Занятие 14. Бактериологические методы исследования в аптеках.
Контрольные вопросы
1. Санитарно-бактериологический контроль в аптеках и его значение.
2. Объекты, подлежащие санитарно-бактериологическому исследованию в аптеках.
3. Методы исследования и учет результатов бактериальной обсемененности аптечной посуды, рабочих столов, рук персонала аптеки.
4. Оценка санитарного состояния аптеки.
Самостоятельная работа студентов
1. Бактериологическое исследование лабораторной посуды, рабочих столов, рук на общую микробную обсемененность и наличие кишечной палочки.
2. Посев различных лекарственных форм на МПА для определения общего микробного числа, на среду Сабуро для обнаружения грибов.
3. Оформление протокола занятия.
Занятие 15. Санитарно-бактериологические методы исследования в аптеках (продолжение). Микрофлора лекарственного сырья и лекарственных препаратов и лекарственных растений.
Контрольные вопросы
1. Понятие о фитопатогенных микроорганизмах.
2. Микроорганизмы и порча лекарственного сырья.
3. Микрофлора готовых лекарственных препаратов.
4. Санитарно-бактериологические методы исследования лекарственных форм.
5. Нормы предельно допустимых количеств непатогенных микроорганизмов в лекарственных препаратах.
Самостоятельная работа студентов
1. Учет и оценка результатов бактериологического исследования в аптеках.
2. Учет и оценка результатов бактериологического исследования лекарственных форм, проведенных на предыдущем занятии.
3. Учет результатов посева лекарственных форм для выделения из них патогенных микроорганизмов (демонстрация).
4. Первый этап бактериологического исследования микрофлоры человеческого организма. Посев отпечатков пальцев рук и слизи из зева на питательные среды.
5. Оформление протокола занятия.
Занятие 16. Нормальная микрофлора организма человека.
Контрольные вопросы
1. Микрофлора человека и ее значение для организма.
2. Микрофлора кожи, методы ее изучения.
3. Микрофлора полости рта, зева, носоглотки.
4. Микрофлора желудочно-кишечного тракта. Изучение микрофлоры фекалий здорового человека.
5. Микрофлора мочеполовых путей.
6. Дисбиозиоз. Препараты, применяемые для лечения и профилактики дисбиозов.
Самостоятельная работа студентов
1. Изучение микрофлоры кожи пальцев рук. Приготовление мазков из разных видов колоний, окраска по методу Грама.
2. Изучение микрофлоры зева. Приготовление мазков из колоний, выросших на кровяном агаре, окраска по методу Грама.
3. Приготовление мазков из зубного налета, окраска негативным методом.
4. Изучение препаратов для профилактики и лечения дисбиоза желудочно-кишечного тракта.
5. Оформление протокола занятия.
Занятие 17. Действие физических факторов на микроорганизмы.
Контрольные вопросы
1. Действие физических факторов на микроорганизмы (температура, высушивание, свет и т.д.). Механизм действия.
2. Стерилизация. Методы стерилизации.
3. Контроль режима стерилизации (микробиологический, физический, химический).
Самостоятельная работа студентов
1. Изучение действия некоторых физических факторов (температура, УФО) на спорообразующие и неспорообразующие микроорганизмы.
2. Изучение аппаратуры для стерилизации (автоклавы, сухожаровые печи, фильтры).
3. Оформление протокола занятия.
Занятие 18. Действие химических и биологических факторов на микроорганизмы.
Контрольные вопросы
1. Действие химических факторов на микроорганизмы. Дезинфекция и дезинфицирующие вещества.
2. Химиотерапевтические вещества. Химиотерапевтический индекс.
3. Микробный антагонизм. Антибиотики. Классификация. Механизм действия.
4. Методы определения чувствительности микрорганизмов к антибиотикам.
5. Механизмы возникновения антибиотикорезистентности бактерий и пути их преодоления.
Самостоятельная работа студентов
1. Определение действия некоторых химических факторов (карболовая кислота, хлорамин)на спорообразующие и неспорообразующие бактерии в демонстрации.
2. Изучение методов определения чувствительности бактерий к антибиотикам.
3. Оформление протокола занятия.
Занятие 19. Зачет по разделу «Физиология микроорганизмов».