Коммуникативная культура как проблема социализации

Человек может эффективно сотрудничать с другими людьми в различных областяхдеятельности, достичь жизненного успеха, быть счастливым тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой, иначе говоря, обладая системой знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, в кото­ром он живет, органично, естественно и непринужденно реали­зуемых им в деловом (функциональном) и межличностном (эмоциональном) общении. Это — важнейшее условие удовлетво­ренности отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективности позитивной социализа­ции, один из залогов психического, эмоционального, интеллек­туального, социального и даже физического развития человека.

Традиционно коммуникативная культура формировалась в про­цессе овладения человеком сложившимися нормами, правилами, умениями в сфере общения в тех группах, коллективах, соци­альных институтах, где он реализовывал свои социальные и по­ловозрастные роли.

В настоящее время эти традиционные способы не срабатывают в достаточной мере в связи с тем, что весьма существенно изме­нились требования к человеку как субъекту общения и социальная и социально-психологическая ситуация в целом.

Во-первых, экспоненциально возрастает информация, необ­ходимая специалистам в большом количестве сфер деятельности (и веер этих сфер увеличивается). Во-вторых, все большее количе­ство людей в течение жизни не только должны постоянно повы­шать свою квалификацию, но и менять профессии, причем не­редко два-три и более раз. Эффективность и первого, и второго в определенной (и немалой) степени связана с мерой развитости коммуникативной культуры человека, поскольку общение, как уже говорилось, самое портативное средство трансляции инфор­мации. В общении поиск и передача информации занимают мини­мально необходимое время, она наиболее полно и легко усваива­ется, избыточность ее сведена к минимуму. То есть от коммуника­тивной культуры человека сегодня зависит во многом успешность его трудовой деятельности.

Нынешняя социально-психологическая ситуация такова, что существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Это связано в первую очередь с изменениями в семье: прак­тическое исчезновение большой семьи, большое количество од-нодетных и неполных семей, изменение функций семьи и рост требований к ее психологическим характеристикам, изменение ролевых стандартов мужа, жены, отца, матери, детей и т.д.

Урбанизация и миграция привели к потере или ослаблению соседских связей, рассредоточению мест работы, проживания и мест проведения досуга, к увеличению социально-психологичес­кой напряженности в отношениях между социально-профессио­нальными и половозрастными группами населения. Следствием этих процессов стало растущее отчуждение между различными группами и появление стремления к приватности у многих членов общества, что ведет к росту одиноких и субъективного одиноче­ства. В результате все большее число людей ощущают неблагопо­лучие в своих эмоциональных отношениях с окружающими, объяс­няя это, как правило, исключительно внешними признаками (от­дельные квартиры, телесмотрение как поглотитель времени для общения и т.д.), а также общим «ухудшением нравов» (люди ста ли злее, черствее и пр.). В определенной мере подобные объясне­ния правомерны. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что в раз­вивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают тре­бования, которые люди сознательно или неосознанно предъявля­ют к реальным и потенциальным партнерам, удовлетворять кото­рые тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура в обществе в целом и коммуникативная культура каждого челове­ка. Естественно, что формирование этой культуры не в состоянии отменить действия объективных социально-психологических тен­денций, о которых шла речь. Но в зависимости от уровня комму­никативной культуры находится во многом способность человека частично нивелировать и компенсировать влияние объективных процессов на свое реальное эмоциональное общение с окружаю­щими людьми — в семье, в дружеской компании, с другими зна­чимыми лицами.

Наконец, проблема коммуникативной культуры человека свя­зана с проблемой досуга и детей, и взрослых, которая сегодня стоит очень остро. Рост свободного времени (нередко вследствие неполной трудовой занятости или безработицы) и изменения в быте людей привели к тому, что практически все категории насе­ления в большей или меньшей степени оказались в ситуации, когда им нечем заняться, что ведет ко многим отрицательным и анти­социальным последствиям. Уже называвшиеся социальные и со­циально-психологические процессы привели к вытеснению (во многом объективно неизбежному) форм досуговой культуры, тра­диционно присущих различным социально-профессиональным, этнокультурным и половозрастным группам. Образующийся ваку­ум в большой мере становится пространством стагнации и даже деградации личности, и это несмотря на развитие СМК и рост потребления массовой культуры, ибо они ведут, как правило, лишь к «дурной» унификации досуговой культуры. В то же время досуг со времени Аристотеля рассматривался как возможность возвы­шения личности, ее интересов и потребностей. Однако последнее непосредственно зависит не только от наличия инфраструктуры досуга, индустрии досуга, но и в значительной степени от разви­тости коммуникативной культуры человека, ибо досуг в первую очередь — поле развертывания сущностных сил человека в обще­нии, если он способен участвовать в нем как в «соприкосновении душ, не преследующем никаких выгод» (М.Монтень).

В целом развитие коммуникативной культуры становится су­щественным критерием социализированности человека, о чем свидетельствуют многочисленные отечественные и зарубежные исследования. Это связано с тем, что эффективность участия че­ловека в общении с различными категориями окружающих его людей, удовлетворенность его своим положением в системе об­щения оказывают существенное влияние на становление самосознания личности (формирование адекватных образа Я, само­оценок, уровня самоуважения и меры самопринятия). Кроме того, от этих обстоятельств зависит успешность самоопределения лич­ности как в актуальной жизнедеятельности, так и на перспективу. И наконец, все это определяет во многом сферы, направлен­ность и формы самореализации личности и степень ее самоутверж­дения.

Таким образом, совершенно очевидно, что в современных ус­ловиях социализации коммуникативную культуру человека необ­ходимо последовательно развивать и формировать.

Наши рекомендации