Афины и Спарта –два полюса античной культуры

Победа над персами больше повлияла на греков, чем на весь основной мир. Они приходят к идее Эллинского культурного сепаратизма.
«Мы лучшие, а все остальные варвары. Никому ничего не отдадим, все наше. Уважаешь греческую культуру – молодец, но даже за это тебе не подлежит никакого уважения.»
Спарта
Спарта до Ликурга не была ничем особенным. Ликург пытается уровнять всех граждан:
1. Собрал все спартанские земли и рабов, соединил, и разделил их поровну между всеми полноправными гражданами Спарты.
2. Никаких золотых и серебряных денег. На территории Спарты признавались только гигантские медные «плюхи», которые ко всему еще были остужены в уксусе(их невозможно переплавить)
Ликург изгоняет из Спарты то, что считает лишними ремеслами(ораторов, ювелиров, и вообще большую часть людей искусства)
Признаются лишь грубые и немногочисленные предметы обихода – никаких развлечений и поэзии, кроме военной. Уровень жизни не был высок.
Ликург устранил интимную жизнь людей, учредил массовые трапезы, свою еду нужно было относить на общий стол, было учреждено коллективное времяпрепровождение – хоровое пение.
В ликвидации личных отношений ключевую роль играло уменьшение роли брачного кодекса. Бесплодный муж передавал свою жену более продуктивному соседу.
Для Спартанцев самое главное –физическое здоровье. Новорожжденных привозили на суд Эфоров на котором младенцев с изъяном сбрасывали со скалы.
До семи лет дети жили с родителями, в семь лет их изымали из семьи и начинали профессиональное обучение во все более милитаризированной обстановке. Жесточайшая физическая подготовка.

Культ героизма.
Признавался тоталитаризм.
По некоторым моментам Спарта была уникальной. Например, спартанские женщины пользовались большой свободой, имели великолепную физическую подготовку, владели оружием наравне с мужчинами.
Ликург учредил равенство между мужчинами и женщинами.
При этом – ограничение влияния извне. Строжайшая цензура.
Наблюдалось уникальное единство, но отсутствие какой-либо реальной свободы при социальном равенстве.
Спартанская цивилизация против индивидуальности.
Чрезвычайная убогость интеллектуальной сферы.

Афины.
Их называли солнцем Эллады.
Демократия. Народные собрания являются высшей силой. Только убедив народное собрание можно было достичь какого-либо результата. На все должности избирались на короткий срок, поэтому все полноправные Афиняни(Мужчины), хоть раз, но были на каком-то посту. Наблюдается крайняя бюрократия.
Культ искусств. Все свободные граждане умели писать и читать.
Свобода самовыражение, например – комедиант Аристофан со своими «острыми» произведениями.
Демократия воплотилась в неограниченную власть народного собрания, толпы, быдла.

После персидских воин Спарта и Афины начали открытую борьбу за гегемонию над Грецией. Это была не просто ваойна армий и политиков, а борьба культур. Разнополюстных культур.
Началась Пелопонесская война.
После второй Персидской войны, Афины начали вызывать у своих союзников открытую ненависть. Кульминацией этой ненависти и воспользовалась Спарта. Пелопонесскую войну называют войной кита (Афины) и льва (Спарта).
Результат войны – сокрушительное поражение Афин.


7. Феномен Сократа в культуре Древней Греции (билетик этот написан по лекциям Соколова и по книге А. Ф. Лосева "История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон")


Сократ — одно из самых загадочных явлений античного духа, что объясняется переходным характером его философии.
До Сократа были Софисты, которые изобрели ораторское искусство как таковое. Софисты – пример беспрецедентной алчности.
Сократ был совсем другим, его интересовал только человек, человеческий разум. С точки зрения Сократа, даже в искусстве должен творить разум. Из-за такой вот философии Греция и уходит все дальше от природы.
Этот человек хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, его роковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры. Кто дал право понимать и оценивать жизнь? И не есть ли это просто даже противоречие — понимать и оценивать жизнь?
Досократовская философия не могла и не хотела обнимать жизнь логикой. Тем более она не хотела исправлять ее логикой. Но Сократ поставил проблему жизни, набросился на жизнь как на проблему. Он хотел силами духа исправить жизнь, свободу духа он противопоставил самостоятельным проявлениям бытия, и отсюда это странное, так несовместимое со всем предыдущим, почти что негреческое, неантичное учение о том, что добродетель есть знание, что всякий желает только собственного блага, что стоит только научить человека, и он будет добродетельным. Кто храбрый, кто благочестивый, кто справедливый? Храбр тот, кто знает, что такое храбрость и как нужно вести себя среди опасностей; благочестив тот, кто знает, как нужно относиться к богам; справедлив тот, кто знает, что он должен делать людям; и пр. Это на первый взгляд чудовищное учение таит в себе превращение жизни в самосознание, живого бытия в логику, и античность пошла за Сократом.
Происходит радикальное изменение эстетики. Сущность сократовской эстетики, если ее формулировать попросту и притом в максимально-обнаженной форме — прекрасное то, что разумно, что имеет смысл, то есть красиво лишь то, что полезно.
"– Так и навозная корзина – прекрасный предмет? – спросил Аристипп.
– Да, клянусь Зевсом, – отвечал Сократ, – и золотой щит – предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй дурно.
– Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? – спросил Аристипп.
– Да, клянусь Зевсом, – отвечал Сократ, – равно как и хороши и дурны: часто то, что хорошо от голода, бывает дурно от лихорадки, и что хорошо от лихорадки, дурно от голода; часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы, безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено"
До Сократа красивое не может быть не правильным. После Сократа – неправильное не может быть красивым.
Сократ, как и любой софист его времени, это — декадент. Это первый античный декадент, который стал смаковать истину как проблему сознания. Платон — это система, наука, что-то слишком огромное и серьезное, чтобы исчерпать себя в декадентстве, Аристотель — это уже апофеоз научной трезвости и глубокомыслия. Но Сократ — отсутствие всякой системы и науки. Он весь плавает, млеет, дурачится, сюсюкает, хихикает, залезает в глубину человеческих Душ, чтобы потом незаметно выпрыгнуть, как рыба из открытого садка, у которой вы только и успели заметить мгновенно мелькнувший хвост. Сократ — тонкий, насмешливый, причудливый, свирепо-умный, прошедший всякие огни и воды декадент. Около него держи ухо востро.
Трудно понять последние часы жизни Сократа, описанные с такой потрясающей простотой в платоновском “Федоне”, а когда начинаешь понимать, становится жутко. Что-то такое знал этот гениальный клоун, чего не знают люди… Да откуда эта легкость, чтобы не сказать легкомыслие, перед чашей с ядом? Сократу, который как раз и хвалится тем, что он знает только о своем незнании, Сократу — все нипочем. Посмеивается себе, да и только. Тут уже потом зарыдали около него даже самые серьезные, а кто-то даже вышел, а он преспокойно и вполне деловито рассуждает, что вот когда окостенение дойдет до сердца, то — конец. И больше ничего.
Жуткий человек! Холод разума и декадентская возбужденность ощущений сливались в нем в одно великое, поражающее, захватывающее, даже величественное и трагическое, но и в смешное, комическое, легкомысленное, порхающее и софистическое.
Сократ — это, может быть, самая волнующая, самая беспокойная проблема из всей истории античной философии.


8. Александр Македонский и становление культуры Эллинизма


Александр Великий, он же Македонский – сын Филиппа, царя Македонии.
Филипп получил прекрасное греческое образование в Фивах. Он распространял греческую культуру и литературу в Македонии. При дворе ставился и цитировался (даже молодым Александром) Еврипид.
Идея Филиппа – «отмщение персам» с помощью придачи Греции целостности.
Мать Александра – фракийская принцесса Олимпиада, с юности посвященная в культ Диониса. Натура страстная. Если уж любила, то любила до потери памяти. Примером является её сын Александр. А если уж ненавидела, то ненавидела до глубины души. Тут уж примером становится её муж Филипп, который постоянно изменял ей с какими-то прекрасными девами.
В день рождения Александра было пророчество, что сын Филиппа, рожденный в день трех побед, будет непобедим. Александр Великий происходит от двух великих героев. От Геракла по папе и от Ахилла по маме.
Внешне Александр был идеальным каноническим греком – красавчиком с внешностью Бога. Характер же скорее был мамин – страстный и порывчатый.
Царевич с молодости был крайне честолюбив. Всегда везде хотел быть первым.
Он был привержен крайнему влиянию матери, что вынудило Филиппа призвать в Македонию своего старого друга Аристотеля, дабы тот обучил Александра.
Когда царевич подрос, своим идолом и каноном он выбрал Ахиллеса. Не признавал ночного кинжала и яда. Уважал лишь честные геройские методы.
Многие, особенно Фивы, не верили в способность Александра выйти за территорию Македонии. Но вот Александр, зимой, сошел со своих гор, напал на Фивы и, по советам союзников, стер этот город с лица земли. Вот тут-то греки и испугались.
Встречает Диогена. «Если бы я не родился Александром, я бы хотел родиться Диогеном».
В 22 года он стал практически властителем мира. Велик он не только за свои полководческие подвиги, на за желание изменить мироздание, стать демиургом и создать новый мир.
То, что Александр является богом, подтверждает оракул Амона. Он признает его сыном Зевса, на что Александр отвечает: «Я царствую на земле, а ты царствуй на Олимпе».
Александр строит новые города в количестве более 100 штук. В том числе и Александрию Египетскую.
Города эти были большей частью искусственными, имели 2 магистрали, 4 района, храм. Александр считал, что для новых городов нужен новый народ. У него появилась идея скрещивания македонцев и греков с обитателями Востока.
Александр считал себя благодетелем человечества. Не признавал никаких переговоров кроме полной капитуляции противника. Хоть он лишал их свободы, Александр давал им новый уровень жизни.
Был внимателен к своим друзьям, но на всех остальных смотрел скорее как на фигуры. Ему был чужд всякий расизм.
Погиб в 32 года в Вавилоне. После его смерти греки осознали, что теперь живут в незнакомом для них мире. И вместо своей центричности, ощущаемой на протяжении сотен лет, они оказались на западной окраине гигантской империи. Греки еще могли смириться с этим фактом, когда их вел их Александр, их Бог, но когда царь умер, это максимально выбило их из колеи.
Эллинизм – это эпоха, которая меняет человека и мироздание вокруг него. Из-за Александра начинается симбиоз восточных культур и греческого мира.


9. Кинизм, эпикурейство и стоицизм как стратегии жизни в изменившемся мире


Открытие для себя этого страшного и неизвестного мира привело греков к созданию новых философских учений.
Кинизм, эпикурейство и стоицизм интересуются физикой, этикой и логикой. Эти учения не интересуются космосом, как делали это предыдущие. Им интересен Человек.
Киники («кинос» - собака) – престарелый Глатон, которому действовал на нервы молодой Диоген, назвал юношу собакой. А Диоген же не обиделся, а взял и согласился: «Я виляю хвостом перед тем, кто мне нравится и лаю на того, кто мне не нравится»
Эпикурейство было создано Эпикуром. Школа философии сада – обучение за территорией города. В данном случае это Афины.
1. Каноника, изучающая человеческое восприятие;
2. Физика, утверждающая, что мир материален и нет ничего абсолютно духовного.
Боги есть, но к нам интереса не проявляют.
Культ случайности. Всё в этом мире случайно. Судьба никогда не даёт второго шанса. Никакой реинкарнации. Смерть – это конец. «Нас нет – смерть есть, мы есть – смерти нет» Эпикур
Существуют страдания (которых нужно максимально избегать) и наслаждения (которыми нужно максимально наслаждаться).
Если наша жизнь – это всё, что нам дано, то от неё нужно получать максимальное удовольствие.
Никаких слишком сильных чувств. Человек должен жить среди людей, подобных ему. Он должен прожить жизнь на лоне природы, предаваясь удовольствиям.
Эпикур считал, что есть 3 типа удовольствий:
1) Естественные и необходимые;
2) Естественные, но не необходимые;
3) Не естественные и не необходимые.
Эпикурейство – апофеоз природности, естественности. Это всегда на первом месте.
Основано на страхе перед большим новым миром. Эпикурейство – это побег, попытка заблокироваться от окружающего мира.
Стоицизм – основатель Зенон.
Стоики считали, что никакой случайности нет. Всё уже давно предрешено богами. Всё детерминировано, всё упорядочено. А единственное, что может создавать дисбаланс – это человеческий мозг.
1) Долг человека перед богами. Поддержание порядка в космосе – это сверхмиссия человека;
2) Идеальный человек, холодный разум (logos) не доступен властям.
Раздражение замутняет разум.
Идеальный человек заботится о собственном теле, семье, друзьях, государстве. Поддерживает гармонию между культурой и природой.

Наши рекомендации