Понятия интертекстуальности и метатекста.

Рефлексия текста как системы разнородных семиотических пространств – "внешних текстов" (литературных и нелитературных), вводимых в заглавный текст (Ю.М.Лотман). Динамика семантики текста как следствие его восприятия на фоне последовательно сменяющих друг друга фрагментов культурного пространства. Функции "других" миров в художественном тексте. Система i-знаков как важнейшее свойство модели "текста-в-тексте" (Е.Е.Бразговская), способы ее осуществления в текстовом поле.

SUB ROSA. Интерпретация интертекстуальной природы текста культуры

Транскрипция текста в различных семантических системах координат. Рефлексия стратегии интерпретации "текста-в-тексте", особенностей ее "механизма"; декодирование знаков заглавного текста и системы i-знаков (знаков межтекстовых взаимодействий) как "следов" контекстного окружения заглавного текста.

6. Коммуникативная организация текста.Понятие коммуникативного центра. Коммуникативные регистры текста. Анализ коммуникативной структуры текста

7. Проблема филологического анализа текста.Содержание и структура анализа.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Зарубежная литература    
2. Русская литература  
3. Создание и редактирование текста            

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. КСРС СРС Всего час.
Филология, Текст: содержание понятий.
Художественный текст как эстетический дискурс, уровни текста, их взаимосвязь
Семиотическая функция текста в пространстве культуры. Семиотико-культурологический анализ текста
Понятия интертекстуальности и метатекста. Функции "других" миров в художественном тексте  
SUB ROSA. Интерпретация интертекстуальной природы произведения литературы    
Коммуникативная организация текста  
Проблема филологического анализа текста.      

Практические занятия

№ п/п № раздела дисц-ны Тематика практических занятий и КСРС Трудо-емкость (час.)
Понятие филологии. Основные смыслы рассказа К.Булычева "Поделись со мной…" (КСРС, ПЗ)
Понятие текста, его основные признаки и текстообразующие факторы. Связность и цельность текста (ПЗ)
Текст как семантическое поле постоянного напряжения сил: на материале картины Веласкеса "Менины" (КСР) и рассказа М.Павича "Тайная вечеря" (ПЗ. Проект: Фантазии видеоряда текста рассказа)
Смотреть на мир "глазами жанра" (ПЗ)
Пространственно-временная организация текста (на материале рассказа М. Павича "Тунисская белая клетка в форме пагоды" (ПЗ)
Понятие парадигматического мирового сюжета. Архесюжет рассказа "Пиротехника, или Памятная дата" М.Турнье (ПЗ)  
Интерпретация текстов культуры: чаепитие как текст, малый провинциальный город как текст культуры (КРСР, ПЗ. Проекты)
Обсуждение монографии Н.А.Фатеевой Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности. М., 2007 (КСРС)  
Sub rosa. Интертекст Марины Цветаевой
Sub rosa. "Музыкальный текст" в повести И.Срезневского "Rapsodia Sonatina"
Коммуникативная организация текста. Читаем научные тексты (КСРС, ПЗ)
Учебный проект: Составление рекламного текста
1-7 Защита вариантов комплексного филологического анализа текста (КСРС, ПЗ)


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

I. Основная литература

1. Бразговская Е.Е. Языки и коды. Введение в семантику культуры. Пермь, 2008.

2. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХIХ-ХХ вв.). М., 2006.

3. Панченко Н.В., Качесова И.Ю., Комисарова Л.М., Чувакин А.А., Земская Ю.Н. Теория текста: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2010./ litres. ru/ aleksey-chuvakin

4. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности. М.: Комкнига, 2007.

5. Широкова Е.В. Современные подходы к художественному тексту. Учебное пособие Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011.//elibrary. udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/

6. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие. СПб., 2007. window.edu.ru

II. Дополнительная литература

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1979.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.
  4. Бразговская Е. Е. Текст в пространстве культуры («Sny. Ogroefy, Serenite» Ярослава Ивашкевича): Монография. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2001.
  5. Бразговская Е.Е. Текст культуры: от события к со-бытию. Логико-семантический анализ межтекстовых взаимодействий. Пермь, 2004.

7. Бразговская Е. Е. Логико-семиотический анализ межтекстовых взаимодействий (на материале текстов Ч. Милоша и Я. Ивашкевича). Дис. … докт. филол. наук. СПб., 2005.

8. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX вв. в свете исторической поэтики.М., 1997.

  1. Бютор М. Роман как исследование. М., 2000.

10. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999.

  1. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.
  2. Ворожбитова, А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М: Высшая школа, 2005.

13. Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2-х т. Т.2. М., 1997.

14. ГиршманМ.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.

  1. Гудмен Н. Способы создания миров. М., 2000.

16. Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь, 2001.

  1. Золотова Г.А. Говорящее лицо и структура текста // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. М, 1995. С. 120-132.
  2. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004.

19. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

20. Крюкова Н.Ф. Метафорика и смысловая организация текста.Тверь, 2000.

21. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

  1. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПБ, 1998.
  2. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров (человек-текст-семиосфера-история). М.: Языки русской культуры, 1999.
  3. Мауро Т.де Введение в семантику. М., 2000.
  4. Монтаж: Литература, искусство, театр, кино / Отв. ред. Б.Раушенбах. М.: Наука, 1988.
  5. Растье Ф. Интерпретирующая семантика. Нижний Новгород, 2001.
  6. Сидоров Е.В. Основы системной концепции текста: Автореферат дисс. ... доктора филол. наук. М., 1986.

28. Смирнов И.П. Бытие и творчество. СПб., 1996.

29. Смирнов И.П. На пути к теории литературы. Амстердам, 1987.

30. Усманова А. Р. Умберто Эко. Парадоксы интерпретации. Минск, 2000.

31. Фарино Е. Введение в литературоведение. Варшава, 1991.

  1. Фатеева Н.А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе // Известия РАН. СЛЯ. Т. 56. 1997. № 5.
  2. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в ху­дожественной речи // Известия РАН. СЛЯ. Т. 57. 1998. № 5.

34. Фуксон Л.Ю. Проблема интерпретации и ценностная природа литературного произведения. Кемерово, 1999.

  1. Шаадат Ш. Новые публикации по интертекстуальности // Новое ли­тературное обозрение. 1995. № 12. С. 337-344.

36. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб., 2002.

  1. Ямполъский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993.

VI. Программное обеспечение

1. http://liber.rsuh.ru

2. http://philologу.ru

3. httр://eor.edu.ru

4. http://vestnik.rsuh.ru

5. http://studlib.ru

6. E – mail:[email protected]

7. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека

8. http://www.nlr.ru – Российская национальная библиотека

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебно-лабораторное оборудование – компьютерный и мультимедийный класс.

Библиотека университета

9. Методические рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя.

Внутри дисциплины предусматриваются 5 модулей: Понятие текста. Текст культуры; Художественный текст как эстетический дискурс; Семиотическая функция текста в пространстве культуры; Понятия интертекстуальности и метатекста; Интерпретация интертекстуальной природы произведения литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, контролируемую самостоятельную работу (разработка проектов, выполнение творческих работ), самостоятельную работу студента, консультации.

В процессе обучения дисциплине используются различные современные технологии обучения (проектные задания, конференции, "круглые столы", ролевые игры, коллоквиумы, творческие письменные задания). Лекции читаются с применением мультимедийного проектора, по возможности используются проблемные, интерактивные лекции. В соответствии с ФГОС ВПО лекции составляют не более 40% от аудиторных занятий.

На практических занятиях особенно активно используется проектная технология как дополнение к изучению теоретического, историко-культурного и историко-литературного материала. Занятия по преимуществу проводятся в интерактивных формах, составляют не менее 20% (в соответствии с ФГОС ВПО).

Принимая во внимание специфику учебной дисциплины, ее непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, на лекциях и практических занятиях упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) студентов на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими ряда приёмов анализа художественного текста и "текстов культуры". На занятиях используется псковский "культурный" материал.

Отдельные практические занятия проводятся с привлечением преподавателей университета, читающих дисциплину "Мировая художественная культура".

Система организации самостоятельной работы студентов включает следующее:

1. Творческие задания (устные выступления на конкретную тему и письменные эссе) для каждого студента по содержанию учебной дисциплины.

2. Подготовка проектов и ролевых игр.

3. Работа в библиотеке и на занятиях в режиме КСРС (под руководством преподавателя).

Аттестация по дисциплине формируется согласно балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов и складывается из текущей и промежуточной аттестации по дисциплине.

Текущая аттестация проводится в следующих формах:

· результаты проектной деятельности

· результаты выполнения творческих работ

· участие в проведении интерактивных и игровых занятий

Промежуточная аттестация – экзамен (выставляется на основании полученных баллов по технологической карте, а также результата ответа студента на экзамене)

Экзаменационные вопросы и задания

по учебной дисциплине "Основы филологической работы с текстом"

I. Теоретические вопросы

1. Что такое филология и зачем ею занимаются? (по статье С.С. Аверинцева "Похвальное слово филологии"). "Истинные задачи филологии" в понимании ученого.

2. Понятие текста, его основные признаки. Типы текстов.

3. Текст как семантическое силовое поле (Р.Арнхейм, Р.Барт, В.Н.Топоров, С.М.Даниэль). Содержательные, формальные и функциональные категории текста.

4. Текст культуры как семиотический тип текста.

5. Городской текст как текст культуры. "Петербургский текст" русской литературы.

6. Малый провинциальный город как текст культуры.

7. Жанровая организация текста, её характерности.

8. Сюжетная специфика текста.

9. Художественное пространство как семантико-структурная инстанция текста.

10. Понятие интертекстуальности. Интертекст как форма существования культуры.

11. Коммуникативные приоритеты и возможности текста.

II. Практическая часть

1. Рассказ В. Набокова "Рождество" как "предмет филологии". Поделитесь, как вы поняли смысл этого рассказа.

2. Художественный текст как авторская кодовая система (на материале рассказа М. Павича "Тайная вечеря").

3. Охарактеризовать универсальные текстовые категории на примере предложенного лирического/эпического произведения.

4. Репрезентировать чайную церемонию как текст культуры.

5. Проанализировать "Утреннюю прогулку" (цикл "О погоде") Н.А. Некрасова как "петербургский текст".

6. Репрезентировать "псковский текст" как текст культуры.

7. Жанровый анализ баллады В.А. Жуковского "Замок Смальгольм, или Иванов вечер".

8. Охарактеризовать сюжетную организацию текста на примере предложенного эпического произведения.

9. Анализ пространственных образов в стихотворении Я. Полонского "Дорога".

10. Анализ интертекста стихотворения М. Цветаевой "Август".

11. Анализ предложенного рекламного текста (видеоролик)

10. Методические материалы по изучению дисциплины для студента

Наши рекомендации