Социализированность: субъект-объектный подход

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность в общем виде рассматривается как сформированноегь черт, задаваемых статусом и требуемых данным обще­ством. Социализированность определяется как результативная кон­формность индивида к социальным предписаниям.

Разработка понятия социализированность идет прежде всего по линии конкретизации самого понятия социальных требований.

С одной стороны, постулируется зависимость характера соци­альных требований от особенностей человека, к которому они предъявляются (прежде всего от его возраста и социального ста­туса). Соответственно создаются специфические модели, описы­вающие социализацию для различных социальных групп и людей разных возрастов (Л. Колберг).

С другой стороны, учитывается, что субъектом социальных тре­бований выступает не все общество, а конкретная группа или со­циальный институт, что также является основанием для создания различных моделей социализации (М. Ричарде).

Многие авторы предлагают рассматривать само понятие «со­циализированность» только применительно к конкретным усло­виям (Т. Бут).

Подобное дискретное понимание социализированности встре­чается и у ряда отечественных исследователей (Б.А.Ефимова, В.С.Олейник, А.В.Петровского), которые рассматривают социа­лизацию как ряд сменяющих друг друга фаз, для каждой из кото­рых характерно наличие специфических социальных экспектаций (ожиданий). Соответствие им на каждой фазе и становится при­знаком социализированности.

В русле субъект-объектного подхода к социализации можно встретить и иные взгляды на социализированность. Суть их в том, что поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встре­титься в жизни, постольку социализированность должна основы­ваться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожи­даний, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включа­ющих основные элементы институциональных требований и пред­писаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг подчерки­вал, что такой тип социализированное™ предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособле­ние к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделя­ется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают ус­пешную социализацию в дальнейшем.

В частности, например, социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышле­ния и других личностных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Этот подход, который амери­канский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изучение того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешен), очень характерен для развития эм­пирических исследований. В них, в частности, изучаются специ­фические предпосылки, которые необходимы для успешного пе­рехода человека с одного этапа социализации на другой в течение всего жизненного пути: для обучения в начальной, а затем в сред­ней школе, а потом и в высшей школе; предпосылки для вступле­ния на «рынок труда», для начала семейной жизни; предпосыл­ки, необходимые на этапе рождения ребенка, а также на после-родительской стадии, наступающей после женитьбы/замужества детей и ухода их из дома; наконец, предпосылки относительно бесконфликтного окончания трудовой деятельности.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если человек научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различ­ные механизмы такой ориентации. Один из них основан на поня­тии ситуационного приспособления — вступая в новую ситуацию, индивид соединяет новые ожидания других со своим Я и таким образом приспосабливается к ситуации. Однако такой подход пре­вращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

Наши рекомендации