Развитие физической культуры в России

О системах физического воспитания в России во «Всеобщей истории физической культуры и спорта» Л. Куна [168] до XIX века ничего не упоминается, хотя в российских источниках история физической культуры ведётся с IX века [71]. Но что касается создания научных основ физического воспитания, то имена И.М. Сеченова и П.Ф. Лесгафта стоят в первых рядах мирового табеля о рангах.

Исследования И.М. Сеченова открыли путь к познанию общих закономерностей, которые привели к формированию нового мировоззрения на вопросы физического воспитания и спортивной тренировки. В ходе исследований выявилось, что функционирование человеческого организма представляет единое целое и неотделимо от окружающей среды. Было установлено, что различные физические упражнения оказывают влияние не только на отдельные группы мышц, но и на функционирование внутренних органов человека и его душевные процессы, а также то, что при нагрузках нельзя использовать закостенелые схемы, а следует принимать во внимание возрастные и половые особенности человека и даже его индивидуальные склонности. В ходе изучения кровообращения в коже и слизистой оболочке было указано на важность метеорологической закалки. В результате тренировки с использованием физических упражнений наряду с укреплением мышц растёт выносливость, улучается быстрота и точность движений. Параллельно с готовностью совершать движения во всём организме произошли такие изменения, которые обеспечили наиболее благоприятные условия для функционирования органов движения путём более экономичной деятельности органов кровообращения и дыхания.

В истории развития педагогической теории П.Ф. Лесгафт занимает место основоположника отечественной науки о физическом образовании. Целевой установкой физического образования, по Лесгафту, является: привить детям любовь к труду, научить их действовать целенаправленно, продуктивно и экономно, с большой настойчивостью и напряжением всех сил.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» [185], состоит в том, что школа прежде всего должна давать образование человеку, т.е. формировать его как личность. Творчески развивая мысль И.М. Сеченова о значении мышечного чувства в познании, Лесгафт рассматривает движение как средство развития познавательных сил учащихся. Занятия физическими упражнениями, по его мнению, способствует закреплению теоретических знаний на практике, повышая общий уровень готовности детей действовать умело и рационально.

Важно отметить, что П.Ф. Лесгафт проложил для теории физического образования основной путь в решении методических вопросов: использование общих педагогических положений с учётом специфики двигательной деятельности. В своей методике обучения физическим упражнениям он настойчиво указывал на роль слова в формировании у ребёнка умения сознательно управлять своими движениями. Он категорически утверждал, что все занятия должны производиться по краткому и точному разъяснению преподавателя, а не по подражанию, ибо только в таком случае действия занимающегося будут сознательны и он научится управлять собой, что и составляет главную цель телесных упражнений.

Оценивая вклад П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической психологии, М.Г. Ярошевский подчёркивает, что управление телом – категория сенсорно-интеллектуального порядка. «Оно начинается, - пишет он, - в сфере элементарной чувствительности, а в дальнейшем переходит к свойственной человеку сознательной регуляции движения, для которой характерно оперирование словесными знаниями» [430]. Рассматривая переход от чувственно-образной регуляции к словесной как условие воспитания самостоятельности поведения, Лесгафт доказывает, что воспитание ума и тела – единый процесс.

Своеобразна точка зрения П.Ф. Лесгафта на значение наглядности в обучении, которая рассматривается им как источник познания и основа для развития интеллекта. Однако, по его мнению, эти функции наглядность выполняет только при определённых педагогических условиях: предварительной подготовке восприятия; связи восприятия с мыслительными операциями (анализом, оценкой, умозаключением); умении сравнивать и различать получаемые впечатления; сочетании наглядности со словом. При соблюдении этих условий достигается «ясное представление». Следовательно, наглядность, в его понимании, должна выступать не только как средство уточнения представлений, полученных на основе восприятия объяснений учителя, но и как средство их проверки. Тогда школьник вырабатывает свою самостоятельную мысль, свои понятия, развивает своё образное мышление, создаёт себе свои идеалы.

В организации специального образования при создании своей системы подготовки кадров по физическому воспитанию Лесгафт проявляет себя как сторонник широкой, общенаучной подготовки и оговаривает недопустимость привлечения к преподаванию «… лиц, знакомых только с технической стороной предмета» [185, С. 14]. Критикуя существующую систему подготовки кадров учителей гимнастики за узкопрактическую (техническую) подготовку, П.Ф. Лесгафт выдвигает принципы педагогической направленности содержания и средств такой подготовки. Преподаватель, пишет он, должен быть хорошо знаком с анатомо-физиологическими особенностями «того организма, который берётся он воспитывать, чтобы он понимал влияние на организм тех упражнений, которые он применяет, и чтобы он имел такое педагогическое образование, которое руководило бы его при применении знакомого ему материала преподавания к вполне известному ему молодому организму». И далее: «Руководитель физическим образованием должен быть психологом. Любя детей, он должен уметь видеть и поддерживать добрые проявления их характера, воли и поведения» [185, С. 14].

Учительские семинарии и так называемые учительские курсы, в которых занимаются преимущественно изучением методики, нельзя признать за школы, это будут те же простые мастерские, в которых полагают, что у учеников нет головы и поэтому их необходимо наделять приёмами для выполнения данного им шаблона. В школе годен только такой учитель, который по своему развитию в состоянии выработать свой метод преподавания, в нём должна быть непременно выражаться индивидуальность учителя, иначе он является только мастеровым, а не человеком, возбуждающим мысль у своих учеников, здесь необходимо показать, как проверять свои мысли и возбудить в них представление о человеческой личности; чтобы выполнить эту трудную задачу, учитель должен быть соответственно подготовлен.

В высшей школе слушатель должен быть в состоянии самостоятельно вырабатывать свою мысль и применять её в жизни, он должен здесь приучаться служить идее и строго соблюдать при обращении с окружающими их неприкосновенность.

Основные подходы в образовании предопределяются обществом, его политической составляющей (направляющей). Поэтому с изменением политической парадигмы, всегда меняются парадигмы и образовательные. Это прослеживается на протяжении всей истории человечества, России в частности. Так было после Октябрьской революции, в таком же положении оказалось школьное образование в настоящее время. Пытаясь не отстать от преобразований в сфере образования, специалисты в сфере физической культуры и спорта делают попытки осмыслить прошлое, чтобы определить направление, в котором следует двигаться дальше.

Анализ преобразований в области физической культуры после Октября 1917 года дан в Образовательной программе для учащихся средней общеобразовательной школы [362]. Авторы (односторонне, с нашей точки зрения, так как не отмечают положительных сторон и результатов физического воспитания того времени) отмечают, что политика государства привела к негативным явлениям в области физической культуры. В 30-х годах они их представляют в следующем виде.

1. Физическая культура из цели и продукта (результата) процесса социализации (воспитания) человека превращается в условие, средство и составную часть коммунистического воспитания.

2. Меняется отношение к физической культуре в структуре воспроизводства человека. Не человек нужен новой государственной системе, а его физические качества в прикладном аспекте. Физическая культура как часть воспитания ориентируется лишь на физическое здоровье, необходимое для труда и обороны.

3. В условиях разрушения внешних социальных связей психологии и физической культуры разрушаются и внутренние связи – между психикой и телом индивида. Психологические структуры, связанные с двигательной деятельностью индивида, выпадают из поля зрения специалистов и оказываются на периферии физкультурного образования.

4. Физическое воспитание, а, следовательно, и физкультурное образование, оказавшись «составной частью коммунистического воспитания», редуцируются до директивных форм и постепенно трансформируются в систему тренировочных занятий, направленных на развитие физических кондиций (физических качеств).

Итогом послевоенного развития сферы физической культуры и школьного образования явилось:

1. Разделение физической культуры в обществе на две автономные сферы, различные по форме и способам деятельности: спорт с ориентацией на воспроизводство спортсменов и рекордов и массовая физическая культура, опустошённая предыдущим этапом развития, с ориентацией на двигательную активность, декларативно обеспечивающую здоровье.

2. Физкультурное образование подрастающего поколения сохраняет свою прагматическую направленность по содержанию и целеполаганию. Процессы идеологизации общества и интенсивность научно-технического прогресса создали условия невостребованности физического потенциала народа. Как следствие этого школьная физическая культура потеряла свою актуальность как для системы воспитания, так и для военной и производственной сфер.

3. Благодаря интенсивному развитию сферы спорта в теории физической культуры происходит обособление её двух дисциплинарных направлений. Теория спорта, основываясь на естественнонаучных данных о физических возможностях человека и способах достижения максимальной специфической работоспособности («спортивной формы»), разработала концепцию спортивной тренировки. Однако вклад её в физкультурное образование минимален, так как нагрузки и методы тренировок спортсменов высшей квалификации часто не совместим со здоровьем.

4. Противоречия, заложенные в довоенный период, углубились, распространили своё негативное влияние на все области физической культуры, привели к кризису физкультурного образования и как следствие созданную государством в своих политических и идеологических интересах систему физического воспитания. Последняя не была готова к переустройству общества, начавшемуся в 90-х годах, и практически перестаёт существовать в своей целостности.

Далее отмечается [362, с. 14], что на рубеже 80-х – 90-х годов кризис физической культуры в сочетании с другими негативными явлениями породили в обществе проблему здоровья нации, предопределили духовное, культурное и физическое обнищание народа, но, - подчёркивается, - несмотря на это, потребность в физической культуре у человека сохраняется. Это показывает, что процесс развития физической культуры «отменить» нельзя, его можно только затормозить или ускорить. Последнее условие может быть реализовано за счёт происходящих процессов демократизации и гуманизации общества. Для этого необходимы новые концептуальные положения, полноценно обеспечивающие прогрессивный характер развития физической культуры в России. Одним из направлений воссоздания физической культуры является реформирование физкультурного образования подрастающего поколения.

1.3. Развитие физической культуры в современной России (1986 – 2006гг).

Перестроечные процессы в обществе, в образовании не обошли стороной и школьный предмет «физическая культура». В конце 80-х годов начинают появляться концепции, определяющие пути его развития. В Концепции непрерывного физического образования детей и учащейся молодёжи [138] интегральной целью физического воспитания для всех ступеней системы народного образования выступает физическая культура личности как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной цели, физического совершенства и практической деятельности.

Далее авторы прописывают, что реализация целей физического воспитания опирается на основные принципы общей концепции непрерывного образования: гуманизацию, демократизацию, дифференциацию и индивидуализацию, деятельностный подход, нацеливающий на активное выполнение индивидуальных и коллективных программ физической культуры, оздоровления и спортивной деятельности, развивающий познавательные и творческие возможности, способствующий включённости в процесс физического самообразования и самосовершенствования.

В середине 90-х годов появляются новые программы по физическому воспитанию[286] и образованию [362]. Выдвинутые концептуальные положения, - как считали авторы, - должны были обусловить новое понимание содержания предмета физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы. «В качестве такого учебного предмета представляется преобразовательная двигательная деятельность индивида, которая, являясь одной из форм двигательной активности, характеризуется направленным преобразованием «внутренней природы человека и реализует его потребности в активной творческой жизнедеятельности. Освоение данного предмета нацелено на формирование научно-диалектического мировоззрения учащихся в сфере физической культуры, овладение ими средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального и физического развития, укрепления и сохранения здоровья» [286, с. 16].

В последующие годы появился ещё ряд концепций [23, 137, 139, 140, 266], на основе которых стали появляться программы [285, 367, 368], учебники и учебные пособия для учителей [230, 231, 265, 369, 370-372], учебники и учебные пособия для учеников [47, 363, 364, 365, 366].

Несмотря на отличия, что естественно, все концепции и программы связывает то, что они строятся на принципах демократизации, гуманизации, личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода. Во всех программах отмечается, что необходимо формировать у учащихся умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Так, говоря о цели физкультурно-спортивного воспитания детей, В.К. Бальсевич пишет: «Исходя из современных представлений о феномене физической культуры, эту цель можно сформулировать как научение обучающихся в общеобразовательной школе знаниям, умениям и навыкам активного (деятельностного) использования базовых ценностей физической культуры для формирования и совершенствования своего физического, психического и нравственного здоровья…» [23, С. 3]. И, тем не менее, в большинстве исследований, посвящённым разработке и проверке эффективности инновационных программ, умения сформированности физкультурной деятельности, личностный рост, интеллектуальное развитие в процессе занятий физической культурой не диагностируются. Преимущественно показывается влияние занятий физкультурой и спортом на физические кондиции занимающихся [напр.: 53, 74, 116, 207, 253].

Наши рекомендации