На успешность учебной деятельности»

Лыткина Ж. Н.,

педагог-психолог

МОБУ «Гимназия №1»

Чтобы понять в чем кроется причины неуспеваемости ученика, можно обратиться к вопросу изучения его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить: учится ли он из-за интереса к новым знаниям или из желания выглядеть определенным образом перед сверстниками, учителями, родителями.

Целью нашего исследования явилось выявление типа школьной мотивации и зависимости уровня его развития к успеваемости у обучающихся старших классов.

Гипотеза нашего исследования - различные типы школьной мотивации оказывают разное влияние на успешность учебной деятельности обучающихся старших классов.

Предмет исследования- тип школьной мотивации и оценка уровня развития мотивационной сферы подростков.

Нами была использованаметодика диагностики типа школьной мотивации старшеклассников Лепешовой и анализ уровня успеваемости за 1 полугодие 2010-2011 учебного года обучающихся 9-10 классов. Исследование проводилось среди обучающихся 9-10-х классов МОБУ «Гимназия № 1», в количестве 130 человек в возрасте 15-17 лет.

При анализе результатов по методике диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников Лепешовой нами было установлено:

Наиболее значимыми мотивами для обучающихся параллели 9-10 классов являются: осознание социальной необходимости, социального одобрения и достижения. Наименее значимыми мотивами являются: внеучебная школьная мотивация, боязнь наказания, престиж в классе и семье, мотив самореализации.

Для выявления уровня влияния типа мотивации на успешность учебной деятельности гимназисток подросткового возраста нами была проанализирована успеваемость за 1 полугодие 2010-2011 учебного года, с учетом профильной направленности обучающихся и применен метод математической статистики - «коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена», позволяющий определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков.

На основе полученных данных мы пришли к следующим выводу:

Для обучающихся параллели 9 – 10 классов именно проявление себя в сфере самореализации, места, где он может заявить о себе и развивать себя может способствовать повышению качества учебной деятельности. При этом, необходимо отметить, что в обеих параллелях мотив самореализации развит менее чем у половины обучающихся.

Рекомендации по повышению и стимулированию учебной мотивации

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

• положительными эмоциями по отношению к деятельности;

• наличием познавательной стороны этих эмоций;

• наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

- Яркий, образный рассказ учителя. Использование в речи притч, эпиграмм, юмора и т.д.

- Наглядность.

-Метод стимулирования занимательностью - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и другие.

-Метод занимательных аналогий. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания учеников.

- Методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике.

- Метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе «игровых ситуаций».

- Метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Ситуация спора, ученые дискуссии создаются и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке.

- Ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе: на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже - выполнение более сложных упражнений.

- Проектная деятельность - позволяет удовлетворять важные потребности подростков, такие как чувство взрослости, общение с учителем «на равных» как экспериментатор и новатор.

Знание всего богатства методов стимулирования интереса к учебной деятельности школьников позволит учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.

«Актуальные проблемы современного обучения

Иностранным языкам»

Маннапова Р.Р.

учитель английского языка

МОБУ « Гимназия №1»

Обучение иноязычному общению согласно коммуникативному методу требует методологически иного подхода к решению проблемы контроля обученности, которое до сих пор вызывает споры ученых, методистов, учителей, учащихся и их родителей. Так можно констатировать тот факт, что вопросы совершенствования контроля по сей день не утратили своей актуальности.

Объектомисследования нашей работы является тестирование, как метод педагогического исследования, которое означает целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характиристики педагогического процесса и которое помимо своей основной функции – контроля, может служить средством диагностики трудностей языкового материала для учащихся, мерой определения эффекта обученности и способа прогнозирования успешности и неуспешности обучения.

Предметом исследования –единый государственный экзамен, как форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего полного общего образования с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяют установить уровень освоения ими федерального компонента образовательного стандарта.

Цель работы заключается в углубленном изучении заданий ЕГЭ по иностранным языкам и разработка стратегий их выполнения и организация самостоятельной работы обучающихся.

Цель работы обусловила решение конкретных задач:

· Провести педагогическое наблюдение и исследование в процессе преподавания на уроках и на занятиях в городском ресурсном центре;

· Провести опрос среди педагогов города Нефтекамск, учащихся «Гимназии №1», ресурсного центра, а также их родителей;

· Выявить типичные ошибки, допускаемые учениками при выполнении тестирования и дать рекомендации всем участниками педагогического процесса;

· Оказать психологическую помощь при подготовке и при сдачи самого экзамена учащимся, родителям, учителям.

В качестве гипотезыисследования было выдвинуто предположение о том, что данная форма экзамена ( ЕГЭ) – сложное испытание, которое вызывает дискуссии о форме и содержании самого экзамена среди учителей, обучающихся и их родителей.

Методы исследования, использовавшиеся в работе, обусловлены её целью, задачами и характером материала. В процессе решения поставленных задач и проверки высказанной гипотезы мы оперировали общенаучным методом, включающим в себя приёмы педагогического наблюдения, анализа продуктов деятельности школьников, изучения, сопоставления и теоретического анализа научно- методической литературы. На различных этапах работы также использовались констатирующий и обучающий эксперимент, методы математической статистики.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что Единый государственный экзамен по иностранным языкам составлен согласно психологическим и лингвистическим принципам тестирования, который позволяет выявить у тестируемого степень лингвистической ( языковой) и коммуникативной ( речевой) компетенции.

Практическая ценностьработы заключается в разработке стратегий и тактики выполнения заданий ЕГЭ, а также в организации самостоятельной работы учащихся при подготовке к экзамену, выявлении типичных ошибок при тестировании. Представленные рекомендации могут быть использованы на уроках, спецкурсах по подготовке обучающихся к экзамену учителями города.

Цель работы и поставленные задачи обусловилиструктуру работы,которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Основное содержание работы.

Во Введении обосновывается выбор темы исследования, отмечаются её актуальность, определяются цель и задачи работы, формулируются гипотеза, раскрывается практическая ценность и теоретическая значимость проведенного исследования.

В Главе 1 « Тестирование как форма контроля» рассматриваются виды тестов, характерные его черты, функции тестирования. Помимо этого в этой главе рассказывается история появления тестирования и современные формы контроля, позволяющие выявить готовность учащихся к иноязычному общению.

В Главе 2 « Задания ЕГЭ. Стратегии. Самостоятельная Работа» рассмотрены все виды заданий, даже те, которые не включены в форму ЕГЭ сейчас, но были представлены раньше. Разработаны стратегии их выполнения и даны советы по организации самостоятельной работы.

В главе 3 «Исследования» выявлены типичные ошибки учащихся и сформулированы рекомендации педагогам и учащимся по всем разделам ЕГЭ. В этой же главе описываются исследования проведенные среди учителей города Нефтекамска и учащихся МОБУ « Гимназия №1» и городского ресурсного центра по английскому языку, а также высказываются мнения родителей школьников и уже студентов, сдавших ЕГЭ, которые говорят о плюсах и минусах данного тестирования.

В главе 4 «Психологические аспекты подготовки старшеклассников к сдаче итогового школьного экзамена в форме ЕГЭ» , где даются рекомендации по преодолению страха и тревожности учащимся, педагогам, родителям. Кроме этого, рассматриваются влияние самооценки и тревожности на экзаменационные переживания.

Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды А. В. Конышевой, А.П. Голубева, И. Б. Смирновой, Н.К Красюк, Е.И. Пассова, Томсон И., Рапопорт И.А.

Наши рекомендации