Принципы отечественной системы физического воспитания.
Общеметодические принципы.
Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.
1.Принцип сознательности и активности
Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.
2. Принцип наглядности
Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.
3. Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.
Специфические принципы физического воспитания
1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания
2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями (ординарный, жесткий и суперкомпенсаторный), а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью. Мало того, учитывая гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему занятий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект.
3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий
Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
5. Принцип циклического построения занятий
6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
Принципы методики физического воспитания (ФВ) их реализация в процессе занятий физическими упражнениями (ФУ) (общепедагогические и специфические).
Общепедагогические – отражают основные закономерности обучения.
1.Принцип сознательности и активности.
Назначение принципа состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности, побуждать их к оптимальной активности. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Активность – это степень включения в работу, выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН). Принцип реализуется через творческое сотрудничество преподавателя и занимающегося; самопознание и самосовершенствование; изучение мотивационной сферы ученика; осмысленное выполнение физических упражнений; авторитет преподавателя и его профессиональную компетентность.
2.Принцип наглядности.
Это привлечение органов чувств в процессе познания. Выделяют: зрительную наглядность - демонстрация движений, как в целом так и по частям, наглядные пособия, кино., видео материалы; содействует уточнению пространственных, пространственно-временных характеристик движения. Звуковая наглядность – в виде различных звуковых сигналов; содействует уточнению временных и ритмических характеристик двигательных актов. Двигательная наглядность – служит для уточнения движений в пространстве и во времени.
3. Принцип доступности и индивидуализации.
Отражает требование оптимального соответствия задач, средств и методов ФВ возможностям занимающихся; обеспечение для каждого занимающихся наиболее оптимальных условий для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствование физической работоспособности; определение оптимально меры доступности: от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от близкого к далекому; учет особенностей возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовки.
Специфические –определяют ряд закономерностей ФВ.
1.Принцип непрерывности процесса ФВ.
Процесс ФВ является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий ФУ (от легкого к трудному, от простого к сложному, от усвоенного к неусвоенному, от знаний к умениям); эффект каждого занятия наслаивается на следы предыдущего, закрепляя и углубляя их; регулярность занятий; чередование нагрузки и отдыха; состояние занимающихся.
2.Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Для повышенного функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. Реализуется через: рациональную повторность заданий, рациональное чередование нагрузок и отдыха, повторность и вариативность заданий и нагрузок.
3.Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий (принцип динамичности).
Принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма без негативных отклонений в здоровье занимающихся.
4.Принцип циклического построения занятий.
Процесс ФВ – это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. Виды циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные; 5-6 микро-) в них меняется порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные).
5.Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.
Принцип обязывает последовательно изменять направленность ФВ в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека (этапы онтогенеза), периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, мл., ср., старший возраст); определение благоприятных возрастных периодов; учет сенситивного периода.