Методика разработки экскурсии
Как правило, для разработки качественной экскурсии требуется работа группы специалистов, а это достаточно сложный процесс. Уровень знаний и компетентность экскурсоводов влияют на качество содержания и ее ценность.
Методику разработки экскурсии необходимо рассматривать с двух сторон:
· поиск новой темы экскурсии и разработка материалов к ней;
· подготовка экскурсовода к новой теме.
Группа специалистов, занимающихся разработкой экскурсии должна состоять из методистов, экскурсоводов, консультантов и руководителя. Количество человек в рабочей группе может варьироваться от 3 до 7 человек. В отличие от методистов и экскурсоводов, консультанты – это сторонние люди, выступающие профессионалами в определенной отрасли или теме, которая соответствует теме экскурсии.
Основные задачи каждого члена рабочей группы – это подготовить материал к экскурсии, определить список посещаемых объектов, проанализировать промежуточные итоги работы и, в результате, создать качественную экскурсию. Руководитель этой группы следит за своевременным исполнением всех процессов и полученным результатом.
Для разработки экскурсии необходимо преодолеть следующие этапы [16]:
1. Определить цель экскурсии. Необходимо правильно сформулировать цель экскурсии, от этого будет зависит подборка материала и его освещения. Цель предопределяет главную тему экскурсии и могут быть такими как: получение дополнительных знаний, расширение кругозора, эстетическое воспитание и т.д.
2. Выбрать тему. Тема должна прежде соответствовать цели, быть актуальной для определенной целевой аудитории и иметь потенциальный спрос. Как правило, название экскурсии полностью отражает тему, именно поэтому название должно быть четким, запоминающимся и привлекательным.
3. Отобрать литературу и составить библиографию. В первую необходимо составить библиографию, т.е. сделать описание книг, статей, брошюр и прочего. Библиография помогает наиболее точно изучить список литературы по теме, а также помогает определиться с конкретным список используемых источников. Например, краеведческая литература необходима для нахождения конкретной информации о городе, области, крае, установления связи событий, происходивших в данной местности и пр.
Перечень источников нужно расположить в той последовательности, в которой будут идти подтемы экскурсии. Для облегчения работы с библиографией, стоит искать те источники, которые имею аннотацию. Очень важный критерий при выборе литературы – материалы должны иметь достоверные сведения, обоснованные выводы и факты.
4. Определить дополнительные источники экскурсионного материала. Помимо основной литературы и публикаций, могут быть использованы другие источники: государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, хроникально – документальные, научно – популярные, художественные, компьютерные энциклопедии, фотодокументы, ресурсы Интернет и пр. Перечень использованных материалов указывается в обязательной документации по экскурсии.
5. Определить список экскурсионных объектов. Любая экскурсия становится привлекательнее, если будет в себе содержать достаточное количество интересных мест. Такими местами могут быть исторические сооружения, архитектурные и художественные памятники, музеи и заповедники, живописные места и достопримечательности местности.
Путь, по которому перемещается экскурсионная группа, называется экскурсионным маршрутом. Построение маршрута представляет собой важный процесс, который не должен остаться без особо внимания, т.к. правильный составленный маршрут даст положительные отзывы и результатов от экскурсантов.
Существует 4 принципа построения маршрута:
1. Хронологический. Главное правило принципа – размещение объектов по маршруту должно соответствовать исторической хронологии той темы, которой экскурсия посвящена. Пример маршрута – экскурсия деятельности выдающегося человека. Такой принцип имеет недостаток: зачастую бывает, что объекты находятся достаточно далеко друг от друга, составить хронологический порядок их посещения бывает трудно.
2. Тематический. Такие экскурсии строятся по принципу раскрытия темы. Например, экскурсия с определенной темой в жизни города – «Настоящее и прошлое глазами современников».
3. Комплексный (тематико - хронологический). Часто встречаемый принцип, т.к. благодаря ему очень удобно раскрыть подтему в рамках хронологии событий. Пример подобной экскурсии – городская обзорная экскурсия.
4. Географический. Суть принципа заключается в том, что маршрут строится по ориентиру на местности.
Для составления наилучшего маршрута предъявляются некоторые требования:
· для достижения лучшего результата, рекомендуется избегать проездов по одной и той же улице/местности/объекта и т.п.;
· маршрут должен быть построен предельно с короткими проездами и переходами между объектами для более успешной привлекательности маршрута. Время переездов не должно превышать 10-15 мин.;
· экскурсионный объект должен быть доступен для осмотра;
· на протяжении маршрута должны быть комфортные остановки, содержащие санитарные места, места для парковки и перекусов.
При составлении основного маршрута экскурсии необходимо позаботиться о составлении запасного варианта на случай непредвиденных ситуаций.
Если экскурсия предполагает передвижение на автобусе, то при разработке маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Правилами перевозки пассажиров», «Уставом автомобильного транспорта» [12].
На заключительном этапе составления маршрута, его необходимо согласовать и утвердить, а также рассчитать километраж и время проезда всего пути на транспорте.
После составления маршрута необходимо его проехать для уточнения трассы движения, месторасположения объектов и подъезды к ним, а также условия обзора мест из автобуса. На данном этапе выбираются лучшие места для размещения группы.