Объем главы II составляет 7-10 страниц.

Глава III

В главе III, посвященной результатам исследования и их обсуждению, приводится экспериментальный материал. Его целесообразнее представлять в логической последовательности в отдельных параграфах. В этой главе студент полученными результатами исследования решает поставленные задачи.

Результаты измерений оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение, в тексте автор оперирует лишь средними показателями, полученными в результате статистической обработки экспериментальных данных. Индивидуальные значения анализируемых показателей оформляют как приложение (таблицы), в текст помещают только результаты статистической обработки и построенные на их основе графики, рисунки, схемы, диаграммы. Обязательно указание достигнутой статистической значимости среднегрупповых различий полученных результатов исследования. После описания полученного материала следуют его анализ и обсуждение - сопоставление с данными других исследований, высказывается собственное суждение по существу полученных результатов.

Анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования - наиболее ответственный этап научной работы, характеризующий творческие способности студента, его самостоятельность, знание проблемы. Данный этап работы предусматривает обсуждение результатов экспериментального исследования. Для этого необходимо:

– выделить основные положения для анализа;

– определить логическую последовательность обсуждаемых вопросов;

– сопоставить полученные в эксперименте факты с результатами других авторов (они могут совпадать, не совпадать, противоречить);

– дать оценку причин, вызывающих расхождение результатов (разные условия, другой возраст, неоднородный контингент, недостаточно продолжительный эксперимент и др.);

– определить с позиции какой научной теории или концепции можно объяснить полученные результаты;

– дать заключение о подтверждении (или опровержении) рабочей гипотезы.

Ориентировочный объем III главы - 15-20 страниц.

Выводы и практические рекомендации

После главы III следуют выводы, которые должны соответствовать поставленным в работе задачам. Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из результатов фактического материала исследования. В выводах указываются основные результаты, полученные в ходе исследования, которые подтверждают выдвинутую гипотезу или опровергают ее и достоверность полученных результатов.

Выводы должны отражать суть работы в соответствии с выбранной темой, актуальностью проблемы, рабочей гипотезой, целью и задачами исследования. Они излагаются в лаконичной форме и отвечают на задачи, поставленные в исследовании. Выводы распространяются лишь на сферы деятельности, контингент и возрастные группы, рассмотренные в исследовании.

Количество выводов может превышать количество поставленных задач, если для достижения одной поставленной использовались несколько показателей или методов оценки.

После выводов оформляются практические рекомендации по результатам проведенного исследования. В практических рекомендациях указывается практическая значимость результатов исследования, конкретизируются эффективность и результативность проведенных занятий, а также указывается возможность применения предложенной методики, комплекса упражнений, применяемых в исследовании, на практике.

Список использованной литературы и приложения

Список использованной литературы составляется согласно правилам библиографического описания источника в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. В список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в основном тексте. Вначале размещаются литературные источники отечественных авторов, далее зарубежных авторов и затем Интернет-источники. В основном тексте ссылка на источник дается в виде порядкового номера в квадратных скобках.

Приложения представляют собой часть текста, имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы и размещаются в конце ВКР.

В приложения включают карты обследования, протоколы педагогических наблюдений, тестирования, функциональных проб, образцы анкет и т.п. Также в приложении размещаются комплексы упражнений, конспекты занятий, уроков, проводимых во время исследования. В качестве приложения могут быть представлены сценарии проведенных мероприятий, фотоальбомы, видеозаписи и другой иллюстрированный материал. В приложение также могут входить нормативные документы, инструкции и правила, программы, анкеты и др.

Форма приложений может быть следующая: текст, таблицы, чертежи, схемы и др. В приложения не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к содержанию работы. Каждому документу присваивается порядковый номер (арабскими, реже римскими цифрами). Номер приложения (без знака №) помещают в верхнем правом углу над заголовком. В тексте ВКР обязательно должны быть ссылки на материал, представленный в приложении.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Оформление текста работы

Выпускная квалификационная работа должна иметь титульный лист, содержание, введение, главы текста с иллюстративным материалом, выводы, практические рекомендации (если имеются), список использованной литературы, приложения. Выпускная квалификационная работа сдается в сброшюрованном виде. Правила оформления титульного листа представлены в приложении 1.

Текст ВКР должен соответствовать следующим требованиям:

– соответствие изучаемой проблеме, полнота изложения экспериментального материала, точность словоупотребления;

– логичность и четкое построение частей работы, подчиненность каждой части изложения основной цели работы, развернутость подтем, логичный переход от одного положения к другому;

– соблюдение основных норм русского языка (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических, стилистических), правильный порядок слов в предложении, выделение абзацев;

– соответствие научному стилю изложения.

Ответственность за качество письменного текста несет студент, поэтому перед сдачей работы научному руководителю, необходимо внимательно вычитать текст, используя компьютерные программы; проверить фамилии, инициалы, год публикации цитируемых авторов. Работы, не соответствующие указанным требованиям, возвращаются автору на доработку и исправление замечаний.

ВКР должна быть выполнена в печатном виде на одной стороне белого стандартного листа А4 (210х297 мм). Параметры страниц устанавливаются следующим образом. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм; правое 15 мм; левое – 30 мм. Текст ВКР набирается через 1,5 интервал.

Переносы в тексте не допускаются.

Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая интервалы между словами. Текст без переносов.

Шрифт – Обычный Times New Roman. Размер шрифта – 14. Интервал шрифта – обычный, без смещения.

Выравнивание основного текста по ширине.

Рубрикация – система взаимосвязанных заголовков, включающая названия глав, параграфов и подпараграфов. Каждый раздел ВКР начинается с новой страницы (Оглавление, Список сокращений, Введение, Глава 1, Глава 2, Глава 3, Заключение, Выводы, Практические рекомендации, Список литературы, Приложения).

Ступени рубрикации обозначают шрифтом; главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами, соответственно: 1., 1.1., 1.1.1. Название главы печатается прописными (заглавными) буквами прямым 14 шрифтом, параграфов – прямыми строчными буквами 14 жирным шрифтом, подпараграфов – 14 жирным курсивом. Подчеркивание не рекомендуется. Каждая глава, введение, список литературы начинается с новой страницы, параграфы и подпараграфы – на той же странице, где заканчивается предыдущий. Введение, список литературы, выводы, практические рекомендации и приложения цифрами не обозначаются.

Заголовки разделов и подразделов пишутся по центру, отделяя их от основного двойным интервалом. Точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ – 125 мм (табуляция - 125 мм).

Каждая страница ВКР должна быть пронумерована, за исключением титульного листа и содержания.

Нумерация страниц проставляется вверху по центру. Первой считается титульный лист, второй - содержание, без цифрового обозначения. Далее с третей все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа без пропусков и повторений.

В тексте ВКР возможно использование терминов и словосочетаний:

1. Употребление единообразных терминов должно выдерживаться на протяжении всей работы. Не следует в одном случае писать «двигательные качества», а в другом - «физические качества», хотя эти понятия тождественны.

2. Изложение результатов личных исследований не рекомендуется вести от собственного имени, (я утверждаю, мною открыто и т. п.) Лучше использовать выражения: «Как показал анализ ...», «в основе предлагаемой методики ...», «актуальность проблематики и ее недостаточная изученность позволили сформулировать...», «выявлено...», «установлено...», «вышесказанное позволяет считать...» и т.п.

3. Не стоит злоупотреблять вводными словосочетаниями в начале фразы: «следует подчеркнуть», «необходимо заметить», «представляет интерес», «кроме того», «более того» и др.

4. Не следует в одном предложении использовать однокоренные слова (школа, школьники, школьная программа). Лучше их заменить синонимами (школьники: учащиеся, дети, занимающиеся) или перестроить фразу.

В тексте ВКР допускаются следующие сокращения слов: т.е., и т. д., и т. п., и др., и пр. Недопустимо сокращать сложные союзы и словосочетания типа: так как, так называемый, таким образом, потому что, так что, в том числе.

В научной и методической литературе часто употребляются такие сокращенные слова, как ЧСС, ОФП, АФК, ДОУ, ДЦП и др., которые называются аббревиатурой. Ссылки на предыдущие страницы текста пишутся сокращенно, в скобках. Например …(с. 8).

Список сокращений, использованных в работе необходимо указать перед введением. Не допускается использование сокращений в теме работы, содержании и введении.

Оформление списка литературы

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры в квадратных скобках. Например, «Использование показателя плотности тренировки очень важно для качества подготовки спортсмена [11, 24].».

Порядок оформления библиографии осуществляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», который введён в действие с 1 июля 2004 г.

Внимание! Отступление от требований ГОСТа в описании документов является одним из существенных недостатков контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Библиографическая запись (описание одного источника литературы) должна включать следующие элементы.

Заголовок. В заголовке приводят фамилию одного (первого) автора, при наличии в источнике одного, двух и трёх авторов, если же авторов четыре и более, то заголовок не применяют. В заголовке вначале приводится фамилия автора, затем, через запятую, инициалы.

Пример. Симонов, И. А.

Заглавие с пояснениями (информация, поясняющая основное заглавие: учебник, учебное пособие, материалы круглого стола и т.п.). В области заглавия имеется элемент - общее обозначение материала, оценивающее его знаковую природу (изображение, ноты, текст и т.д.) или физическую форму объекта описания (видеозапись, электронный ресурс). Это факультативный, который целесообразно приводить в описаниях для информационных массивов, баз данных, содержащих сведения о документах различных видов. Общее обозначение материала приводят сразу после основного заглавия в квадратных скобках.

Пример. Логистика [Текст] : учебник

Сведения об ответственности - сведения об одном, двух или трех лицах или организациях, несущих ответственность за документ. Являются обязательным элементом описания, даже если они повторяют заголовок (т.е., если документ имеет только одного автора).

Сведения об издании (Изд. 2-е или 2-е изд.) и дополнительные сведения (испр., стер., доп.) - обязательный элемент описания.

Пример. - 7-е изд., стер.

Специфические сведения - применяется при описании объектов, являющихся особым типом публикации (например, нормативные или патентные документы) или размещенных на специфических носителях.

Пример : ГОСТ 19790-74. Селитра калиевая техническая. Технические условия. - Взамен ГОСТ 1949-65 и ГОСТ 5.1138-71 ; введ. 01.07.05.

Выходные данные - сведения о месте издания, названии издательства, год издания. Принято сокращать названия некоторых городов: Москва – М.; Санкт-Петербург (Ленинград) - СПб. (Л.); Нижний Новгород - Н. Новгород; Ростов на Дону - Ростов н/Д. Названия всех остальных городов записываются полностью.

Пример. М. : Высшая школа, 2009.

Физические характеристики – общее количество страниц (например, для книг) или страницы (например, для журнальных статей), объём (для локального электронного ресурса).

Примеры. - 132 с.

- С. 7-14.

Серия издания - основное заглавие, сведения об ответственности, международный стандартный номер сериального издания - ISSN, номер выпуска серии или подсерии. Если эти сведения указаны в книге, их обязательно нужно приводить в описании.

Пример. (Автомобильный транспорт. Сер. 1. Безопасность движения на автомобильном транспорте)

В соответствии с ГОСТ 7.1-2003 ISBN является обязательным элементом описания. Однако положения ГОСТа распространяются преимущественно на использование в электронных каталогах, пособиях государственной библиографии и т. п. Не обязательно указывать ISBN в прикнижных и пристатейных библиографических списках, в списках к курсовым и дипломным работам, диссертациям и т.п., т.е. там, где не требуется идентификация в международном документальном потоке.

Область примечания. Отдельные примечания являются обязательными элементами, например, примечания об источнике основного заглавия, сведения о депонировании при описании депонированной научной работы.

Примеры. - Сетевая версия.

. - Деп. в. ВИНИТИ 10.06.2009, № 351.

Для разграничения областей и элементов в библиографической записи применяют специальные знаки предписанной пунктуации (точка и тире; точка; запятая; двоеточие; точка с запятой; многоточие; косая черта; две косые черты и др.). Для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая: пробелы оставляют только после них. В конце библиографического описания ставится точка.

Примеры оформления библиографияеских документов

Описание книги одного-трёх авторов (учебники, учебные пособия, монографии и т.п.)

Схема описания

Заголовок. Заглавие : сведения, относящиеся к заглавию (вид, жанр, назначение документа и т. д.) / сведения об ответственности (ФИО авторов, составителей, переводчиков, редакторов, а также название организаций, от имени которых опубликован документ). - Сведения об издании (повторность издания, его переработка). - Место издания (город, где издан документ) : Издательство или издающая организация, дата издания. - Объём (количество страниц). - (Название серии). - Примечания.

Примеры

Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов - 6-е изд., испр. и доп. - М. : ДЕЛО, 2004. - 448 с. - ISBN 5-7749-0235-8.

Мунчаев, Ш. М. История России : учебник для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - 3-е изд., изм. и доп. - М. : изд-во «Норма», 2002. - 768 с. - ISBN 5-85009-608-6.

Евсеев, С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры : учебное пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Сусляев. - М. : Советский спорт, 2000. - 152 с. - ISBN 5-85009-608-6.

Носенков, А. А. Совместимость технических систем : учеб. пособие / А. А. Носенков, В. И. Медведев, А. М. Муллин ; Юж.- Урал. гос. ун-т. - Челябинск : Урал, 2005. - 59 с.

Дулина, Н. В. Город в трансформирующемся обществе : методология и практика исследования : монография / Н. В. Дулина ; под ред. З. Т. Голенковой ; ВолгГТУ. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2006. - 387 с.

Описание книги четырех и более авторов и книги под заглавием (справочник, сборник научных работ)

Книги, имеющие более трёх авторов, или изданные без указания авторов (сборники статей, коллективные монографии, справочники, официальные документы) описывают под заглавием. При описании документов под заглавием, имеющих четыре и более авторов, фамилия и инициалы первого автора с добавлением в квадратных скобках сокращения «и другие» [и др.] указываются в сведениях об ответственности.

Примеры

Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учебник для вузов / В. Г. Кузнецов [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 519 с. – ISBN 5-86225-919-8.

Синергетика дислокаций : сб. науч. ст. / сост. Е. И. Гуторов. - М. : Наука, 2006. - 109 с.

Химия : большой энциклопедический словарь / гл. ред. И. Л. Кнунянц. - 2-е изд. - М., 1998. - 411 с.

Описание электронных ресурсов удаленного доступа

После основного заглавия электронного ресурса в квадратных скобках указывается общее обозначение материала: [Электронный ресурс] или [Electronic resource]. Для удаленных ресурсов необходимо указать режим доступа («Режим доступа»). В ГОСТе 7.82-2001 дата обращения к документу оговорена как факультативная.

Примеры

Прогноз социально-экономического развития города Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//www.admgor/nnov.ru.

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа : http://zhurnul.milt.rissi.ru

Шпринц, Лев. Книга художника: от миллионных тиражей – к единичным экземплярам [Электронный ресурс] / Л. Шпринц. – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2000. – Режим доступа: http://atbook.km.ru/news/000525.html, свободный.

Описание составной части документа (статьи из журнала, сборника, глава из книги)

Схема описания

Сведения о составной части документа (Автор. Заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности) // Сведения о документе, в котором помещена составная часть (Заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. - Сведения о повторности издания. - Выходные данные). - Сведения о местоположении составной части в документе.

Примеры описания статьи одного-трёх авторов в журнале

Чернова, Е. Придорожники: перспективы российского рынка придорожных отелей / Е. Чернова // Гостиничное дело. - 2005. - №10. - С. 44-48.

Дегтярев, А. Инструментальный анализ деловой коррупции в России / А. Дегтярев, Р. Маликов // Вопросы экономики. - 2005. - №10. - С. 103-118.

Пример описания статьи четырех и более авторов в журнале

Организация дистанционного обучения в условиях интеграции вузов / А.В. Кобзев [и др.] // Высшее образование сегодня. - 2005 .- №3. - С.24-29.

Пример описания статьи из газеты

Головачёв, В. Долг платежом красен: о долгах по зарплате работникам бюджетной сферы / В. Головачёв // Труд. - 2006. - 3 апр. - С. 2.

Пример описания статьи одного-трёх авторов в сборнике

Гаврилова, Г. Г. Проблемы инвестирования в негосударственные пенсионные фонды / Г. Г. Гаврилова // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике : межвуз. сб. науч. тр. / ВолгГТУ ; под ред. Г. С. Мерзликиной. - Волгоград, 2006. - Вып. 13. - С. 273-279.

Пример описания статьи четырех и более авторов в сборнике

Особенности механизма износа абразивного инструмента без связки / Ю. Н. Полянчиков [и др.] // Прогрессивные технологии в обучении и производстве : матер. IV Всерос. конф., г. Камышин, 18-20 октября 2006 г. / КТИ(филиал) ВолгГТУ [и др.]. - Камышин, 2006. - Т. 2. - С. 92-93.

Пример описания главы из книги

Макаров, И. М. Робототехника и научно-технический прогресс / И. М. Макаров, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин // Робот. Компьютер. Гибкое производство. - М., 2005. - Гл. 2. - С. 22-36.

Оформление законодательных материалов

Первым элементом в заголовке приводится название страны, затем - наименование органа власти. Сведения, относящиеся к заглавию, записываются через двоеточие со строчной буквы.

Пример

Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» : федер.закон : [принят Гос. Думой 19 окт. 2005 г.: одобр. Советом Федерации 26 окт. 2005 г.] // Российская газета. - 2005. - 10 ноября. - С. 9-32.

Описание неопубликованных документов

Пример описания автореферата диссертации

Янонис, О. В. Аэростатические аппараты большой грузоподъёмности : автореф. дис. … канд. техн. наук / О. В. Янонис. - М., 2002. - 18 с.

Оформление цифрового материала

Наряду с текстовой информацией в ВКР значительное место занимает цифровая информация. Цифровая информация чаще всего оформляемая в виде таблиц, которые должны отличаться компактностью и иметь единообразие в построении. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу, после чего точка не ставится (пример: Таблица 1). При оформлении ВКР целесообразно использовать сквозную нумерацию таблиц, т.е. единую нумерацию с первой до последней глав.

Ниже размещается тематический заголовок (название) таблицы - строчными буквами 14 шрифтом Обычный Times New Roman, интервал – одинарный, выравнивание – по центру, точка в конце заголовка не ставится, переносы не допускаются. В таблице выделяют элементы и части:

а) подлежащее – это те явления, предметы которые в таблице характеризуются;

б) сказуемое – их характеристика.

Текст внутри таблицы оформляется следующим образом: шрифт 12 или 14 Обычный Times New Roman, междустрочный интервал – одинарный.

Перед сокращенным обозначением единицы измерения величины, приводимой в таблице, ставится запятая.

Если в работе приводится всего одна таблица, в правом верхнем углу пишется слово «Таблица» без номера. Заголовок над таблицей в этом случае не ставится.

Примеры оформления таблиц:

Таблица 2

Изменение среднегрупповых показателей функционального состояния слабовидящих школьников в ходе исследования

Показатели Исходное значение (М±σ) Конечное значение (М±σ) Изменения Статистическая значимость (р)
абс. величина %
Проба Штанге, с   20,1±2,51 22,5±2,27 2,4 11,9 <0,05
20 приседаний за 30 секунд, ЧСС, уд./мин 136,8±6,74 131,8±5,11 5,0 3,7 <0,05

Таблица 3

Изменение среднегрупповых значений показателей мобильности пациентов в ходе исследования

Тест Исходное значение (М±σ) Конечное значение (М±σ) Изменение (%) Статистическая значимость (р)
«Встань и пойди» (с) 23,0±4,0 20,4±3,4 2,6 (11,3) 0,001
«Вставание со стула» (с) 16,8±3,1 15,0±3,3 1,8 (10,7) 0,001

Таблица 4

Региональные нормативы физической подготовленности школьников Нижегородской области для учащихся 9-10 лет

№ п/п Нормативы Уровень физической подготовленности
Низкий Средний Высокий
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
1. Бег 30м, с 6,6 6,8 6,2 6,4 5,8 6,0
2. Челночный бег 4х9м, с 12,2 12,5 11,7 12,0 11,2 11,5
3. Прыжок в длину с места, см
4. Подтягивание, кол-во раз

Если таблица занимает не одну страницу, на следующей странице в верхнем правом углу над таблицей пишется: Продолжение таблицы 1, на последней странице – Окончание таблицы 1.

Заголовки должны быть над каждой графой; не нужны они над продолжением таблицы.

Нумерация граф применяется, когда нужны ссылки на них в тексте. Графа «номер по порядку» обязательна только при необходимости ссылок в тексте на строки таблицы, обозначается - № п/п.

В тексте на все таблицы должны быть ссылки. Когда в работе всего одна таблица, то слово «Таблица» пишется полностью. В остальных случаях - сокращенно. Например: «Материалы представлены в табл.2».

Материалы, приведенные в таблице, необходимо обязательно сопровождать пояснением, обсуждением и т.д. Например:

«Как следует из таблицы 2…»

«Из приведенной таблицы 2 видно, что…»

«Материал, приведенный в таблице 3, свидетельствует о…» и т.д.

Если после приведенной таблицы и обсуждения ее материалов приводится следующая таблица, но она не вмещается на оставшейся части листа, то обсуждение ее материалов (с обязательной ссылкой на номер таблицы) может предшествовать самой таблице, которая размещается на следующем листе.

Таблицу можно сопровождать рисунком, если надо наглядно продемонстрировать характер протекания изучаемого процесса, выявить соотношение частей и т.п.

Оформление графического материала

Ценным дополнением к цифровой информации, статистическому анализу и обобщению результатов в ВКР являются рисунки. Они могут быть в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий.

Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подпись к рисунку делается 12 шрифтом, Обычный Times New Roman внизу, выравнивание – по ширине, в следующем порядке: сокращенное слово Рис., порядковый номер (без знака №), точка. Название рисунка приводится с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Рисунок должен занимать не более 1/3 страницы. Рисунки ВКР могут быть выполнены в цвете или быть черно-белыми. Секторы диаграммы и столбцы должны быть различимы, т.е. иметь разную заливку (цвет, текстуру, узор).

Располагать иллюстрации в ВКР необходимо непосредственно после ссылки на нее в тексте, например: «На рис.1 представлен…».

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков.

Диаграммы – могут иметь вид столбцов или секторов.

Секторная диаграмма (рис. 1) и круговая диаграмма (рис. 2) может быть использована в случаях, когда результаты представлены в процентном отношении. При этом площадь круга принимается за 100%. Каждый сектор диаграммы должен иметь название и значение.

Объем главы II составляет 7-10 страниц. - student2.ru

Рис. 1. Структура заболеваемости участников исследования

Объем главы II составляет 7-10 страниц. - student2.ru

Рис. 2. Уровень физического развития участников исследования

Столбиковая диаграмма (рис. 3): это последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде. Каждая ось должна быть обозначена.

Для сравнения двух или нескольких рядов измерений можно построить график (рис. 4).

График – чертеж, применяемый для наглядного геометрического изображения количественной зависимости явлений. В этом случае значения измерений наносятся на одни и те же оси ординат ломаными линиями. Каждая ось должна быть обозначена.

Объем главы II составляет 7-10 страниц. - student2.ru

Рис. 3. Индивидуальные данные пульса при занятиях физическими упражнениями

Объем главы II составляет 7-10 страниц. - student2.ru

Рис. 4. Частота сердечных сокращений у учащихся 1 класса на уроке физической культуры

Объем главы II составляет 7-10 страниц. - student2.ru

Рис. 5. Изменение среднегрупповых значений амплитуды активных движений в тазобедренном суставе в сагиттальной плоскости в ходе исследования

Наши рекомендации