Подумайте, как нижеследующие «изъятия» и «взносы» отражаются на качестве вашей семейной жизни.
ИЗЪЯТИЯ | ВЗНОСЫ |
Разговариваете высокомерно, унижаете людей, грубите, оскорбляете | Проявляете доброту |
Никогда не извиняетесь или извиняетесь неискренне | Просите прощения |
Критикуете, черните людей за их спиной, жалуетесь на них | Лояльны к отсутствующим |
Не берете на себя никаких | Обещаете и выполняете |
обязательств, а если берете, то не выполняете | обещания |
Легко обижаетесь и подогреваете в себе обиды, держите камень за пазухой, напоминаете людям об их прошлых ошибках | Прощаете |
Помните про китайский бамбук
Когда вы начинаете пополнять эмоциональный банковский счет, позитивные результаты иногда следуют почти сразу, но чаще приходится подождать. Вам будет легче ожидать и продолжать пополнять счет в отсутствие видимых результатов, если вы будете помнить про чудо китайского бамбука.
Я знаю женщину, которая вместе с мужем много лет и, казалось, безрезультатно пополняла эмоциональный счет отношений со своим отцом. Проработав пятнадцать лет в фирме своего тестя, муж был вынужден перейти на другую работу, чтобы иметь возможность проводить воскресные дни с семьей. Это вызвало глубокий раскол в отношениях между отцом и дочерью, не говоря уже про зятя. На зятя тесть так озлобился, что лаже не только разговаривать, но и видеть его не хотел. Однако супруги не стали принимать это близко к сердцу. Они продолжали любить отца безоговорочной любовью и пополнять счет отношений с ним. Они часто приезжали к нему на ферму, хотя она располагалась в шестидесяти милях от их дома. Правда, мужу приходилось оставаться в машине — иногда больше часа, — пока жена навеш;ала отца. Она часто привозила отцу угощения и подарки, проводила с ним много времени на Рождество, в его день рождения и по другим случаям. И ни разу не позволила себе надавить на отца или хотя бы попросить его пригласить зятя в дом.
Когда отец сам приезжал в город, дочь уходила из офиса, где работала вместе с мужем, и шла с отцом по магазинам или обедать. Она делал все, чтобы донести до него свою любовь и уважение. И муж помогал ей в этом.
И вот однажды, когда она гостила у отца на ферме, он вдруг сказал:
— А тебе было бы приятно, если бы я пригласил твоего мужа войти?
У дочери перехватило дыхание.
— Ну да, конечно! — воскликнула она со слезами на глазах.
— Ну тогда, — медленно произнес он, — пусть войдет.
С этого момента супруги могли более активно пополнять эмоциональный банковский счет отношений с отцом проявлениями своей любви. Зять стал помогать тестю с делами на ферме. Это было тем более важным вкладом, что отец с годами стал терять память. К концу жизни тесть признал, что любит своего зятя как родного сына.
Поэтому помните про китайский бамбук, помните, что результаты ваших усилий могут не давать всходов годами. Не опускайте руки. Не слушайте тех, кто твердит вам: «Это бесполезно. Надежды нет. Ничего нельзя сделать. Слишком поздно».
Можно сделать. Никогда не поздно. Просто продолжайте работать а своем Круге влияния. Будьте светочем, а не судьей, образцом, а не критиком. И верьте в благоприятный исход.
За годы своей работы с людьми я беседовал со многими мужьями и женами, которые приходили ко мне пожаловаться на своих супругов, чувствуя, что напряжение в их семейных отношениях дошло до предела. Очень часто эти люди были переполнены ощущением собственной правоты и обвиняли своих близких в непонимании и безответственности. Их втянуло в порочный круг, где один из супругов постоянно судил, наставлял, критиковал, выносил приговоры и исполнял наказания, а другой сопротивлялся, уходил в себя и находил оправдания своим реакциям на то, как к нему относились.
Я советую тем, кто судит (а именно они обычно и обращаются ко мне в надежде, что я помогу им как-то «перевоспитать» не поддающегося увещеваниям супруга или поддержу их в желании развестись), стать светочем, а не судьей, то есть прекратить попытки перевоспитать супруга и начать работать над собой: избавиться от критического умонастроения, отказаться от попыток манипулирования и преисполниться безоговорочной любовью.
Если люди прислушиваются к этому совету и при этом проявляют терпение и настойчивость — не поддаваясь на провокации, — былая нежность начинает возвращаться в их взаимоотношения. Против безоговорочной любви и перемен, идущих «изнутри наружу», никто не устоит.
Разумеется, бывают ситуации, которые нельзя исправить никакими советами. Но в большинстве случаев этот подход помогает людям обрести достаточно мудрости, чтобы жить счастливой семейной жизнью. Проактивно подавая пример и пополняя эмоциональный счет отношений проявлениями безоговорочной любви, со временем можно добиться потрясающих результатов.
Навык 1 — ключ ко всем остальным навыкам
Навык 1 — проактивность — является тем ключом, который открывает дверь ко всем остальным навыкам. Более того, вы обнаружите, что люди, которые постоянно уклоняются от ответственности и не проявляют инициативы, неспособны развить в себе ни один из остальных навыков. Вместо этого они сосредоточены в своем Круге забот, обвиняя других людей в неприятностях, потому что живут не в ладу с собственной совестью и склонны выплескивать свое чувство вины на других. В большинстве случаев вспышки гнева — это вплеснувшееся чувство собственной вины.
Навык 1 является проявлением величайшего дара, которым обладает каждый человек, — свободы выбора. Какую еще способность человека можно поставить в один ряд с этой? Правда заключается в том, что решения переживаемых нами проблем заключены в нас самих. Мы не можем изменить природу вещей. Нравится нам это или нет — и понимаем мы это или нет, — принципы и совесть всегда остаются при нас. Как сказал великий просветитель и религиозный деятель Дэвид Маккей, «величайшие жизненные битвы происходят в укромных уголках души». И если мы сражаемся не на том поле боя, все наши победы бесполезны.
Решение самостоятельно творить свою жизнь — это главный выбор каждого человека. Только так можно стать «переходным человеком». Только так можно стать проводником перемен. Джозеф Зинкер говорил: "Какое бы положение человек ни занимал в жизни, он все равно остается творцом своей судьбы».
Проактивным может быть не только отдельный человек, проактивной может быть вся семья. Она способна стать проводником перемен в кругу родни, в рамках «расширенной», «большой» семьи, или образцом для других семей. И все четыре человеческих дара можно обобщить, распространив на семью, и говорить о семейном самосознании, семейной совести, общесемейном видении будущих перспектив («воображении») и семейной воле. Тогда члены семьи могут сказать о себе: «Мы люди совестливые и дальновидные и основываем свое поведение на знании того, что происходит, и того, что нам нужно».
Как осуществить это преображение и как развить в себе проактивность, мы узнаем в следующей главе, посвященной Навыку 2, который называется «Начинайте, представляя конечную цель».
Обсуждение материала этой главы
со взрослыми и подростками
Укрепление проактивных «мышц»
• Задайте своим близким вопрос: «Когда вы чувствуете в себе наибольшую проактивность? Какие это дает результаты?»
• Проанализируйте материал о четырех человеческих дарованиях. Спросите своих близких: «Что мы можем сделать для укрепления наших проактивных “мышц”?»
Кнопка «пауза»: остановитесь, подумайте и выбирайте
• Обсудите сообща концепцию «паузы».
• Предложите своим близким выбрать что-нибудь такое, что олицетворяло бы для семьи кнопку «пауза». Это может быть какой-то жест (взмах руки), действие (включение-выключение света), звуковой сигнал (свист или имитация звуков животных) или просто какое-то слово. Каждый раз, когда подается сигнал, все знают, что надо нажать на «паузу». При этом следует прекратить всякую деятельность — разговоры, споры, дебаты и т. д. Этот сигнал всем служит напоминанием о необходимости остановиться и задуматься над последствиями своего поведения. Поговорите о том, как кнопка «пауза» помогает членам семьи подчинить кажущиеся важными, но, в сущности, второстепенные вопросы (желание выйти победителем в споре, добиться своего, быть «первым» или «лучшим») вещам действительно важным (укрепление семейных отношений, счастливая семейная жизнь, построение высокой семейной культуры).
Работа в Круге влияния
• Проанализируйте раздел, посвященный Кругу влияния и Кругу забот. Поговорите с близкими о вещах, на которые они не способны оказывать прямое влияние, например, о таких, как мысли и действия других людей, погода, смена времен года и стихийные бедствия. Помогите каждому члену семьи понять, что есть вещи, им неподвластные, и вещи, на которые они могут повлиять. Поговорите о том, насколько было бы эффективнее сосредоточить энергию и усилия на ситуации, поддающейся воздействию.
• Спросите: «Как мы можем заботиться о своем организме в целях профилактики болезней?»
• Проанализируйте материал, посвященный увеличению эмоционального банковского счета в семейных отношениях. Предложите своим близким взять на себя обязательство в течение недели пополнять счета отношений и воздерживаться от изъятий с них. В конце недели обсудите, что из этого получилось.
Обсуждение материала этой главы с детьми
Развитие совести: охота за сокровищами
• Выберите «сокровище», которое порадует ваших детей, и убедитесь в том, что его хватит на всех.
• Спрячьте сокровище в таком месте, куда безопасно сможет добраться каждый из ваших детей.
• Придумайте подсказки, ведущие к кладу. Чтобы получить подсказки, участники должны отвечать на вопросы, требующие проявления совести. Позитивные ответы приближают к сокровищу, негативные уводят от него. Примеры:
Вопрос: «Вы идете в школу и замечаете, что идущий впереди вас мальчик обронил пятидолларовую купюру. Что вы сделаете?» (Возможные позитивные ответы: подниму и отдам мальчику; отдам учительнице. Возможные негативные ответы: возьму деньги себе; пойду в магазин; буду дразнить мальчика.)
Вопрос. «Кто-то украл ответы к предстоящей контрольной по математике и предлагает вам их переписать. Что вы сделаете?» (Возможные позитивные ответы: откажусь и буду готовиться сам; скажу мальчику, что это нечестно. Возможные негативные ответы: возьму их, мне нужна пятерка; сообщу их всем остальным, чтобы меня любили.)
Понятие эмоционального банковского счета
• Сходите с детьми в банк, откройте счет, объясните им, как он пополняется и как с него снимаются деньги.
• Изготовьте «сейф» эмоционального банковского счета. Пусть дети украсят его. Поставьте его в такое место, где он будет заметен и легкодоступен. Приготовьте карточки, олицетворяющие «взносы». Предложите детям в течение недели делать «взносы» на счета отношений с разными членами семьи. Возможные примеры: «Папа, спасибо за то, что водил меня на гольф. Я тебя люблю», «Джон сегодня заправил мою постель, хоть я его даже не просил», «Мама каждый день водит меня на футбол. Она такая хорошая». Найдите время поговорить с детьми о сделанных за неделю «взносах». Попросите взрослых членов семьи поделиться с детьми, как приятен и важен им былл внесенный на их счет «взнос».
Навык 2