Формирование разных способов восприятия устной речи
Процесс восприятия устной речи воспитанниками с нарушенным слухом тесно связан с формированием разных способов восприятия речи: слухозрителЬного, слухового, зрительного (чтение с губ). Значение чтения с губ в жизнедея тельности глухих и слабослышащих общеизвестно. Исследования В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау доказали, что эффективность зрительного восприятия речи зависит от степени снижения слуха и уровня владения устной речью: чем хуже слух, тем больше возрастает роль зрительного анализатора. Слухозрительное восприятие речи с помощью ЗУА показывает более эффективное восприятие по сравнению с моносенсорным (слуховым или зрительным). Бисенсорное (слухозрительное) восприятие речи с помощью ЗУА является ведущим способом восприятия на внеклассных занятиях и во внеурочное время при участии в разных делах группы, при выполнении распорядка дня, в играх и в досуговой деятельности. Но на внеклассных занятиях, в специальных играх| развивается и моносенсорное — слуховое — восприятие речи (слова и фразы за экраном), и зрительное без усиления звучания.
Уделяется внимание выработке самоконтроля при использовании слухового восприятия с ЗУА для совершенствования произношения и внятности речи. На самоподготовке, в играх, при подготовке праздников, на занятиях творческой деятельностью и т. п. воспитатель и сами школьники следят за внятностью собственной речи и за речью других детей.
Воспитатели должны овладеть техникой эксплуатации звукоусиливающей аппаратуры. Большое значение имеет для закрепления и совершенствования навыков, приобретенных учащимися на специальных индивидуальных занятиях и в слуховом кабинете, на общеобразовательных уроках, использование методов и приемов развития слухового восприятия во внеклассное время. Дети приучаются пользоваться ЗУА, развивается речевой слух, слуховое восприятие в разных жизненных ситуациях, активизируется речевое общение.
Изучение практики развития слуха во внеурочное время показывает, что для разборчивого слухового восприятия глухими, оглохшими и детьми с III, IV степенью тугоухости одним из важнейших вспомогательных средств является обучение чтению с губ и его совершенствование во внеурочное время. Этот способ восприятия устной речи — одно из действенных средств для компенсации тяжелой степени слуховой недостаточности (В.И. Бельтюков, С.А. Зыков, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау и др.). Общение детей с тяжелыми нарушениями слуха не может осуществляться только с использованием слуха, важно видеть лицо говорящего для восприятия его речи. При общении следует не только слышать, но и видеть движения губ говорящего. Воспринимая речь по движениям губ, по выражению лица, школьник догадывается о смысле высказывания на основе предшествующего опыта речевого общения и владения родным языком. Чтение с губ — это зрительное восприятие речи по видимым речевым движениям с опорой на сформированные речевые кинестезии, опыт произношения и речевого общения в разных жизненных ситуациях (слова, словосочетания и фразы). Кроме этого, большое значение, по определению Ф.Ф. Рау, имеет предугадывание, антиципация в условиях внешнего и внутреннего контекста. Обучение зрительному восприятию, как и развитие слухового восприятия с применением ЗЖ, требует постоянных упражнений на материале слов, фраз, звукосочетаний и словосочетаний, вопросов и ответов, текстов и практики речевого общения. Но говоря о целесообразности обучения чтению с губ для общения глухих и слабослышащих, следует учитывать, что развитие этого навыка способствует улучшению разборчивости речи при слуховом восприятии с ЗУА и без аппарата. Кроме того, при тяжелых степенях тугоухости и при глухоте с остатками слуха обучение чтению с губ с одновременной подачей речевых упражнений через ЗЖ часто позволяет специалисту в дальнейшем подобрать слуховой аппарат школьникам, у которых при предварительных исследованиях использование слухового аппарата не давало никаких результатов.
Совершенствование слухового и слухозрительного восприятия зависит от целенаправленного развития речи учащихся. По мере накопления словарного запаса, фразовой речи развивается слуховое восприятие глухих и слабослышащих учащихся, которое, в свою очередь, становится источником накопления речевого запаса (Л.П. Назарова). Как отмечает Р.М. Боскис и Ф.Ф. Рау, важную роль в общении, восприятии речи, особенно для детей со значительным понижением слуха, выполняют условия ситуации общения, контекст, предугадывание. Если воспитатель сообщает детям, что будем играть (называет тему игры) или слушать сказку (дано название), то такое предупреждение способствует слуховому или зрительному восприятию речи.
В.И. Бельтюков указывает, что улучшение слухового, слухозрительного восприятия речи осуществляется под влиянием совершенствования произносительной стороны речи. Чем хуже ученик произносит тот или другой звук, тем труднее различает их на слух или зрительно. В свою очередь, от состояния слуха зависит качество произношения, состояние голоса. Но при выработке способов самоконтроля за произношением под влиянием упражнений все недостатки речи поддаются коррекции.