Соотношение принципов единства и разнообразия в исламской цивилизации

Конфликт, сосуществование и взаимодействие исламского начала и местных культурных образцов могут быть описаны различными способами в зависимости от того, какой именно выделяется аспект.

1. Эти образцы могут соотноситься как «большая и малая традиции». Это означает, что один из двух образцов признается как более продвинутый и более влиятельный. Именно он почти исключительно представлен в текстах, равно как и в общественных Деяниях элиты, от его принятия зависит социальный престиж. В дар-ал-исламе именно исламский образец составляет «большую традицию». «Малая традиция», напротив, — средоточие народных течений, ее влияние еще испытывает интеллигенция, но «официально» она отвергается или принижается. Если положения «боль-

шой традиции» рассматриваются как вера, то положения «малой традиции» — как предрассудки.

Осуществляемое в значимых для жизни общины сферах приспосабливание двух традиций может осуществляться различными методами: а) «большая традиция» допускает «малую» как религию невежественной части верующих; б) «большая традиция» формирует терпимое отношение к практике, отнесенной к «малой традиции». Примером такого подхода может служить принятый в Турции и Сирии обычай, по которому мусульмане обращаются к христианским святым, и наоборот. Такое отношение к святым другой религии дает возможность избавиться от подозрений, что индивид выходит за рамки собственной религиозной общности; в) интеграция двух традиций (через теологическое или философское объяснение «истинного смысла» прежнего или инородного обычая).

2. Соотношение двух культурных компонентов может получить интерпретацию как соотношение сунны, т.е. законной традиции пророка, и бида, т.е. непризнанного нововведения.

3. Каноническое право и обычное право, каноническое право и административное право могут сосуществовать как выражение различных подходов к социальной реализации идеальной исламской общности. Правовые нормы, расходящиеся с шариатом, могут быть продиктованы административными соображениями и характером власти.

4. Культурные расхождения могут приводить к созданию сектантских общностей. Успех хариджитов среди берберов или шиитских экстремистов в горных областях Сирии и на юго-востоке Малой Азии — в большой степени результат развития сектантских движений, воспринимающих религиозные и культурные мотивы, которые сложились в той или иной степени на данной территории еще до принятия (во многом еще номинального) ислама.

5. Локальный настрой содействовал произрастанию различных организационных вариантов, хотя бы и допускаемых в рамках общей ортодоксии. История правовых школ, а в еще большей степени история суфийских тарикатов, обращавшихся к различным аспектам высшего опыта таухида или различных социальных или технических средств приобщения к нему, в значительной степени объяснима через выяснение их соотношения с местными традициями.

6. Соотношение универсальных принципов и локальных традиций может быть противопоставлено как норма и практика. В этом плане некоторые стороны общественной жизни так или иначе противились утверждению единых исламских образцов.

7. Различия могли возникать и в силу устойчивости высокого уоовня культуры в регионах, на которые распространялся ислам.

Комментарии

Как и другие исламоведы, Г.Э. фон Грюнебаум подчеркивает специфику генезиса исламской цивилизации, возникшей в ходе стремительного образования империи кочевников-завоевателей, оказавшихся вместе с тем носителями религиозной идеологии, потенциально способной к трансформации в сторону универсализма. Противоречие между имперским и цивилизационным началом решилось в пользу второго, хотя и при постоянном соучастии государственно-политического начала в устроении общества.

Вместе с тем в трудах Г.Э. фон Грюнебаума, приведенных здесь в немногих фрагментах, раскрывается логика становления цивилизации на первоначально относительно бедной основе, но приводимой в действие сильной динамикой духовных ориентацией. Через выяснение соотношения «большой и малой традиций» Г Грюнебаум раскрывает целостные характеристики исламской цивилизации.

Наши рекомендации