Малый город как тип поселения

Малый город, существенно отличаясь от более крупных горо­дов, создает специфические условия для социализации своих жи­телей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошло­го, превышающего приблизительно столетний минимум (как пра вило); занятость населения в несельскохозяйственных сферах; спе­цифический социально-психологический климат.

В России насчитывается около 700 малых городов, в которых проживает около 17% населения страны и которые имеют раз­личную историю возникновения. Это:

- старые уездные города (имеющие «возраст» более двухсот лет, которые оформились к концу XVIII в. как административ­ные центры);

- преобразованные из села или группы сел (они получили ста­тус города в течение XIX в. и отчасти XX в. в связи с ростом своего экономического значения или придания им административных функций);

- бывшие рабочие поселки (получившие статус города в конце XIX —XX вв. в связи с тем, что стали экономически или социаль-но-инфраструктурно-самостоятельными или получили админис­тративные функции);

- новые, возникшие на «чистом месте» в XX в. на базе гид-ро- и теплостанций, промышленных предприятий (М.В.Никит­ский).

Обычно малый город в отличие от средних и более крупных имеет одну или две преобладающие экономические функции: про­мышленную, транспортную, агропромышленную, рекреацион­ную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет ос­новной вид занятий жителей.

В малом городе население профессионально дифференцирован­но, что связано с наличием в нем нескольких организаций разно­го типа — промышленных, административных, медицинских, воспитательных, торговых и др.

Социально-психологический климат малого города имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней — с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой практи­чески невозможно анонимное существование человека. Особенно явно это проявляется в том, что жители микрорайона или как минимум одной улицы знают всех и про всех, а также их род­ственников и знакомых. Поэтому, например, приезд гостей к кому-либо становится общественным событием.

Для малых городов, как и для сел, характерна открытость об­щения, отсутствие большой социальной и возрастной дистанции между жителями, их относительная близость, немногочисленность реальных и возможных контактов, социально-культурная ограни­ченность круга общения.

Жители малого города обычно «держатся прочными родствен­ными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справля­ют и в армию провожают по-деревенски»1.

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориента­ции несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информа­ция распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. Конфликты крайне редки. Они "рассасываются" опять-таки действием неформальных меха­низмов. Но если уж конфликт возник, размежевание идет не столько по линии производственно-административной, сколько все по тем же родственным и соседским кланам. И еще одна важ­ная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к развитию... Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко»2.

Эта ситуация во многом сохраняется, несмотря на происходя­щие в стране процессы, которые меняют жизнь малых городов, ибо именно в них, как правило, наиболее низкий уровень жизни, обостренные социальный и эмоциональный кризисы. В числе наи­более беспокоящих их проблем жители малых городов называют три: дороговизна (49% опрошенных), безработица (44%) и пре­ступность (37 %). Хотя следует отметить, что в малых городах вы­сока преступность «мелкая» (бытовая).

При общем экономическом «запустении» во многих малых го­родах процветают ларечная торговля, дискотеки и бары, ориен­тированные на молодежь. Стандартный вечерний досуг молоде­жи — «"круговорот": ларек, "ратуша", памятник (место для драк), милиция, ларек» (М.Н.Подымов).

Стандартный досуг взрослого населения — работа на участке, телесмотрение, обсуждение соседской жизни и других значимых для собеседников тем (как правило, местного уровня).

В малых городах, обычно тихих и безлюдных, по выходным дням работают базары, привлекающие большую часть населения и сочетающие в себе экономическую и рекреативную функции.

Для самосознания жителей малых городов типично обострен­ное противостояние чувства «мы» по отношению как к селянам (нередко с налетом пренебрежительности), так и по отношению к жителям крупных городов (с элементами зависти).

Но тем не менее большая часть жителей малых городов более или менее явно и осознанно ориентируется на ценности, прису­щие или приписываемые крупным городам, что проявляется в частности:

- в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;

- в более или менее распространенном самоутверждении в ан­тисоциальных и криминальных формах;

-в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную (как правило, это синоним выгодной) профес­сию;

- в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

- в наличии определенной избирательности в общении, диф­ференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию, следствием чего является некоторая дифференциация кругов общения в со­ответствии с профессиональной или возрастной принадлежнос­тью, а также общностью каких-либо интересов.

Однако городской образ жизни как социологическое и соци­ально-психологическое явление малому городу не свойственен, что принципиально отличает его роль в социализации человека по сравнению со средними и более крупными городами.

Наши рекомендации