История культур и цивилизаций

История культур и цивилизаций

Раздел II «История культур и цивилизаций Средневековья»

Семестр II

Преп. Т. А. Кибардина

Раздел 4. Оценка работы студентов в рейтинговых баллах (II семестр)

Распределение рейтинговых баллов по модулям, видам работ и контроля

  Максимальное количество баллов
Виды работ и контроля Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Итого
Аудиторные занятия 22.5 63.5
Лекции 1.5 1.5
Семинарские занятия 17.5 58.5
Самостоятельная работа       16.5
Итого за работу в семестре 26 (3) 28 (3) 26 (3) 80 (9)
Итоговый контроль (экзамен) Тестирование 11

Виды контроля успеваемости на аудиторных и внеаудиторных занятиях

Контроль за посещением лекций 0,5
Виды контроля успеваемости на семинарских занятиях:
  Ответ на теоретический вопрос
  Дополнение к ответу 0,5
  Блиц-опрос по определениям 0,5
  Доклад на семинаре
  Решение задач 2–10
Самостоятельная работа:  
  Коллоквиум
  Контрольная работа
  Тестирование
  Реферат
  Домашнее задание (ответы на предложенные вопросы)
  Выполнение упражнений 2–5
  Письменное практическое задание (работа с атласами, контурными картами и т.д.)
  Мини-сочинение на одну из предложенных тем, эссе
  Сочинение-рассуждение, рассказ на заданную тему с привлечением метрологических единиц 1–5
  Конспектирование тезисов, статей и монографий 1–5
  Аннотация (рецензия) одной из публицистических статей, фильмов 2–6
  Составление плана, развёрнутого плана к статье
  Составление тезисов
  Творческое задание 4–10
  Составление схем-коллажей, «граф-схем» или таблиц (в т.ч. генеалогических)
  Составление тезауруса 1–5
  Составление кроссвордов (20–40 слов)
  Составление библиографии по теме 5–8
  Составление библиографического описания, разработка проекта, модели, программы
  Акмеография педагогических достижений
  Разработка наглядных пособий 1–5
  Составление тестов
  Мультимедийная презентация.
  Собеседование
  Домашнее чтение
  Мини-исследования 2–10
  Сравнительная характеристика (программ, документов, теорий и т.д.)
  Терминологический диктант


Тема 11: Древняя Русь и её завоеватели. Иноэтнические влияния в культуре

Древней Руси

План:

1. Иноэтнические влияния в период становления государственности у восточных славян: роль варягов и Византии в становлении древнерусской культуры.

2. Монгольское нашествие: историко-культурное взаимодействие древнерусских княжеств и Золотой Орды.

3. Натиск с Запада: германские рыцари.

4. Русь в XIII–XV вв.: противодействие Литовско-Польскому королевству и Золотой Орде.

5. Внешняя политика Ивана IV Грозного.

6. Смутное время в России: польские интересы в России.

7. «Бунташный» XVII век: противники и

Литература:

Введение в культурологию / под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

Культурология: Учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина. – М., 1997.

История и культурология: Учеб. пособие / под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000.

Десять веков русской истории: Учеб. пособие / В. В. Бровкин, А. В. Дмитриев, В. А. Миндолин, М. В. Першина / Новосиб. Гос. Ун-т. – Новосибирск, 2007. 347 с.

Георгиев, В. А., Георгиева, Н. Г. История России с древнейших времён до наших дней [Текст]: учебное пособ. / В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиев, А. С. Орлов, Т. А. Сивохина. – М., 2001.

Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Культурная политика России: теория и история: учебное пособ. – М., 2001. – С 424–454.

http://pkr.orthgymn.ru

http://thepoem.narod.ru

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо рассмотреть географию расселения восточнославянских племён и народы, участвующими в формировании карты Восточной Европы в период раннего средневековья: с какими народами, государствами и культурами взаимодействовали восточные славяне в период складывания государства: греки – на юге и скандинавы и шведы – на севере, на востоке – «степняки»; указать те связи, которые связывали восточных славян с ними: торговые, хозяйственные, военные и пр. с VI по X вв. Осветить характер связей с печенегами и поляками в XI–XII в. Во втором вопросе нужно рассмотреть процесс распада Киевской Руси на отдельные княжества и обозначить причину этого процесса; представить историю создания Монголии и Золотой Орды, начала монгольских завоеваний, описать порядок армейской организации и методы ведения боевых действий; рассмотреть причины битвы на Калке и указать её значение для последующих политических, культурных, экономических отношений с монголо-татарами; охарактеризовать отношения древнерусских князей с монголо-татарами и обозначить основные этапы борьбы с ними. В третьем вопросе нужно указать причины завоевательных походов германских рыцарей на Восток; рассмотреть историю формирования Ливонского ордена и историю освобождения Новгорода и Пскова дружиной Александра Невского; охарактеризовать отношения князя с католическим западом и с Золотой Ордой, проанализировать политические решения Александра Невского в пользу сотрудничества с захватчиками с востока. В четвёртом вопросе нужно дать общую историческую справку о формировании нового Московского царства: охарактеризовать политическое противоборство русских княжеств и рассмотреть их союзничество с различными внешними силами в отстаивании первенства и независимости от княжества московского; рассмотреть становление одного из военных противников Древней Руси этого периода Литовско-Польского королевства и его претензии на овладение Русью; обозначить те изменения, которые происходили внутри Золотой Орды и как они отразились на взаимоотношениях с русскими князьями; рассмотреть значение Куликовской битвы и стояние на Угре (1480 г.) как этапных событий в освободительной борьбе русских против монголо-татарского нашествия и войны Ивана III 1487–1494 и 1500–1503 гг. с Великим княжеством Литовским за русские земли. В пятом вопросе необходимо рассмотреть отношения с Крымским и Казанским ханствами; рассказать о Ливонской войне и её исходе. В шестом вопросе необходимо указать причины политического кризиса в древнерусском государстве и обозначить польские интересы в отношении России; рассмотреть положение в России в периоды правления Лжедмитриев I и II, войны с Речью Посполитой в 1609 г. и в период «семибоярщины». Седьмой вопрос требует освящения истории войн Руси с европейскими завоевателями: шведами, поляками (Столбовский мир со Швецией 1617 г., Денулинское перемирие 1618 г., война с Польшей 1654–1667 гг.) и рассмотрения их влияния на русскую культуру; обозначить итоги нападения на Россию турок и крымских татар в 1667 г.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: тюрки, Хазария, степные народы, анты, Болгарское царство, Хорватское государство, сербские княжества, авары (обры), печенеги, поляне, путь «из варяг в греки», половцы, христианизация, кириллица, летописание, иконописание, первые русские святые, двоеверие, удел, период «феодальной раздробленности», ассимиляция и др.

Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):

Подготовитьдоклад на пять минут по следующим темам:

Религиозные верования древних славян.

Социальная культура славянских государств в эпоху развитого феодализма.

Политическая культура Московского государства

Учение Владимира Мономаха.

Культурно-историческое значение монголо-татарского нашествия для развития Руси.

Феномен двоеверия в русской культуре.

Борьба Новгорода с западной интервенцией.

Культурные связи России с Западом.

Освоение восточных территорий русскими.

Особенности взаимоотношений церкви и государственной власти в древнерусском государстве.

«Москва – Третий Рим» и др.

История культур и цивилизаций

Наши рекомендации