Е. Предупреждение общественной и культурной депривации

В главе о психической депривации вследствие недостатка стимулов из широкой общественной среды мы привели три депривационные ситуа­ции: а) ребенок изолирован от широкого общества из-за какого-либо дефекта органов чувств или физического дефекта, б) ребенок в обществен­ном отношении изолирован собственной семьей, в) семья как целое изо­лирована от нормальной общественно-культурной жизни.

При рассмотрении вопроса об исправлении и предупреждении на­прашивается целый ряд решений. Сравнительно наиболее легкой пред­ставляется помощь в тех случаях, где можно использовать современную технику и провести некоторые организационные мероприятия.Мы уже говорили о том, как современная техника позволяет в широком объеме использовать даже незначительные остатки сенсорной функции и помогает передвигаться людям, до тех пор прикованным к постели. IIесли даже с использованием технических достижений нельзя ввести ребенка в обще­ство, то можно привести общество к нему — если не иначе, то с помощью радио и телевидения.

В основном это относится и к детям, общественная изоляция которых обусловлена географическим аспектом.

Расстояния можно преодолеть современными средствами транспорта, недостаток информации современными средствами коммуникации. В Ав­стралии, например, где три четверти населения живет в шести больших городах, большинство людей, проживающих в небольших городках, и не­значительный остаток рассеяны на огромной площади всего континента, дети вполне регулярно проходят школьное обучение по радио, и радио­вещательная программа определенных станций направлена прямо на нужды изолированных семей. Нередко воспитательные советы даются по радио и даже определенные формы психотерапии проводятся подобным образом. Также и у нас, с распространением радио и телевидения в куль­турную жизнь всего общества включились уединенные места поселения и удаленные общины; депривацию мы наблюдаем преимущественно в тех случаях, где семья сама не дает ребенку достаточно стимулов и где, таким образом, к широкой социальной депривации присоединяется и семейная.

В случае «ограничивающей семьи» возможна помощь на уровне на­правленной психотерапии и социотерапии.

В случае социально дискриминированных семей необходима помощь на уровне социально-просветительном,потому что нашей главной задачей является избавление общества от предрассудков и предоставление таким семьям возможности полнейшего участия в культурной жизни общества.

Разумеется, наиболее трудным является предупреждение «культурной депривации»,как мы уже говорили.

Хотя это и звучит парадоксально, очевидно, что хранителем данной формы депривации является семья и исправительные усилия будут в из­вестном смысле направлены против семьи. Однако семья обладает большой стойкостью по отношению к нарушающим влияниям извне, в том числе и к воздействиям исправительным. Социологические исследования по­казывают, что первичные группы, к которым относится семья, довольно последовательно требуют лояльности своих членов, причем их нормы имеют для индивида большее значение, чем нормы вторичных обществен­ных групп, таких, как широкая общественность. Следовательно, упомя­нутая стойкость семьи является, собственно говоря, закономерной.

Таким образом, необходимо, чтобы этот порочный круг, в котором из поколения в поколение передавались противокулътурные и противо-социальные позиции, был, наконец, прерван. Практически это означает вырвать ребенка из семьи и обеспечить для него воспитание на более высоком уровне, чем оно было у его родителей. Наиболее просто этого можно достигнуть, если ребенка поместить в учреждение с постоянной или с частичной коллективной заботой. При этом, понятно, возникает серьезная ответственность: нужно выбирать между опасностью индиви­дуальной депривации при воспитании ребенка в учреждении и опасностью депривации культурной, если он останется в семье и будет постоянно подвергаться ее неблагоприятному влиянию.

С точки зрения общества, как правило, более опасным считается продолжать культурную депривацию. Данные, приводимые в настоящей работе, однако, призывают к повышенной осторожности.

Проверяются также возможности воздействовать на развитие ребенка и вместе с тем и на внутреннюю жизнь семьи тем, что детей отдают в ясли, а родители входят в контакт с воспитывающим персоналом. Условием успеха здесь является семья, внутренне уже подготовленная для принятия стимулов данного характера и целесообразной их обработки.

Конечно, речь идет не только о позициях и подготовленности семьи, но и о позициях и направленности школы. Школа в некоторых слоях и обществах должна, очевидно, взять на себя новую функцию, как это отмечает М. Лангвелд в своих программных статьях (1966, 1967). Он выдвигает воспитание детей, подвергшихся культурной депривации, на первый план во всей педагогической работе, охватывающей в настоящее время действительно всех людей, не только белых, образованных или богатых. Одна лишь школа может создать условия для защиты естествен­ного права каждого ребенка, права на помощь в развитии всех его вро­жденных способностей. Как и многие другие, автор здесь развивает идеи, высказанные еще триста лет назад Я. А. Коменским.

Однако школа, не приспособившаяся к такого рода новой задаче, не предоставит ребенку, подвергшемуся депривации, своевременной помощи, и ребенок не сможет наверстать недостатки в речи, в запасе знаний,

в интересах. Школа, продолжающая идти по пути традиционного формаль­ного обучения, замыкает порочный круг ребенка. А ребенка, в свою очередь, в результате его неуспеваемости, выключают из-участия в куль­турной жизни, он теряет возможность продвижения на работе, возмож­ность создания лучших жизненных перспектив.

Так мы подходим к последнему вопросу — к вопросу об отношении общества как целого к слоям населения, стоящим на самом низком социо­культурном уровне или по каким бы то ни было причинам из общества исключающимся — это вопрос предрассудков и снисходительности, вопрос общественных норм, идеологии, моральных ценностей и целей, признаваемых обществом. Мы были свидетелями нацистского способа решения данного вопроса, что равнялось полной ликвидации определенных групп населения. Данный исторический ужасающий пример обязывает к тому, чтобы общество само искало в себе силу справиться с этой обременительной проблемой на уровне развитой культуры. Тут уже мы оказываемся вне области психологии, потому что последние ценности и цели общества стоят вне ее досягаемости


Наши рекомендации