Взаимодействие педагога с детьми.
Для работы с детьми раннего возраста необходимы такие личностные и профессиональные качества педагога, как позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность, искренность, знание закономерностей развития ребенка, умение общаться и играть с маленькими детьми.
Непременным условием правильно организованной работы с детьми является реализация воспитателями индивидуального подхода к детям, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.
Индивидуальный подход подразумевает также личную адресованность обращений взрослого к ребенку. Это имеет особое значение, поскольку малыш воспринимает обращения взрослых тогда, когда они адресованы к нему непосредственно.
Следующая особенность работы с детьми раннего возраста — опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации. Мышление и речь ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями, поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны ему. Эта особенность маленьких детей предъявляет особые требования к деятельности воспитателя, которые заключаются в том, что речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст его реальной жизни, главное место в которой занимают действия с предметами.
В работе педагога следует учитывать такую характерную особенность психической организации маленьких детей, как непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею.
Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка. Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и базируется на любовном отношении к ребенку близких, составляет основу человеческих взаимоотношений. Потребность в доброжелательном внимании побуждает малышей к эмоциональным контактам со взрослыми. Они предпочитают вступать в такие контакты преимущественно с близкими взрослыми, часто опасаются посторонних людей, поэтому установление доверительных отношений является специальной задачей педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
Организация сотрудничества. Несмотря на то, что эмоциональные контакты имеют большое значение в жизни детей, взаимодействие между ними и взрослыми не ограничивается проявлениями внимания и ласки. Взрослые принимают участие в играх и занятиях детей как равноправные партнеры.
Воспитатель не навязывает им тот или иной вид деятельности, а старается заинтересовать ею каждого. Предлагая образцы действий, он не требует от детей точного их воспроизведения, а поощряет и поддерживает стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребенка.
Важно найти позитивные способы разрешения конфликтных ситуаций. Необходимость в коррекции действий и поступков детей часто возникает в различных конфликтных ситуациях, когда одних замечаний бывает недостаточно, но разрешение их не должно приводить к новому конфликту; не следует дерущихся из-за игрушки детей с силой растаскивать в стороны, сопровождая свои действия порицаниями и угрозами. Насилие и агрессия порождают ответные насилие и агрессию. Эффективным способом в данном случае будет обсуждение с детьми проблемы, которая может возникнуть как между самими детьми, так и между ребенком и взрослым. Взрослый помогает выявить проблему, подсказать наиболее предпочтительное ее решение, оценить результат, похвалить детей за удачный выход из положения.
Если конфликт возник между самыми маленькими, годовалыми детьми, которые еще не способны договориться друг с другом, взрослому следует предложить одному из них такую же игрушку, как и у сверстника, или отвлечь внимание малыша на что-то более интересное, успокоив его, взяв на руки, если он плачет. В этом возрасте дети быстро переключаются и легко забывают огорчение.
Введение ограничений. Личностно-ориентированное взаимодействие предусматривает и введение необходимых ограничений. Признание взрослыми прав ребенка не означает вседозволенности, даже самый маленький должен знать и понимать, чего он не имеет права делать, за что придется отвечать, ведь он живет среди людей, значит надо учитывать их интересы, выполнять определенные нормы.
Действия, опасные для жизни и здоровья ребенка и окружающих, обижающие и оскорбляющие других, следует пресекать категорически. Ребенок должен знать слово «нельзя» (забираться на подоконник открытого окна, брать в рот песок, камни, ветки, причинять боль другим людям и животным и т.п.). При этом необходимо объяснять ему причину запрета.
2.3 Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования.
Поступление ребенка в ясли сказывается на его психическом и физическом состоянии. Переход из семьи в дошкольное учреждение часто протекает с большими трудностями. Раннее детство является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.
Биологическая адаптация – приспособление физиологических систем организма к новым условиям жизни. Социальная адаптация – приспособление поведения ребенка к новым социальным условиям.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас.
Различаются три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.
Период легкой адаптации длится 1—2 недели. У ребенка довольно быстро нормализуются сон и аппетит, эмоциональное состояние, взаимоотношения с новыми людьми, восстанавливается активная деятельность. Отношения с близкими людьми не нарушаются. Острых заболеваний не возникает, снижение защитных сил организма выражено незначительно, к концу второй-третьей недели они приходят в норму.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15—40 дней; настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша. Он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое. Защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют его от инфекций. В некоторых случаях неадекватное поведение малыша настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей, ведет себя агрессивно.
Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, постоянно прижимающий к себе свою любимую игрушку, равнодушный к воспитателям и сверстникам или, наоборот, бурно выражающий протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный — таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются по всем направлениям.
Факторы, определяющие характер адаптации
Первая группа факторов, определяющих характер адаптации, связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях.
Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Особенно трудно адаптируются к яслям дети в возрасте от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев, т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.
Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их. Возникающие трудности либо оставляют их равнодушным, либо вызывают слезы и капризы.
Большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, к тому же обладает конфликтным характером, если сами родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры,— все это может стать причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к учреждению дошкольного образования.
Важнейшее значение для благополучного протекания адаптационного периода имеет отношение педагогов к ребенку, эмоциональная атмосфера в группе и детском учреждении в целом.
Для безболезненной адаптации к учреждению дошкольного образования педагог должен предварительно познакомиться с ребенком и родителями
Педагогические приемы, способствующие адаптации ребенка к яслям. Первая встреча ребенка с воспитателем чрезвычайно важна для развития последующих взаимоотношений между ними. Поэтому главное для педагога на начальном этапе адаптации — наладить контакт с ребенком. Легче всего установить его в группе, в присутствии матери, которое на первых порах необходимо для ребенка. Воспитатель должен приветливо встретить малыша, помочь маме раздеть его, вместе с нею провести его в группу, познакомить с детьми, поиграть. Если мама по каким-либо причинам не может надолго остаться с малышом, она предупреждает его, что уходит, но скоро обязательно вернется.
Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Задача взрослых — сделать первые дни пребывания его в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, бутылочка с соской, из которой ребенок пьет дома, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе, небольшой семейный альбом. Эти вещи ребенок может хранить в своем шкафчике или в кроватке, играть с ними, когда захочет, засыпать с ними.
Самое главное для воспитателя — завоевать доверие ребенка, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают. Если же он не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, педагог не должен игнорировать желание ребенка, а тем более поддразнивать его и ругать. Когда малыш обращается к взрослому со словами: «Мама придет», это означает, что на самом деле он не уверен в этом, боится, что мама не вернется, ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый вопрос: «Где мама?» нужно обязательно отвечать утвердительно, помогая малышу поверить в то, что он обязательно увидит свою маму.
Ободрив малыша, воспитатель старается переключить его внимание на игрушки, предлагает рассмотреть, что находится в помещении; некоторое время играет вместе с малышом, затем предлагает ему некоторое время поиграть самостоятельно одному, пообещав быстро вернуться. Свое обещание необходимо выполнить, тогда ребенок поймет, что взрослый всегда рядом.
Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.