Человек, индивид, личность: определение понятий
Человек— субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо,генетически связанное с другими формами жизни, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-этическими качествами.
Надо иметь в виду, что кроме понятия «человек» используется еще ряд близких понятий: индивид, личность, индивидуальность. В обыденной речи, а порой и в литературе, эти понятия часто употребляются в одном и том же значении. Но в науках о человеке они обозначают разные явления.
Индивидобозначает человека как единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят.
Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта жизнедеятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичного) и его социальных ролей (общего). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общении.
Индивидуальность— термин многозначный. Он обозначает то особенное, специфическое, что отличает конкретного человека как индивида и как личность от всех других, включая как природо-телесные, так и психические и социальные свойства; как унаследованные, так и благоприобретенные, выработанные в процесе его развития.
Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и ил шачении, месте человека в мире и в обществе — один из основных и истории философской мысли с древности до наших дней.
Европейский рационализм Нового времени усматривал сущность человека в наличии у него разума. Р.Декарт считал мышление единственно достоверным свидетельством человеческого сущее! кования («мыслю, следовательно, существую»).
В различных концепциях человека XIX—XX вв. доминирующими становятся его внемыслительные способности и силы (чувство, воля и т.п.). Согласно Ф.Ницше, сущность человека определяется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и разумом. Экзистенциализм и персонализм разграничивают в человеке индивидуальность как часть природного и социального целого и личность как неповторимое духовное самоопределение (экзистенцию).
З.Фрейд развивал представление о структуре и мотивах поведения человека как об извечной тайной войне между скрытыми в его глубине бессознательными психическими силами — энергиями (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной человеку социальной среде.
Бихевиоризм сводил психику человека к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, и исключал сознание из сферы научного исследования.
Оригинальный подход к пониманию человека разработал выдающийся философ и католический теолог XX в. П.Тейяр де Шарлей. Он считал, что человек — наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции органического мира, в свою очередь, развившегося на основе эволюции неорганического мира. Выделяются три последовательные, качественно различные стадии эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера).
Гуманистическая философия, а за ней и психология, противопоставив себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму в трактовке человека, сделала своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Главное в личности — не зависимость от ее прошлого, а устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих задатков и способностей, к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я». Центральное место при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я.
Все эти подходы к рассмотрению сущности человека отражают, с одной стороны, определенные реалии, а с другой — влияют на формирование тех или иных подходов к человеку, к определению его позиции в процессе социализации.
В общем виде процесс социализации конкретного человека выглядит следующим образом. Новорожденный обладает определенным генотипом, который включает в себя его соматические характеристики, половую конституцию, психические задатки, темперамент, ряд симптомокомплексов (например, интро- или и екстравертность), некие социальные предрасположенности.
На протяжении жизни генотип определяет социализацию че-шпека в следующих направлениях: физическом, эмоциональном, апперцептивном, экспрессивном, сексуальном, интеллектуальном, поведенческом, социальном. Характер и уровень социали-шрованности обусловлены и ограничены рядом характеристик и ювека: полом, возрастом, конституцией (соматической и сексуальной), здоровьем, интеллектом, индивидуальной социальном средой.
О развитии человека в процессе социализации можно сказать словами В.Г.Белинского о Гамлете — это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии».
Вопросы для самоконтроля
1. Когда и как социализация человека стала междисциплинарной проблемой?
2. В каких аспектах изучают социализацию различные науки?
3. В чем суть подходов к социализации Э. Дюркгейма и Т. Парсонса?
4. Какие концепции легли в основу субъект-субъектного подхода?
5.Как можно определить социализацию в русле субъект-субъектного подхода?
6. В чем сущность процесса социализации?
7. Какие факторы влияют на социализацию человека?
8. Кто понимается под агентами социализации?
9. Каковы универсальные средства социализации?
10. Благодаря каким механизмам происходит социализация?
11. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации'.'
12. В каких направлениях может идти самоизменение человека?
13. Как можно определить понятия человек, индивид, личность?
Вопросы для обсуждения
1.В чем различия субъект-объектного и субъект-субъектного подходов?
2. К какому из подходов можно отнести концепции Дж. К. Коулмена, И. Таллмена и У. Бронфенбреннера? Обоснуйте свою точку зрения.
3. В чем различия концепций Г. М.Андреевой, В. С. Мухиной и А. В. Петровского?
4. Как проявился междисциплинарный подход к проблеме социализации в концепции И. С. Кона?
5. В чем основное различие в трактовке сущности социализации представителей субъект-объектного и субъект-субъектного подходов?
6. Каковы различия в социализации растущего и взрослого человека?
7. Какие обстоятельства жизни на том или ином возрастном этапе способствуют или препятствуют самоизменению человека в позитивном направлении?