Микросоциум и стихийная социализация

Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию человека является сложившийся в нем социально-психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех характеристик микросоциума.

Микроклимат определяется уровнем образования жителей, соотношением количества жителей с просоциальным, асоциаль­ным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминоген­ных семей и групп, контркультурных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и других организаций.

Совершенно очевидно, что принципиально по-разному скла­дывается жизнь человека и происходит его социализация в центре и на окраине города. Сравним две характеристики.

«Едва ли отыщешь настоящего коренного москвича, — писал Ю.М.Нагибин, — который останется равнодушным при слове "Арбат"...

...Недаром самый проникновенный певец Москвы (Булат Окуд­жава. — А. М.) посвятил ему одну из лучших песен:

Ах, Арбат, мой Арбат,

Ты — мое отечество,

Никогда до конца не пройти тебя!

...Для меня, прожившего двадцать молодых лет на Арбате, как и для всех бывших, нынешних и, надеюсь, будущих арбатских пар­ней, тут содержится простой житейский смысл: Арбат... никогда не удавалось пройти из конца в конец, потому что арбатская братва где-нибудь обязательно перехватывала тебя и затаскивала либо в арбатский "Аре", либо в кафе "Мороженое" на углу Староконю­шенного, либо в театр Вахтангова.., либо — чаще всего — в один из кривых переулков, где во дворе, под сенью старых деревьев иг­рала радиола...» И хотя давно нет «Арса» и кафе, и нынешний Арбат разительно другой, но кривые переулки остались. И осталось что-то неуловимое, что позволило молодым жителям этой части московского центра создать неологизм «арбатство», о чем радостно поведал в одном из стихотворений Булат Окуджава.

А вот микросоциум на городской окраине. В.Ф.Тендряков в повести «Ночь после выпуска» описывает так называемую «Ин­дию»: «Это экзотическое название произошло от весьма обыден ных слов — "индивидуальное строительство", сокращенно "инд-строй". Когда-то, еще при закладке комбината, из-за острой не­хватки жилья было принято решение поощрять частную застрой­ку. Выделили место — в стороне от города, за безымянным овра­гом. И пошли там лепиться дома — то тяп-ляп на скорую руку, сколоченные из горбыля, крытые толем, то хозяйски добротные, под железом, с застекленными террасками, со службами. Давно вырос город, немало жителей Индии переселились в пятиэтаж­ные, с газом, с канализацией дома, но Индия не пустела и не собиралась вымирать. В ней появлялись новые жители. Индия — пристанище перекати-поля. В Индии свои порядки и свои законы, приводящие порой в отчаяние милицию».

«Индия» в какой-то мере крайний случай микрорайона с от­рицательным социально-психологическим климатом. Но много­летняя миграция из деревни в город и из одних регионов в дру­гие, перемешивание вследствие этого огромных масс людей, не укорененных или слабо укорененных в городской жизни, приве­ли к тому, что в каждом городе есть много микрорайонов, где климат определяют люди, которых и сегодня можно охарактери­зовать словами Даниила Андреева (с некоторыми поправками, учитывающими современные бытовые реалии): «...эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают всего ужаса сво­его положения. Утратившие связь с матерью-землей и не возна­гражденные за это приобщением к мировой культуре, психичес­ки искалеченные вечной возней с машинами, эстетически колеб­лющиеся от красот индустриального пейзажа до частушки и по­шлой олеографии (многокрасочной репродукции. — А.М.), эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказы­ваются наедине сами с собой. Они, как огня, боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью. Природа для них мертва, философия — смертельно скучна, ис­кусство и литература доступны им лишь в самых сниженных своих проявлениях, религия возбуждает в них лишь высокомерную на­смешку невежд... их отдых — карты, водка, домино, спорт, при­митивный флирт да кинематограф».

И хотя сегодня отдых в большой мере заполнен видео- и теле­смотрением, домино, карты, водка и сегодня остались группооб-разующими элементами для многих городских жителей разного возраста. Влияние подобных социально-психологических условий на социализацию жителей вряд ли можно назвать благоприятным. Социально-экономические процессы последнего десятилетия привели к появлению нового типа микросоциумов. Это кварталы в городах или микрорайоны за их пределами, в которых селятся «новые русские» различного типа. Их жителей обычно объединяет приблизительно общий уровень дохода. Возрастной состав домо­владельцев обычно довольно однороден, как и сфера их интересов, способы времяпрепровождения. В этих микрорайонах решены проблемы нежелательного соседства (чужим не продадут коттедж), комфорта, безопасности и социального престижа. В подобных мик­росоциумах, количество которых имеет тенденцию к росту, со­здаются весьма специфические условия социализации их жите­лей, которые еще предстоит изучить.

Микросоциум влияет на социализацию человека с помощью преимущественно традиционного механизма, когда речь идет о детях и малообразованных группах жителей, а также стилизован­ного механизма, влияние которого распространяется на подрост­ков и молодежь.

Эффективность действия этих механизмов и мера влияния мик­росоциума на социализацию конкретного человека зависят от сте­пени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия.

В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума.

В средних и более крупных городах степень включенности име­ет возрастные и социально-культурные различия. Если дети, под­ростки и немалая часть стариков основную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциа­ция: микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части населения, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

Мера благоприятности того или иного микросоциума для со­циализации его жителей определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания раз­личными импульсами. Во-вторых, от возможностей для удовлет­ворения человеком его потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие воз­можности есть в микросоциуме для решения возрастных задач развития его жителей. В-четвертых, от того, как жители воспри­нимают решения о развитии своей среды обитания и в какой степени они участвуют в принятии таких решений (М.Черно-ушек).

Наши рекомендации