Система работы тренера по развитию специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики

На первом этапе эксперимента выявлен уровень подготовленности юных легкоатлетов, как контрольной, так и экспериментальной групп. После проведения каждого теста нами были зафиксированы результаты и занесены в протокол. Затем полученные данные были подвергнуты математической обработке. Уровень подготовленности спортсменов оценивался по системе (низкий, средний и высокий) (табл. 2)

Таблица 2 Контрольные нормативы для спортсменов 16 – 17 лет

  Юноши Девушки
Упражнение Уровень 16-17 16-17
Бег 6 мин Низкий Средний Высокий  
Челночный бег 3*10 м(с) Низкий Средний Высокий   7.9 7.5 7.2 9.3 8.7 8.4
Бег 1000м Низкий Средний Высокий   4.35 4.05 3.35 5.00 4.35 4.20

Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе педагогического эксперимента

Контрольная группа 10 человек
№ п/п Тест
Бег 6 мин
Челночный бег 3*10 м(с) 7.9 7.8 7.6 7.7 7.9 7.5 7.4 7.6 7.3 7.4
Бег 1000м 4.25 4.35 4.05 4.35 4.25 4.30 4.20 4.07 4.09 4.05
Экспериментальная группа 10 человек
№ п/п Тест
Бег 6 мин
Челночный бег 3*10 м(с) 7.7 7.8 7.6 7.5 7.6 7.5 7.4 7.7 7.8 7.6
Бег 1000м 4.05 4.35 4.10 4.08 4.05 4.33 4.31 4.07 4.05 4.19

Система работы тренера по развитию специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики - student2.ru

Рис. 1.Результаты теста «Бег 6 мин» контрольной и экспериментальной группы на первом этапе педагогического эксперимента

Анализ показателей таблицы выявил следующее:

А. Контрольная группа:

- высокий уровень –0%

- средний уровень – 20%

- низкий уровень – 80%

Б. Экспериментальная группа:

- высокий уровень – 0%

- средний уровень– 40%

- низкий уровень – 60 %

Сравнительный анализ показателей на первом этапе педагогического эксперимента выявил, что показатели уровней низкий и средний ЭГ и КГ не сильно отличаются.

Система работы тренера по развитию специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики - student2.ru

Рис. 2.Результаты теста «Челночный бег 3х10м (с)» контрольной и экспериментальной группы на первом этапе педагогического эксперимента

Анализ показателей таблицы выявил следующее:

А. Контрольная группа:

- высокий уровень –0%

- средний уровень – 30%

- низкий уровень – 70%

Б. Экспериментальная группа:

- высокий уровень – 0%

- средний уровень– 40%

- низкий уровень – 60 %

Сравнительный анализ показателей на первом этапе педагогического эксперимента выявил, что показатели уровней низкий и средний ЭГ и КГ не сильно отличаются.

Система работы тренера по развитию специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики - student2.ru

Рис. 3.Результаты теста «Бег 1000 м» контрольной и экспериментальной группы на первом этапе педагогического эксперимента

Анализ показателей таблицы выявил следующее:

А. Контрольная группа:

- высокий уровень –0%

- средний уровень – 20%

- низкий уровень – 80%

Б. Экспериментальная группа:

- высокий уровень – 0%

- средний уровень– 30%

- низкий уровень – 70 %

Сравнительный анализ показателей на первом этапе педагогического эксперимента выявил, что показатели уровней низкий и средний ЭГ и КГ не сильно отличаются.

Полученные результаты после проведения первого этапа тестирования показывают, уровень развития общей и специальной выносливости большинства легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп находится на низком уровне. В проведенных нами тестах виден недостаточный уровень развития общей и специальной выносливости. Данная ситуация, снижает эффективность тренировочного и соревновательного процесса и обуславливает необходимость разработки комплексов учебно-тренировочных занятий, направленных на воспитание общей и специальной выносливости.

На формирующем этапе педагогического эксперимента проведено 40 занятий за 2 месяца. По 3 тренировки (60 минут) в неделю.

Экспериментальная группа занималась по следующей схеме:

Структура тренировки (10 циклов):

Разминка – 10 минут;

бег с ускорением на максимум – 30 секунд;

отдых – 3 минуты;

бег с ускорением (средний темп) – 1 минута;

ходьба – 2 минуты.

Контрольная группа занималась по следующей схеме:

Разминка: бег — 1 — 2 км, общеразвивающие упражнения — 10 — 15 мин. Специальные беговые упражнения: 10 мин. Кроссовый бег по пересеченной местности — 5 км (пульс до 150 — 170 уд/мин).

Результаты исследования

После исходного тестирования разница в проведении основной части занятия в контрольной и экспериментальной группах заключалась в том, что в контрольной группе она проводилась по методу равномерной тренировки, а в экспериментальной использовался интервальный метод.

Данные комплексы занятий реализовывались на протяжении всего этапа эксперимента. На третьем этапе исследования, было проведено повторное тестирование юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп, полученные сравнивались и анализировались.

Результаты тестирования экспериментальной группы легкоатлетов, на контрольном этапе эксперимента

Контрольная группа 10 человек
№ п/п Тест
Бег 6 мин
Челночный бег 3*10 м(с) 7.2 7.5 7.4 7.5 7.3 7.2 7.4 7.3 7.2 7.4
Бег 1000м 3.35 4.05 3.35 4.00 3.60 3.38 3.97 3.35 4.36 3.35
Экспериментальная группа 10 человек
№ п/п Тест
Бег 6 мин
Челночный бег 3*10 м(с) 7.2 7.5 7.0 7.4 7.1 7.2 7.4 7.3 7.2 7.2
Бег 1000м 4.05 4.35 4.10 4.08 4.05 4.33 4.31 4.07 4.05 4.19

Система работы тренера по развитию специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики - student2.ru

Рис. 4.Результаты теста «Бег 6 мин» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента

Анализ показателей таблицы выявил следующее:

А. Контрольная группа:

- высокий уровень –20%

- средний уровень – 80%

- низкий уровень – 0%

Б. Экспериментальная группа:

- высокий уровень – 30%

- средний уровень– 70%

- низкий уровень – 0 %

Система работы тренера по развитию специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики - student2.ru

Рис. 5.Результаты теста «Челночный бег 3х10м (с)» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента

Анализ показателей таблицы выявил следующее:

А. Контрольная группа:

- высокий уровень –30%

- средний уровень – 70%

- низкий уровень – 0%

Б. Экспериментальная группа:

- высокий уровень – 70%

- средний уровень– 30%

- низкий уровень – 0 %

Система работы тренера по развитию специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики - student2.ru

Рис. 6.Результаты теста «Бег 1000 м» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического

Анализ показателей таблицы выявил следующее:

А. Контрольная группа:

- высокий уровень –40%

- средний уровень – 60%

- низкий уровень – 0%

Б. Экспериментальная группа:

- высокий уровень – 30%

- средний уровень– 70%

- низкий уровень – 0 %

Данные изменения показателей экспериментальной группы связаны с влиянием на результаты авторской методики.

Таким образом, показатели по тесту в контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента произошли существенные отличия уровня развития выносливости. Данные отличия зафиксированы в протоколах, обработаны математико-статистическими методами.

Наши рекомендации