Лекции по дошкольной педагогике
Лекции по дошкольной педагогике
Педагогическая деятельность как общественно значимая профессиональная деятельность.
Педагогическая деятельность—общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Она протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка-дошкольника. В Законе РБ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса состоит в становлении и развитии личности. Организованная педагогическая деятельность позволяет не только дать ребенку определенный запас знаний и умений, но и развить у него способность пользоваться усвоенным опытом в жизни. Педагог формирует первые взгляды ребенка, культурно-социальные способы поведения, приобщает его к миру человеческих ценностей. Таким образом, педагог является посредником между социальной культурой общества и ребенком. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей, «сотворение личности» (Т. А. Куликова).
Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе.
Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу учреждения дошкольного образования. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.
Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагога. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что одновременно отмечается и недооценка педагогического труда со стороны общества.
Модели педагогической деятельности.
В литературе описаны следующие модели педагогической деятельности:
— педагогика принуждения (авторитарная);
— полной свободы;
— сотрудничества;
— педагогика любви (Г. Н. Волков).
Педагогика принужденияхарактеризуется подчинением детей, ограничением их свободы и автономии. Педагог жестоко контролирует поведение и развитие ребенка. Дети практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, часто агрессивны либо подавлены, испытывают страх, тревожность.
Педагогика полной свободы,как правило, предполагает либерально-попустительский стиль отношения к детям. Воспитатели не пытаются ограничить поведение детей, не сдерживают их ни в каких проявлениях и действиях. Дети импульсивны, любой запрет со стороны других взрослых может вызвать агрессивность.
Педагогика сотрудничествапредполагает демократический (помогающий) стиль отношений с детьми. Педагоги больше внимания уделяют организационно-воспитательному аспекту своей деятельности: она направлена не только на результативность обучения и поддержание порядка и дисциплины, но и на воспитание нравственно-волевых качеств ребенка, развитие его самооценки, образа «Я». Педагог стимулирует субъектность ребенка, организуя сотрудничество детей, взаимопомощь, согласованность действий.
Педагогика любвипредполагает гармоничное развитие личности, любовь взрослых к ребенку, гуманный стиль отношения к ребенку, личностно-ориентированный подход.
Настоящее единство ребенка с другим человеком заключается в сохранении индивидуальности каждого, что достигается в любви. Только в любви открывается неповторимость другого, раскрывается его образ. Только для любящего другой выступает как совершенное существо. Человек раскрывается не как один из многих, а как единственный, неповторимый. Любовь вызывает к жизни лучшие качества человека и делает их видимыми для других. Этические отношения обратимы: гуманизм взрослого проявляется в его отношении к детям, и дети отвечают ему любовью. Любовь позволяет преодолеть чувство изолированности и в то же время быть самим собой, сохранять собственную целостность.
Функции педагога.
Под функциями педагога понимается набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей:
— создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
— обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;
— осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми;
— участие в педагогическом просвещении родителей;
— регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения;
— самообразование педагога;
— участие в научно-исследовательской работе.
По классификации Е. А. Панько, педагог в своей деятельности осуществляет следующие функции: материнскую (охрана и укрепление здоровья детей); развивающую (воспитывающую и обучающую); коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско-организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования.
Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми.
Планирование деятельности педагога необходимо для эффективной реализации педагогического процесса. С его помощью воспитатель ведет подготовку к реализации образовательной программы: определяет педагогические задачи, распределяет их во времени, намечает, когда и какие следует провести мероприятия, продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и игрушки. Планирование должно быть долгосрочным и краткосрочным. Долгосрочное планирование позволяет наметить основные этапы работы в соответствии с меняющимися возрастными возможностями и потребностями детей. Второе производится еженедельно и ежедневно; включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.
Для отслеживания процесса развития ребенка и планирования своей деятельности педагогу необходимо систематическое наблюдение за поведением детей. Оно позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом, дает возможность конструктивно взаимодействовать с коллегами и родителями.
Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным, систематическим. Для большей эффективности необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Существуют разные формы фиксации наблюдений, что зависит от характера наблюдений и педагогических целей. Для ежедневных наблюдений используются карточки, в которые заносятся ситуативные неструктурированные наблюдения, характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей. Например, «Сегодня у Маши плохое настроение, она отказалась играть и сидела в стороне от детей. Выяснить у мамы, с чем это может быть связано».
Для структурированной фиксации информации используются тематические карты-схемы, в которые заносятся данные, полученные воспитателем в ходе ежедневных наблюдений за неделю или месяц. Они должны быть компактными, чтобы не занимать много времени для заполнения, и вместе с тем — информативными, отражающими существенные изменения в развитии ребенка. Они не требуют ежедневного заполнения.
Схема, по которой проводится наблюдение, зависит от того, что воспитатель хочет выяснить о ребенке. В нее могут входить такие разделы, как навыки самообслуживания, предпочтения в разных видах деятельности, особенности игры, отношения со сверстниками и пр.
Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребенка в детское учреждение, целесообразно в первую очередь использовать карту наблюдения в период адаптации. Наблюдение ведется в течение всего периода адаптации, чтобы проследить, как быстро ребенок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются положительные или менее благоприятные изменения. Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания, решает, с какой проблемой ребенка ему нужно работать прежде всего, составляет план работы, проводит беседы с родителями в целях общей стратегии поведения взрослых.
По окончании периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с большим временным интервалом, например, раз в месяц. Это зависит от состояния и поведения ребенка.
Заполнять карту можно разными способами:
o обычно, да (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);
o изредка (когда качество проявляется время от времени);
o нет (когда качество не проявляется вовсе).
Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии малыша на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках, строит педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей педагогической работы с малышом, их реализация, последующая фиксация изменений в соответствующей сфере его развития.
Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой, Президентом и др. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине.
Содержание умственного воспитания ребенка определено учебной программой дошкольного образования по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.
!(Дом. задание: выписать содержание каждого направления программы!!!) ( Это надо делать ????)
Лекции по дошкольной педагогике