Самоконтроль и самооценка школьников на уроках физической культуры.

Для преподавания физкультуры как предмета, целью которого является помочь ученику стать автором своего физического состояния, обычный традиционный способ оценивания по абсолютным показателям не годится.

Допустим, что ученик пробежал дистанцию 60 м за 9,5 сек. Учитель ставит ему, исходя из нормативов, оценку «три». Что она (эта оценка) содержательно сообщает ученику, как автору своего физического состояния? Из этой оценки не видно, в чём состоит недоработка, что выполнялось учеником хорошо, а что недостаточно хорошо, над чем нужно работать, чтобы улучшить свой спринтерский бег. Если в оценке нет содержания, то нет и авторства.

Содержательная оценка должна отражать качество выполнения элементов физического действия. Тогда автор может ею воспользоваться не только для понимания своих границ, но и для определения точек контроля выполнения каждого элемента.

И в чём же тут проблема? Можно сделать, скажем, по аналогии с математикой. Например, действие «деление столбиком» делится на элементы и определяются критерии контроля правильности выполнения каждого:

1.Расположить делимое и делитель.

2.Определить первое неполное делимое. Критерий контроля: количество знаков в первом неполном делимом должно быть равным или больше на одно, чем в делителе. При этом оно должно быть больше или равно делителю и из двух возможных вариантов наименьшим.

3.Определить количество знаков в значении частного. Критерий контроля: количество знаков в значении частного должно быть равно количеству неполных делимых, то есть количество знаков в делимом после первого неполного делимого плюс один.

И т.д.

Выделить элементы выполнения, например, прыжка с места можно, представив идеальный прыжок в виде кинограммы.

1. Присесть на носки, голова наклонена, руки прямые и отведены назад.

2. Напрячь мышцы спины, ног, рук и, чуть-чуть приподнимаясь, наклоняться вперёд до положения неустойчивого равновесия, не отрывая ног от земли.

3. С резким взмахом рук вперёд, рывком спины для прогиба оттолкнуться ногами от земли.

4. Вынести ноги в воздухе вперёд так, чтобы первое касание земли было пятками, а при касании ноги были слегка согнуты в коленях, стопы раздвинуты на ширину плеч.

Но как это контролировать, как оценивать? Как, например, оценить напряжение мышц спины, ног, или наклоняться вперёд до положения неустойчивого равновесия?

В математике можно после каждого элемента остановиться, проконтролировать правильность выполнения, а затем приступать к выполнению следующего элемента. При выполнении прыжка сделать это невозможно. В математике можно точно сравнить количество знаков слева и справа. Там используются объективные величины в качестве мерки. В физкультуре контроль может быть только чувственным. Кто может, например, кроме самого исполнителя, сказать о том, достиг он уже точки неустойчивого равновесия, которое «даёт право» ему совершать отталкивание или он этой точки ещё не достиг? Кроме того, нельзя во время того же прыжка думать о том, рано или не рано отталкиваться. Это немедленно разрушит целостность исполнения, и прыжок будет плохим, хотя исполнение первого элемента может быть хорошим.

Налицо две основные трудности при обучении авторскому контролю и оценке при выполнении физического действия:

1. Невозможность делать остановки между элементами действия.

2. Контроль правильности выполнения элемента носит субъективный характер и поэтому скрыт от преподавателя.

Как производить поэлементный самоконтроль, если нельзя делать остановки во время исполнения действия?

и

Как пользоваться чувственным критерием самоконтроля, если его нельзя соотнести с идеалом ввиду субъективности ощущений?

Не найдя способа разрешения этой проблемы, нельзя рассчитывать на содержательный самоконтроль и самооценку физического действия ученика.

Решение первой части проблемы может быть достигнуто, если обучение контролю выполнения отдельного элемента действия производить не внутри самого действия, а вненего – в специальном упражнении. Это специальное упражнение не должно содержать других элементов действия или иметь в своём составе уже заранее отработанные элементы исходного действия. Например, определение точки неустойчивого равновесия можно отрабатывать на таком специальном упражнении:

Встать прямо, спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы и лопатки касались стены. Руки опустить вниз, скрестить сзади и положить внешние стороны кистей на ягодицы так, чтобы левая кисть лежала на правой ягодице, а правая - на левой. Зафиксировать это положение. Не меняя взаимное расположение частей тела, начинать медленно наклоняться до момента, когда начинаешь падать, и в этот момент пытаться, не меняя положения тела, удержаться как можно дольше.

Целью такого упражнения является получение ощущения момента неустойчивого равновесия – того момента в прыжке с места, когда нужно отталкиваться. Поскольку в этом упражнении отрабатываемый элемент изолирован от других элементов прыжка с места, то отработка его не разрушает целостности прыжка. Кроме того, в таком упражнении возможны остановка в конце элемента и его оценка.

Приобретение нужного субъективного ощущения, сопоставимого с идеальным, возможно, если специальное упражнение выполнено точно. Для этого в инструкции по выполнению упражнения должны быть выделены точки контроля правильности выполнения специального упражнения. Такие точки контроля могут быть как визуально контролируемыми (пятки касаются стены), так и чувственно контролируемыми (начинаешь падать).

В таких специальных упражнениях зможно не только приобрести чувственный опыт определения критерия контроля правильности выполнения элемента и отработать его, но и не мешать исполнению других элементов действия.

Для отработки каждого элемента можно придумать специальные упражнения. Теперь встаёт вопрос: в какой последовательности эти элементы отрабатывать?

Последовательность, аналогичная последовательности расположения элементов в самом действии, часто не годится. Например, вставляя отработанный элемент в действие, можно обнаружить, что он (теперь новый, отличный от ранее применяемого в прыжке) противоречит исполнению других элементов, не дополняет их, а, наоборот, мешает им. Так, резкое своевременное отталкивание может спровоцировать падение из-за запаздывания перегруппировки ног для приземления. Поэтому выбор последовательности отработки элементов для каждого физического действия будет носить индивидуальный характер, а опираться он, на наш взгляд, должен на два основных принципа:

-безопасность при исполнении действия после вставления в него отработанного элемента;

-исключение противоречий между элементами после вставления отработанного элемента в действие.

Для прыжка с места последовательностью отработки элементов, удовлетворяющей этим двум принципам, может быть обратная последовательность (сначала 4, потом 3, 2 и 1):

4. Вынести ноги в воздухе вперёд так, чтобы первое касание земли было пятками, а при касании чтобы ноги были слегка согнуты в коленях, стопы раздвинуты на ширину плеч.

3. С резким взмахом рук вперёд, рывком спины для прогиба оттолкнуться ногами от земли.

2. Напрячь мышцы спины, ног, рук и, чуть-чуть приподнимаясь, наклоняться вперёд до положения неустойчивого равновесия, не отрывая ног от земли.

1. Присесть на носки, голова наклонена, руки прямые и отведены назад.

Для бега на короткие дистанции требуется другая последовательность (не обратная). Здесь сначала распределяются в последовательности этапы бега (отрабатывается сначала тот этап, который в наибольшей степени влияет на результат), а потом внутри этого этапного действия рассматривается нужная для него последовательность расположения отработки элементов, при этом следует придерживаться принципов безопасности и исключения противоречий.

Итак, контрольные чувственные точки (критерии) для определения правильности выполнения действия обретаются в специальных упражнениях, направленных на отработку отдельного элемента физического действия.

Но это только предметное содержание разрешения проблемы. Нас должен ещё интересовать и педагогический аспект.

Каким способом, какими педагогическими действиями можно организовать усвоение учениками способов поэлементного самоконтроля и самооценки выполненного физического действия?

Предлагается следующая последовательность педагогических действий.

1. Детям предлагается для рассмотрения образец выполнения физического действия (например, его лично показывает учитель). Целью такого рассмотрения является первоначальное выделение основных элементов действия.

Затем производится первоначальный замер результатов выполненного действия каждым (на какое расстояние прыгнул, за какое время пробежал).

На первом году обучения, когда дети не имеют никакого опыта расчленения целого на составляющие, этому этапу предшествует исполнение системы неправильных действий (например, прыжков с приземлением на носки, прыжков на пятках, прыжков на прямых ногах, прыжков с руками, сжатыми сзади в замок, прыжков в сгорбленном состоянии, прыжков с широко расставленными ногами, прыжков со сдвинутыми ногами и т. д.) по образцу.

2. Отработка первого элемента начинается с инструкции, как правильно выполнить упражнение. Детям после прослушивания такой инструкции предлагается просмотреть для определения правильности образец упражнения (учитель его исполняет специально неправильно в одной из точек). После выявления неправильного места предлагается сделать правильно «неправильное» действие (нарочно выполнить это место неправильно). Делать это можно фронтально и в парах. Необходимо помнить, что внутренний план действий у детей пока не развит, и поэтому необходимо обеспечить ребёнку сначала визуальный контроль чужого действия (увидеть, как делает другой, и оценить его).

Затем предлагается сделать этот же элемент, но правильно.

Так выясняются сначала все точки контроля правильности выполнения специального упражнения, а потом переходят к основной цели упражнения. Цель эта объявляется. Объявляются чувственные точки контроля (болевое ощущение, растягивающее напряжение, похрустывание и т. п.). Правильность выполнения упражнения также сначала оценивается у другого, а потом у себя.

3. Учитель (сам или один из учеников, с которым учитель заранее договорился) показывает физическое действие с неправильным исполнением только что отработанного элемента и просит детей оценить исполнение действия. Затем учитель просит детей совершить то же действие с неправильным исполнением того же элемента. Это искажение может быть другим (можно вспомнить в действии на разминке неправильные прыжки).

4. После обнаружения ошибки предлагается попробовать произвести действие с правильным исполнением отработанного элемента. Оценка производится в той же последовательности, что и ранее.

Возможно введение «молчаливого» знакового оценивания по типу оценивания судьями фигурного катания. Например, так. Все дети стоят в линию (они судьи), а перед ними один из учеников выполняет действие. Если судья считает, что элемент выполнен правильно, то он поднимает руку с открытой ладонью, а если считает, что элемент выполнен неправильно, то поднимает руку со сжатыми в кулак пальцами. Учитель может попросить прокомментировать свою оценку одного-двух судей.

5. Придумываются варианты специальных упражнений, с помощью которых можно отрабатывать этот же элемент.

На первом этапе обучения такие различные упражнения предлагаются (показываются) учителем.

После того как отработаны основные (те, которые в наибольшей степени влияют на результат) или все элементы действия, производится замер результатов. Особенно на первом этапе обучения предлагается использование мерок, находящихся всегда с собой (длину стопы, например).

После отработки всех элементов действия обязательно производятся оценка и самооценка техники исполнения действия.

Подробное описание содержания работы над отработкой элементов метания мяча представлено в приложении 2.

Бег на короткие дистанции выбран в качестве первого физического действия для отработки в первом классе, так как он, во-первых, является органичным для младшего школьника, а во-вторых, именно бег на короткие дистанции, по нашему мнению, является основным элементом многих подвижных игр, в том числе и спортивных.

Наши рекомендации