Развивающее воспитание ребенка

В семье

Велика роль семьи в развитии учебно-познавательной и речевой деятельности школьника, его умственных способностей, памяти, мышления, внятного произношения. Родители могут формировать необходимые психологические предпосылки, интерес к обучению, развивать учебные, коммуникативные умения. Активизация познавательной деятельности ребенка в домашних условиях связана с работой по формированию словесной речи при использовании остаточного слуха с помощью индивидуального аппарата и с развитием речевого общения в разнообразных ситуациях. Познание окружающей действительности связано с развитием, усложнением бытовых, коммуникативных, трудовых умений. В различных видах совместной деятельности, в общении родители развивают интерес ребенка к знаниям, к чтению, к учебной деятельности. Совместное проведение досуга в семье, семейные праздники, посещение музеев, спектаклей, выставок расширяют кругозор неслышащих, развивают фантазию, творчество, формируют культуру социального поведения и активизируют познавательную деятельность.

Для организации и проведения в семье учебно-познавательной деятельности и коррекционной работы с ребенком с нарушением речи следует привлекать родителей к участию во внеклассных занятиях в школе. Присутствие кого-то из родителей на самоподготовке или участие в познавательной экскурсии, тематической прогулке, при подготовке и проведении праздников, выставок работ учащихся и т. п. позволяет близким включиться в общение со всеми воспитанниками группы, наблюдать деятельность сурдопедагога, осваивать методические приемы активизации речевой и познавательной деятельности. Участие родителей во внеклассной работе способствует совершенствованию их методического опыта. Учебно-познавательная и коррекционная работа с учащимися в семье может проводиться в трех направлениях: а) специально организованные занятия с ребенком по заданию педагога — чтение книг, познавательные игры, прогулки, совместная изобразительная или практическая творческая деятельность с предметами, материалами; б) использование жизненных условий семьи для формирования умений самообслуживания, бытового труда в еже: дневных делах, организация порядка жизни для активизации развития ребенка; в) организация речевого общения, развитие разговорно-обиходной речи в условиях жизненной деятельности на основе устной речи с использованием индивидуального слухового аппарата.

Ежедневное обсуждение жизненных повседневных дел (проблемных ситуаций), доступных пониманию школьника, и активный поиск, участие в их решении, выполнение поручений развивают его активность, самостоятельность, инициативность и способствуют познанию действительности. Совместное обсуждение домашних дел и практическое участие в них побуждают ребенка к активизации мыслительной деятельности, к речевому общению, к освоению нового словаря. Посильный труд школьника в семье, выполнение поручений, участие в оказании помощи престарелым членам семьи, забота о младших помогает ребенку осознать опыт семейных отношений, ответственность перед семьей, понять внутрисемейные отношения и самому готовиться к семейной жизни. Организация такой познавательной деятельности неслышащего в семье требует активного участия и помощи всех членов семьи. Особое место в ней занимают родители, обучающие неслышащего или слабослышащего, тактично помогающие и направляющие его действия. Формирование культуры поведения ребенка в семье, в обществе, развитие культуры речевого общения во многом зависит от нравственного климата, взаимоотношений в семье, поведения и образа жизни самих родителей.

Проведение родителями специальных коррекционно-развивающих занятий в семье в том случае, если ребенок не посещает такие занятия в группе продленного дня, требует разработки специальной программы занятий по разным видам деятельности. Такая индивидуальная программа занятий в семье может быть составлена учителем класса, воспитателем при участии учителя-дефек-толога с учетом особенностей развития ребенка, возможностей и подготовленности родителей к проведению специального обучения и воспитания. Большое значение для развития познавательной и речевой деятельности имеет организация практической жизни семьи: совместное приготовление и проведение завтрака, обеда и ужина, занятия бытовым трудом, проведение досуга, прогулки, игры и т. д. Важным приемом воздействия становится использование родителями с коррекционно-развивающей целью естественно возникающих жизненных ситуаций. При этом необходимо как понимание родителями основных коррекционных задач, так и владение приемами коррекционной работы. В условиях жизненных ситуаций возможно развитие подражания, внимания, памяти, мыслительных процессов (запоминание порядка умственных действий, анализ деятельности, выводы, обобщения и т. д.); развитие речи, слуха, речевого общения; формирование жизненно необходимых практических умений и навыков; развитие эмоционально-волевой сферы, совершенствование моторики и двигательных навыков и др.

Обучающий ребенка в семье взрослый становится не только организатором его деятельности, образцом речевого и социального поведения, но и коррекционным педагогом, развивающим его познавательную деятельность.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

). Раскройте задачи и условия семейного воспитания неслышащих школьников. Покажите на примерах роль воспитателя в руководстве семейным воспитанием глухих и слабослышащих.

2. Известно, что методами изучения условий семейного воспитания являются: беседа, устное или письменное анкетирование родителей, общение с ними при посещении семьи, переписка с родителями. Используя один из методов на педагогической практике, проведите изучение условий семейного воспитания школьника с нарушением слуха. Соберите следующие данные: 1) состав семьи, занятия родителей, материальные, санитарно-гигиенические условия жизни; 2) имеются ли в семье глухие или слабослышащие, сведения о них; 3) есть ли в семье другие дети (слышащие или неслышащие), отношения их со школьником; 4) средства общения (дактильная, жестовая речь, устное общение с использованием индивидуального аппарата), используемые родителями, другими членами семьи; 5) условия воспитания ребенка до поступления в школу; 6) поведение и деятельность школьника в семье (участие в домашнем труде, отношение к родным, оказание помощи); 7) использование родителями методов поощрения и наказания; 8) организация родителями досуга ребенка, характер его интересов; 9) оказание помощи в выполнении домашних заданий, воспитание интереса к учебной деятельности; 10) трудности родителей в воспитании ребенка с нарушенным слухом, ожидаемая помощь от воспитателя в семейном воспитании неслышащего.

3. Назовите индивидуальные и коллективные формы работы воспитателя с родителями детей с недостатками слуха.

4. Посетите родительское собрание в одной из групп продленного дня. Запишите тему, ход собрания. Проведите анализ по следующим вопросам: 1) Какие задачи поставил воспитатель и удалось ли ему решить задачи собрания? 2) В какой форме проведено родительское собрание? 3) Каковы приемы работы воспитателя с родителями при подготовке и проведении родительского собрания? 4) Что можно сделать для большей эффективности родительского собрания?

5. Проведите беседу с родителями, сделайте выводы и составьте свои рекомендации по воспитанию неслышащего ребенка в семье. Вопросы для беседы: 1) Как ваш ребенок выполняет режим дня? В каком состоянии содержит рабочее место, школьные принадлежности, личные вещи? 2) Охотно ли участвует в домашнем труде? Какие поручения в семье выполняет с интересом? В каких видах деятельности предлагает свои услуги? 3) Охотно ли учится? Занимаетесь ли вы домашней учебной работой? Как относится ребенок к успехам и неудачам в учении? 4) Влияет ли состояние здоровья ребенка на учение, разные виды его деятельности в семье? Быстро ли он утомляется? 5) Как вы проводите работу по развитию слуха, формированию навыка чтения с губ? Следите ли за правильностью произношения, руководите ли работой по обогащению словаря и развитию навыка речевого общения? 6) Чем любит заниматься ребенок в свободное время? 7) Читает ли он самостоятельно или с вашей помощью книги, журналы? Умеет ли рассказать о главном в прочитанном? 8) Как вы организуете досуг школьника? Посещаете ли вы с ним театр, музей? Понимает ли он красоту природы, правильно ли оценивает поступки людей? 9) Кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на ребенка? Как ребенок относится к вашим требованиям, советам улучшить свое поведение, успеваемость?

6. Назовите типы отношений родителей к ребенку с нарушенным слухом в семье.

7. Раскройте особенности психолого-педагогической поддержки родителей сурдопедагогом в воспитании школьников с нарушенным слухом и речью.

8. Изучив психолого-педагогическую литературу, раскройте сложности воспитания ребенка с нарушением слуха в условиях семьи и возможные пути их преодоления.

9. Раскройте направления содержания и разнообразие форм проведения учебно-познавательной, игровой, бытовой деятельности, коррекционной работы в развивающем воспитании школьника в семье.

Список литературы

1. Богданова Т.Т., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. № 5.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993.

3. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1970.

4. Леонгард Э.И. и др. Я не хочу молчать!, М., 1990.

5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. Л., 1991.

6. Назарова Н.М. Работа сурдопедагога с родителями глухих учащихся // Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся: Сб. науч. тр. М., 1984.

7. Семья может все / Под ред. Э.И. Леонгард. СПб., 1992.

8. Соколов А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением слуха // Здоровье детей как ценность культуры: Материалы X Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Культура и детство». СПб., 2003.

9. Хотеева Э.Н. Взаимодействие школы и семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Белгород, 2000.

Раздел 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тема 3.1. Особенности воспитательного процесса

Наши рекомендации