А. тойнби. латиноамериканская цивилизация в свете концепции псевдоморфоза

Концепция «псевдоморфоза» О. Шпенглера — одна из наиболее блестящих его интуиции... По сути своей идея проста. Встреча двух вступивших во взаимодействие цивилизаций может произойти в такой момент, когда они находятся в неодинаковом положении: одна может быть более могущественной, другая же — более творческой. В подобной ситуации более творческая цивилизация будет вынуждена внешне подчиниться более могущественной и принять ее культурную конфигурацию подобно тому, как рак-отшельник заползает в чужую раковину и прячется в ней. Однако наблюдатель позволил бы ввести себя в заблуждение, если бы принял то, что лежит на поверхности, видимость, за подлинную реальность. Он должен заглянуть под поверхность, исследовать то, что лежит в ее основе.

Примером «псевдоморфоза» в масштабе всей ойкумены может служить сегодня вестернизация современного мира в целом. Первыми незападными обществами, подвергшимися вестернизации, были центральноамериканское и андское. К настоящему времени они являются номинально западными и христианскими на протяжении вот уже более четырех столетий. Однако сегодня в горных местностях Гватемалы и на плато Лас Касаса, примыкающем к. Мехико, можно наблюдать факты использования христианских церквей простыми, не сведущими в тонкостях религиозных доктрин сельскими жителями для исполнения обрядов дохристианского происхождения. В Мехико-Сити можно видеть, как дух и основные мотивы той же самой дохристианской религии возрождаются... художниками и скульпторами, прошедшими западную школу и использующими западную технику. В их собственном понимании речь идет о сознательном, преднамеренно конструируемом архаизме. Однако искусственно возрождаемое религиозное искусство доколумбовой эпохи само по себе обладает огромной притягательной силой; оно способно подчинять себе человека. Похоже, что в Мексике, как и в Индонезии, мы являемся свидетелями банкротства «псевдоморфоза». Глубинная, основополагающая реальность взрывает внешний слой, ее покрывавший. Ту же самую картину мы можем видеть и в истории вестернизации России. (Т. XII. С. 670, 673.)

Комментарии

Здесь приведен отрывок из последнего, XII тома фундаментального труда А. Тойнби «Постижение истории». Этот том носит название «Переосмысления» не случайно: в нем действительно переосмысливается очень многое из того, что было изложено А. Тойнби ранее в уже вышедших в 30-50-е гг. томах «Постижения истории». Это касается и системы взглядов А. Тойнби на цивилизационный статус Латинской Америки, которые претерпели существенную эволюцию.

Ранее А. Тойнби доказывал, что динамика и центральноамериканской, и андской цивилизаций подчиняется разработанной им общей схеме эволюции цивилизаций: рождение, рост, надлом, гибель. Причем падение майя-ацтекской и инкской цивилизаций, так же как и во всех иных случаях аналогичного рода, было предопределено утратой ими творческого характера, неспособностью дать адекватные ответы на «вызовы» истории и природы.

Между тем из приведенного текста А. Тойнби прямо следует вывод о том, что традиции автохтонных цивилизаций сохраняют свою жизненную силу вопреки процессу вестернизации и способны к регенерации.

В первых томах «Постижения истории» он рассматривает Латинскую Америку как западное по своему характеру общество. Однако в XII томе, как явствует из приведенного отрывка, западное начало трактуется как нечто чисто внешнее, органически чуждое подлинной реальности континента.

Следует отметить, что после выхода в свет XII тома «Постижения истории» А. Тойнби продолжал высказывать противоречивые суждения относительно характера цивилизационного процесса в регионе к югу от Рио-Гранде. Так, концепция «псевдоморфоза» никак не предполагает (в полном соответствии с изначальной логикой О. Шпенглера) признания реальности культурного синтеза, метисации, соединения западных и незападных элементов в нечто качественно новое, доселе мировой истории неизвестное. Между тем подобное признание наличествует в ряде работ и выступлений А. Тойнби 50—60-х гг.

Несмотря на отмеченную противоречивость, тойнбианские концепции оказали существенное влияние на латиноамериканскую мысль, особенно в 50-60-х гг. Великий английский историк как бы освящал своим авторитетом стремление мыслителей континента найти пути самопознания и духовного самоопределения. Причем это касается представителей различных направлений: и тех, кто увидел в концепции «псевдоморфоза» подтверждение собственным антизападническим воззрениям, и тех, кто положил в основу своих теорий тезис о кардинальной значимости для континента процесса синтеза культур.

Наши рекомендации