Относительно социально контролируемая социализация в организации

Чем более эффективна организация, тем в большей степени в ней происходит и относительно социально контролируемая социализация. Иными словами, в эффективной организации осуществляется социальное воспитание, которое может быть названо корпоративным, производственным или как-то иначе. Но суть от этого не меняется.

В эффективных организациях руководство уделяет большое вни­мание работе с кадрами. Создаются системы обучения и перепод­готовки кадров. С помощью системы санкций стимулируется са­мообразование.

Все больше организаций уделяют внимание тому, что в соци­альном воспитании обозначается как организация социального опыта. В частности этому способствуют и привлечение членов организа­ции к решению вопросов ее жизни; и создание специфических символики, атрибутики, традиций повседневного поведения и совместного проведения досуга, различных форм привлечения членов семей к проведению досуга, познавательным, спортивно-развлекательным и тому подобным программам.

И наконец, все больше организаций озабочены оказанием ин­дивидуальной помощи в решении проблем своим членам. Этим заняты специалисты по работе с персоналом, а также специально приглашаемые специалисты.

Все шире распространяющаяся практика проведения группо­вых тренингов различного характера, групповых дискуссий и ин­дивидуальных консультаций — типичное проявление осознания необходимости социального воспитания в организациях различ­ного типа.

Религиозные организации

Религия в России

Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религиозные организации были важнейшим, после семьи, фактором. В про-цессе секуляризации, т. е. освобождения об­щества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где пред­ставлены все четыре мировые религии — христианство, мусуль­манство, буддизм, иудаизм — и многие их разновидности (всего — более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

Роль религии в социализации человека в СССР даже в 20 — 70-е гг. XX в. нельзя оценивать однозначно. В то время как право­славие почти утратило в ту пору свое влияние, ислам, который можно рассматривать не только как религию или не просто как религию, но и как образ жизни, в очень большой мере сохранял свои позиции. Немалую роль продолжала играть католическая цер­ковь в Литве, а также различные секты (особенно нелегальные) в различных регионах.

В последние десятилетия влияние всех конфессий стало возра­стать. Особенно значительный его рост отмечен, начиная с сере­дины 80-х гг., что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе. Интенсивно создаются новые религиоз ные организации, конфессиям возвращаются культовые сооруже­ния, планируется и идет строительство новых храмов, мечетей, костелов, кирх, молитвенных домов.

Главное же то, что резко изменилась социально-психологичес­кая ситуация в обществе. Вместо господствовавших атеизма и без-религиозности появилось массовое стремление называть себя ве­рующими. С одной стороны, религия становится прибежищем ра­зуверившихся в скомпрометированной идеологии, противовесом безнравственности общества, идеей, консолидирующей нацио­нальное самосознание.

С другой стороны, надо учитывать имеющиеся различия меж­ду субъективным признанием себя верующим и реальным ис­полнением религиозных обрядов. Так, из опрошенных в 2002 г. московских школьников VII, IX, XI классов 74% считали себя верующими различных конфессий. В то же время регулярно со­блюдали религиозные обряды лишь 4,7 % опрошенных, еще 8,2 % делали это эпизодически, 25 % участвовали в религиозных празд­никах (Ю. М. Евстигнеева).

Среди взрослых, называющих себя верующими, удельный вес тех, кто раз в месяц посещает церковь, 6 —7 %; 42 % называющих себя православными никогда не посещали церковную службу, 45 % не читали Библии, а 21 % на вопрос «Верите ли вы в Бога?» отве­тили «нет» (данные получены в 2002 г. сотрудниками Института Европы РАН).

Социализирующее влияние религиозных организаций испыты­вают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут более или менее активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. Успех этой работы оп­ределяется тем, сколько удается создать в лоне конфессии религи­озных организаций, насколько эффективно они функционируют.

Важное значение имеет и развитие религиозного просвещения и образования, которыми занимаются в той или иной степени все конфессии, в том числе и создавая свои учебные заведения раз­личного типа (воскресные школы, центры дополнительного ре­лигиозного образования, средние и высшие учебные заведения).

Так, по определению Архиерейского собора Русской право­славной церкви (1994 г.) каждый приход должен иметь воскрес­ную школу, создавать просветительские религиозные кружки. В об­щецерковную систему религиозного воспитания включаются кроме воскресных школ также православные детские сады, православ­ные негосударственные лицеи и гимназии, богословские инсти­туты.

Возрождение приходской жизни требует большого числа свя­щеннослужителей, способных, готовых и специально подготов­ленных к ведению соответствующей работы с различными соци­альными и половозрастными группами населения.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных функций.

Наши рекомендации