Социализирующие функции религиозных организаций

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам объяснение смысла и значения догматов веры, стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), уважение и благоговение к святыням, позитивное отноше­ние к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитва и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.

Сакрально-мистическая функция (Т.В.Склярова) характеризу­ет те виды деятельности религиозных организаций, которые объяс­няются мистическими, т.е. сверхъестественными причинами (уча­стие в таинствах, молитвах). Религиозные организации претенду­ют на формирование у своих членов системы ценностей, ориен­тированных на цели, не объяснимые окончательно в рациональ­ных категориях. Речь идет о формировании сакрально-мистиче­ского отношения к некоторым вещам и событиям как к ценно­стям, имеющим священное значение, признаваемого божествен­ным, наделенным божественной благодатью, силой; а также при­знание того, что некоторые явления, обладая мистической (ирра­циональной) природой, имеют небожественный источник своего происхождения (сатаническое начало).

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные орга­низации культивируют среди своих членов поведение, соответ­ствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности орга­низаций, а также через различные формы контроля (в одних кон­фессиях более жесткого, в других — менее) за соответствием жиз­ни верующих религиозным нормам.

В православной церкви регулятивная функция связана прежде всего с установлением особого уклада жизни, подчинения ее строя и ритма церковному распорядку и календарю. Специфические усло­вия соблюдения постов, чередование постов и праздников, су­точный круг богослужения призваны регулировать не только пси­хологический настрой, но и физиологию человека. Участие в цер­ковном служении вырабатывает чувство сопричастности к цер­ковным обрядам и реального соучастия в таинстве. Регулятивная функция делает возможной и требует от верующих ритуализации их жизни, что заключается в соподчинении всего жизненного рас­порядка конфессиональным нормам и обрядовому освящению значимых событий в жизни верующего (Т.В.Склярова).

Коммуникативная функция религиозных организаций реализу­ется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм обще­ния, соответствующих догматам и вероучительным принципам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и бла­готворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают спе­цифический опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармо­низации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и не­приятностей.

И наконец, воспитательная функция — религиозное воспита­ние человека (о ней подробнее ниже).

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение раз­личны.

Так, в приходах русской православной церкви ведущими ме­ханизмами можно считать традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций — институциональный и стили­зованный, а в организациях ряда восточных конфессий — инсти­туциональный.

Относительно социально контролируемая социализация в ре­лигиозных организациях происходит в процессе религиозного вос­питания.

Религиозное воспитание

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощуще­ние, нормы отношений и поведения, соответствующие веро­учительным принципам определенной конфессии (вероиспове­дания).

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителя­ми; верующими агентами социализации (родителями, родствен­никами, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педа­гогами конфессиональных учебных заведений (как основных — средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных — вос­кресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран — препо­давателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действу­ющими при религиозных организациях или под их влиянием; ря­дом светских детских и юношеских организаций (например, скау­тов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций.

ыыыыыВ основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализа­ции (от лат. засгит — священное), т.е. наделения явлений окружа­ющей действительности священным содержанием, придания бо­жественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Можно выделить два уровня религиозного воспитания — ра­циональный и мистический (Т.В.Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонен­та — информационный, нравственный и деятельностный, содер­жание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в пра­вославии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение вос-питуемых преломлению собственного опыта через требования хри­стианской морали; деятельностный — участие в богослужении, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его мож­но охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем прояв­ляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных кон­фессиях.

Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты — подготовка и участие в цер­ковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благо­говения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, празднич­ные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфи­ческим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в хрис­тианских конфессиях таковыми являются:

- церковное богослужение, приобщающее верующих к церков­ной жизни, к таинству общения с Богом;

- проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помо­гающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой;

- исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неот­вратимости наказания за грех (проступки);

- пост, помогающий обуздывать плоть, смирять гордыню, вы­рабатывать стойкость;

- епитимья — наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.

Добровольные организации

Наши рекомендации