Комплексный подход в технологии воспитания

В коррекционных образовательных учреждениях для неслышащих и сла­бослышащих широко используется системный подход для воспитания соци­ально-адаптированной личности. Определение новых целей и нового содержа­ния, методов и форм воспитания школьников предполагает и формирование широких взглядов педагогической общественности на создание единства орга­низационных и культурных условий для духовного развития учащихся. Педа­гогический опыт показывает, что приобщение учащихся к национальной куль­туре обладает большим воспитательным потенциалом и помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья лучше ориентироваться в культур­ных ценностях, раскрывает их творческие способности и социально адаптиру­ет личность.

Открытость, демократизация коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом, гуманизация взаимоотношений учащихся и учи- ] телей, свобода творчества и самовыражения являются результатом системного подхода. Комплексность означает соответствие результатов воспитания постав­ленным целям, единство основополагающих идей и путей их осуществления.

Совершенствование образования и воспитания детей с нарушенным слу­хом требует не только переработки учебных планов, программ, новых методи­ческих подходов, но и создания новых технологий воспитания. Современные технологии воспитания выстраиваются на основе комплексного подхода. Сис­тема воспитания определяется единством целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия. Идея целостной воспитательной системы определяет содержание, поиск интересных организационных форм воспита­тельной работы. Усиление связей между содержанием уроков и внеклассных занятий, использование традиционных и новых форм воспитания раскрывают комплексный характер воспитывающих коллективных занятий. Введение но- ^ вых педагогических технологий, организация групповых занятий, имеющих | комплексный характер, изменяет содержание воспитательного процесса. Не- | обходимо воздействовать на сознание, чувства, поведение воспитанников в единстве. Формировать интерес учащихся как к учебе на уроках и вне класса, так и к внеурочной творческой деятельности. Значимым для внеклассных за­нятий является введение в коррекционных школах новых типов уроков, осо­бенно новых развивающих учебных предметов: «Уроки культуры», «Уроки ли­тературы, музыки и изобразительного искусства», «Уроки здоровья и эколо­гии» и др. Интегрированные уроки изменяют содержание внеурочной творческой деятельности для развития знаний, умений и навыков детей, полу­ченных на уроках. Для этого устанавливается тесная связь внеклассной дея­тельности учащихся с уроками на основе комплексного подхода: урок-игра; урок-путешествие; урок-викторина или диспут; урок-конкурс или соревнова­ние; урок-экскурсия и т. д. Такие уроки требуют предварительной или завер­шающей внеклассной деятельности. Проводятся в школах и интегрированные учебные дни. Содержание всех уроков, проводимых в этот день, посвящены одной теме или значимой дате для школы, города или страны, например: «День рождения города», «День памяти Великой Победы», «Война 1812 года» и др. Учащиеся включаются во внеурочной деятельности в подготовку таких интег­рированных уроков, школьники подбирают и оформляют наглядный материал. Совместно с учителями, воспитателями решают, в какой форме будет прово­диться урок. Готовятся сообщения, стихотворения, инсценировки. Школьники учатся и выступать перед учащимися своего или другого класса. Оформляются стенды, газеты, готовятся экскурсии при участии детей по теме уроков. Обяза­тельно проводится чтение школьниками статей или отрывков из подобранной литературы по теме, решаются кроссворды, проводятся экскурсии в музеи, за­очные экскурсии.

Развитие интереса к творческой познавательной деятельности, потребнос­ти в учебе, интереса к книге, к внеклассным занятиям в группе формируют культуру умственного труда, социального поведения и речевого общения. У учащихся в совместной со взрослыми коллективной деятельности формиру­ются знания норм и правил поведения со сверстниками, со старшими в школе и в семье. Участие детей в творческой практической деятельности в группе, посильном труде в быту и самообслуживании способствуют формированию убеждений, осознанию разных норм поведения, усвоению трудовых и сани­тарно-гигиенических навыков.

Широко привлекаются к творческой деятельности во внеурочное время ро­дители и другие члены семьи. Такой комплексный подход развивает знания ребенка о семье, воспитывает культуру семейных отношений, способствует осознанию роли всех членов семьи и своего полноправного положения в ней. На внеклассных занятиях у школьников воспитывается чуткое, уважительное отношение к родителям, к старшим в семье. В ролевых играх младшие школь­ники осознают себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала, осваиваются соответствующие типы поведения, различ­ные семейные роли, поощряется быть хорошим сыном или дочерью (братом, сестрой, внуком, внучкой). На внеклассных занятиях дети знакомятся с про­фессиями родителей, на экскурсиях — с условиями их труда, с профессио­нальной деятельностью. Рекомендуется родителям привлекать школьников к участию в трудовых делах семьи.

Общество, природа, социально-пространственная система (место житель­ства ребенка) несут в себе большой воспитательный потенциал. Изучение природных, социокультурных, исторических особенностей места, в котором находится дом ребенка и расположена школа, способствует социальной адап­тации школьника. Во внеклассное время организуется сотрудничество школь­ников, родителей и воспитателей для организации взаимодействия ребенка с городом (другим местом жительства), которое становится определяющим в развитии представлений ученика об окружающей природе и мире, жизни об­щества.

Для определения содержания программы воспитательной системы и усло­вий ее реализации характерны следующие особенности: открытость системы воспитания для общественности, семьи воспитанников; привлечение семьи к участию во всех творческих делах в воспитательной группе, школе; проведе­ние различных мероприятий в центрах творчества детей и молодежи, в других внешкольных учреждениях, в различных музеях и т. п.; организация и предва­рительная подготовка больших общешкольных коллективных творческих мероприятий в сочетании с усвоением школьниками подготовительного материа­ла в воспитательной группе, индивидуальное внимание воспитателя к каждо­му воспитаннику; разработка педагогическим коллективом школы совместно сродительским комитетом содержания программы, концепции воспитания уча­щихся на учебный год, отражающих традиции, требования текущего периода и будущего школы; наличие в школе мест и времени вне класса для свободной досуговой деятельности детей по их интересам (спорт, игра, кружки, отдых, общение и т. п.).

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте понимание культурологического подхода в содержании воспитатель­ного процесса вне класса, его значение для развития личности.

2. Известно, что приобщение школьников к культуре имеет большой воспитатель­ный потенциал. Назовите примерные разделы содержания уроков и внеклассных заня­тий по изучению культуры и истории Санкт-Петербурга или другого города.

3. Какое влияние на развитие личности учащихся основной и старшей школы ока­зывает краеведческий материал?

4. В каких организационных формах и условиях во внеурочное время осушеств- > ляется культурное развитие школьника с недостатками слуха?

5. Изложите свое понимание комплексного, системного подхода в определении содержания воспитательного процесса в специальных школах для детей с недостатка­ми слуха.

6. Определите характерные особенности содержания воспитательной системы на основе культурологического подхода и условия их реализации. Заполните таблицу. За­пишите задачи культурного воспитания учащихся, содержание и формы организации для их решения.

Задачи культурологического подхода Направления содержания воспитания Организационные формы внеклассных занятий
1. 1. 1.
г: 2. 2.
3. 3. 3.
4. 4. 4.
5. 5. 5.
6. 6. 6.
7. 7. 7.
8. 8. 8.

7. Раскройте особенности развития эмоциональной сферы школьников с нарушен­ным слухом в условиях приобщения к литературе, живописи, к восприятию музыкаль­ных произведений.

8. Какие формы организации музыкально-эстетического воспитания способству­ют развитию чувств школьников?

9. Объясните влияние слухового восприятия музыки с ЗУА, музыкально-ритми­ческих упражнений, речитативного пения на эмоциональное, психическое, речевое развитие учащихся, на совершенствование двигательной сферы.

10. Изучите в приложении концепцию воспитательной и образовательной системы школы-интерната слабослышащих и позднооглохших № 33 СПб., проанализируйте ма­териал, запишите в рабочей тетради цели и задачи воспитательной системы школы.

11. Обсудите на практическом занятии в группе основные направления содержа­ния и организацию разных видов деятельности. Обоснуйте возможность включения в воспитательный процесс еще других видов деятельности школьников.

12. Раскройте понимание смысла принципов воспитания и образования, которые определяют, по мнению учителей школы, процесс воспитания и образования.

13. Проанализируйте традиции и правила школы слабослышащих, взаимосвязь с различными организациями для социализации учащихся (схема 1 приложения).

14. Изучите и проанализируйте таблицу 1, выделите и запишите в рабочей тетради новые социально-образовательные цели и подходы в дидактическом комплексе, новые программы и нетрадиционные развивающие типы уроков и внеклассных занятий, фор­мы организации дополнительного образования и воспитания.

15. Изучите программу реализации воспитательной концепции (приложение). Про­анализируйте в рабочей тетради ее разделы: взаимосвязь обучения и воспитания; на­правления социализации и интеграции школьников; реабилитация учащихся творче­ством; программа творческого развития учащихся, ее принципы; развитие школьни­ков во внеурочной деятельности. Обсудите на практических занятиях подготовленные материалы студентов.

16. Обратите внимание и обоснуйте права учащихся школы слабослышащих. Что можно добавить в этот перечень, по вашему мнению?

17. Внимательно изучите, за какие достижения награждены учащиеся и педагоги­ческий коллектив школы-интерната № 33 СПб.

Приложение 1

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 33 СЛАБОСЛЫШАЩИХ

И ПОЗДНООГЛОХШИХ СПб1.

Теоретические основания

Цели:

• создание условий для компенсации нарушений в развитии слабослыша­щих детей и вовлечение их в социокультурное пространство;

• социализация школьника со слуховой недостаточностью как результат спе­циального образования, системы воспитания и коррекционно-развиваю-1 щей работы;

• интеграция в среду слышащих, осознание себя частью общества;

• развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, трудовой,; нравственной, познавательной культуры, творческих способностей.

Задачи:

• содействие саморазвитию и самореализации личности учащегося;

• установление добрых, нравственно здоровых отношений и формирова­ние коммуникативной культуры в школьной среде;

• гуманизация и общекультурологическая направленность воспитания; пси­холого-педагогическая поддержка;

• развитие навыков самостоятельной трудовой деятельности и творчества;

• сохранение и преумножение школьных традиций;

• воспитание здорового образа жизни;

• сотрудничество школы и семьи в социализации школьников.

Основные направления содержания:

• коррекционно-развивающая работа в образовательном и воспитательном процессе;

• здоровьесберегающее образование и воспитание;

• индивидуально-личностный подход к ребенку;

• развитие творческого потенциала каждого;

• духовно-нравственное и патриотическое воспитание;

• воспитание петербуржца;

• взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия; • инновационные подходы к обучению и воспитанию; • профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка.

Виды деятельности:

• коррекционно-развивающая;

• учебно-познавательная;

• коммуникативная;

• диагностирующая медико-психолого-педагогическая; • коллективоформирующая;

• общественно-полезная;

• стимулирующая саморазвитие личности иее социальную интеграцию;

• предпрофессиональная.

«Ищи у своих детей не худшие стороны, а лучшие. Ты всегда их найдешь. С нихначинай воспитание». (ВТ. Белинский)

«Лучший путь сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми».

(О. Уайльд)

«Через красивое — к человеческому"—такова закономерность воспитания».

(В.А. Сухомлинский)

Принципы воспитания и образования:

• педагогика гуманизма и природосообразности;

• педагогика сотрудничества и сотворчества;

• культуросообразность воспитания;

• направленность на развитие детей в деятельности;

• коррекционное воспитание и обучение;

• дифференцированный и индивидуальный подход.

«Несмотря на самый мрачный прогноз, ребенок имеет право на чудо».

(Л. С. Выготский)

Традиции школы:

• сентябрьские уроки «Традиции нашей школы» (видеофильмы, встречи с интересными людьми, видеоматериалы, знакомство с архивными мате­риалами из истории школы);

• преемственность поколений;

• связь с выпускниками и учителями прошлых лет;

• учительские династии, изучение их истории;

• координация взаимодействия педагогического коллектива и родителей в целях социализации и интеграции детей;

• развитие личностного потенциала каждого учащегося;

• ежегодные встречи в «Клубе веселых и находчивых» старшеклассников и учителей;

• ежегодные спортивные, трудовые и другие состязания между учителями и учащимися, между семьями с участием школьников, между учащимися разных классов или школ.

Принципы работы педагогов:

• окружить ребенка теплотой и вниманием;

• заботиться о развитии, продвижении вперед при овладении каждымшколь­ником знаниями, практическими жизненными умениями, опытомсоци­ального поведения;

• содействовать развитию индивидуальных способностей, творческих за­датков и возможностей каждого ребенка;

• достичь гармонии в развитии нравственной личности школьника с недо­статками слуха.

Схема

Наши рекомендации