.
Идеомоторная тренировка – самопроговаривание, мысленное воссоздание техники упражнений. Суть ее состоит в мысленном сопровождении проговариванием выполняемых движений вслух или про себя, во внутренней речи, с акцентом внимания на важных моментах действия. Применение внутренней речи при выполнении упражнений называют также методами словесной саморегуляции. Они состоят из самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.
Группа методов, связанная с передачей и усвоением печатной информации путём работы с учебниками, книгами, программированными пособиями, в сети Интернет, применяется для стимулирования познавательного интереса и активности занимающихся и углубления их знаний.
Эти методы используются в самостоятельной работе занимающихся и позволяют получить более полные и достоверные знания о виде спорта, теоретических и методических аспектах физического воспитания, физической рекреации, физической реабилитации и т.п.
Группа методов построенная на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (сенсорно – перцептивные методы).
Важную роль здесь играют зрение, кинестетический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия двигательных действий. По мере освоения двигательных действий формируются специальные восприятия, чувственный образ (чувство мяча, чувство воды и т.д.).
Чувственный образ формируется в результате воздействия двух групп факторов.
Одна группа факторов связана с передачей информации экзогенного, т.е. внешнего происхождения, относящейся к «чужому» исполнению движения. Применяются следующие методы: натуральный показ упражнения преподавателем или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино- и видеомагнитофонных записей, предметных и символических ориентиров ( мячей на подвесках, флажков, разметки и т.д.).
Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы порождают эндогенные, т.е. внутренние ощущения.
Применяются методы направленного «прочувствования» движения с применением технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры движений и тем самым лучше прочувствовать их.
Применяются специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощущений (выполнение упражнения с выключением зрения, использование напряжения мышц со зрительным контролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экране вектрокардиоскопа и т.п.).
Применяются технические средства срочной информации – звуковые, эргометрического программирования, кардио программирования и т.п.
Рассмотренные методы, направленные на приобретение специальных знаний применяемые в физическом воспитании, можно представить на рис. 3 а, б, в.
Методы, направленные на приобретение специальных знаний путём устного изложения |
ò ò ò ò ò ò ò ò ò ò
Рассказ | Беседа | Описание | Характеристика | Объяснение | Сопроводительные пояснения | Инструктирование | Команды и указания | Оценочные суждения | Идеомоторная тренировка |
Рис. 3а. Методы устного изложения, применяемые при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств
Методы, направленные на приобретение специальных знаний путём усвоения печатной информации |
ò ò ò ò
Работа с учебниками | Работа с книгами | Работа с учебными пособиями | Работа в сети Интернет |
Рис. 3б. Методы передачи и усвоения печатной информации, применяемые при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств
Методы, направленные на приобретение специальных знаний путём восприятия информации посредством органов чувств (сенсорно – перцептивные методы) |
ò ò ò ò
Зрение | Кинестетический анализатор | Вестибулярный анализатор | Слух |
Рис. 3в. Методы построенные на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств, применяемые при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.