Республиканская олимпиада школьников по русскому языку

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕБНЫЙ ГОД

Муниципальный этап олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения

Класс

1.Укажите самую «звучную» пословицу. При этом помните, что «звучность» речи передаётся наличием не только звонких согласных.

Хорошую речь хорошо и слушать. В решете воду не удержишь.

2.Напишите выделенные буквосочетания в транскрипции, чтобы уточнить их правильное произношение в современном русском литературном языке. Назовите лингвистический словарь, по которому можно уточнить произношение слов?

Скучно, конечно, расшить, безжалостный, помощник, подписчик, что-то.

3.Выделите в словах общий элемент и определите его значение: филолог, филантроп, филармония. Назовите лингвистический словарь, по которому можно уточнить значение данных слов?

4. Найдите в каждой строке лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

А) молодёжь, белила, морковь, кислород;

Б) умница, одноклассница, ученица, воспитанница;

В) бежать, смотреть, приготовить, звонить;

Г) такой, каждый, самый, всякий.

5. Укажите неверное утверждение. Дайте правильный вариант ответа.

1) правильное произношение слов изучает такой раздел, как «Орфография»;

2) части речи изучает раздел «Морфология»;

3) устойчивые сочетания изучает «Фразеология»;

4) систему знаков препинания и правила их постановки изучает «Пунктуация».

6. Приведите в соответствие слова первой и второй группы. Объясните, по какому принципу слова могут составить пару.

А. 1) очи; 2 ) чело; 3) ланиты ; 4) персты;

Б. 1)щёки; 2) пальцы ; 3) глаза; 4) лоб.

7. Восстановите порядок слов и запишите предложение, соблюдая правила пунктуации. Как вы понимаете смысл высказывания?

Знаки, А.П.Чехов, нотами, при, писал, препинания, служат, чтении.

8.Вспомните не менее 5 фразеологических оборотов с именами числительными. Объясните их значение. Составьте с ними предложения и запишите их.

9.Подберите по два слова, которые состоят:

1) из корня и окончания;

2) из корня, суффикса и окончания;

3) из приставки, корня, суффикса, окончания;

4) из двух корней.

10. Народная мудрость гласит: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем». Согласны ли вы с этим? Поразмышляйте на эту тему. Напишите свои мысли в виде небольшого текста-рассуждения.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕБНЫЙ ГОД

Муниципальный этап олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения

Класс

6.Укажите самую «звучную» пословицу. При этом помните, что «звучность» речи передаётся наличием не только звонких согласных.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7.Как вы знаете, правильное произношение имеет большое значение для устной речи, так как облегчает понимание и общение людей. Используя данные примеры, дайте свои рекомендации в отношении норм произношения выделенных буквосочетаний в современном русском литературном языке. Назовите лингвистический словарь, по которому можно уточнить произношение слов?

Скучно, конечно, расшить, безжалостный, помощник, подписчик, что-то.

8. Выделите в словах общий элемент и определите его значение: филолог, филантроп, филармония.

9.Сравните значение данных словосочетаний: интересный случай – неинтересный случай – небезынтересный случай. Объясните, как меняется значение прилагательного с добавлением приставок. Приведите аналогичные примеры.

10. Укажите в каждой строке лишнюю часть речи. Аргументируйте свой выбор.

1) из, из-за, если, согласно;

2) двойка, сотня, пятерка, три;

3) холод, холодный, похолодание, охлаждение;

6. Укажите неверное утверждение. Дайте правильный вариант ответа.

1) правильное правописание слов изучает такой раздел, как «Лексикография»;

2) части речи изучает раздел «Морфология»;

3) устойчивые сочетания изучает «Фразеология»;

4) правильное употребление знаков препинания изучает «Пунктуация».

7. Приведите в соответствие слова первой и второй группы. Объясните, по какому принципу слова могут составить пару.

А. 1) лицедей; 2 ) большой; 3) доминировать; 4) есть.

Б. 1)кушать; 2) преобладать; 3) артист; 4) исполинский.

8. Отличаются ли данные предложения? Аргументируйте свой ответ.

А) Роняет лес багряный свой убор. (А.С.Пушкин)

Б) Дни поздней осени бранят обыкновенно.(А.С.Пушкин)

9. Восстановите знаки препинания в следующем фрагменте текста: Язык составляет важную часть культуры народа живущего в определенное время и в определенном месте. Язык хранилище народного духа он воплощает своеобразие народа национального видения мира национальной культуры. (В.В.Воробьев)

10. Как вы знаете, 2014 год в России был объявлен годом Культуры. Как вы думаете, можно ли считать язык частью культуры? В чем выражается связь языка и культуры? Напишите свои мысли в виде небольшого текста-рассуждения.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕБНЫЙ ГОД

Класс

1.Укажите самую «звучную» пословицу. При этом помните, что «звучность» речи передаётся наличием не только звонких согласных.

Тише едешь – дальше будешь. Не спеши языком, торопись делом.

2.Докажите, что ударение в русском языке может служить для различения грамматических форм одного и того же слова. Приведите примеры.

3.Как вы знаете, правильное произношение имеет большое значение для устной речи, так как облегчает понимание и общение людей. Используя данные примеры, дайте свои рекомендации в отношении норм произношения выделенных буквосочетаний в современном русском литературном языке. Назовите лингвистический словарь, по которому можно уточнить произношение слов?

Нарочно, скворечник, сжать, легче, лучше, бесшумный, разносчик.

4.Некоторые приставки современного русского языка возникли из наречных предлогов, например: меж-, между-, сверх-, вне-, около-, противо-, внутри-.Приведите не менее двух примеров на каждый из предложенных приставок и запишите их.

5.Как известно, в русском языке есть слова-паронимы, употребление которых иногда вызывает затруднения. О чем надо помнить и что следует знать, чтобы правильно употребить слова-паронимы ветровой - ветреный – ветряной? Составьте с ними предложения и запишите их.

6.Сравните значение данных словосочетаний: известный человек – неизвестный человек – небезызвестный человек. Объясните, как меняется значение прилагательного с добавлением приставок. Приведите аналогичные примеры.

7. Найдите в каждой строке лишнее слово. Аргументируйте свой выбор.

1) весы, ножницы, парты, каникулы;

2) добр, свеж, пуст, беж;

3) третий, трижды, три, трое;

4) некто, некого, нечто, некий.

8. В чем сходство и отличие данных предложений? Аргументируйте свой ответ.
1) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. (А.С.Пушкин)

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (А.С.Пушкин)

9.Восстановите знаки препинания в следующем фрагменте текста: Филология наука глубоко личная и глубоко национальная нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает своё название («филология» - любовь к слову) так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает её выражает её. (Д.С.Лихачев)

10. Как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева из предыдущего задания? Какое значение имеет филология для развития языка и культуры? Кого из известных ученых-филологов вы можете назвать? Хотели бы вы стать филологом? Почему? Напишите ваши ответы и рассуждения в виде небольшого текста.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕБНЫЙ ГОД

Класс

1.Укажите самую «звучную» пословицу. При этом помните, что «звучность» речи передаётся наличием не только звонких согласных.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Любишь кататься, люби и саночки возить.

2.Докажите, что ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. Приведите примеры.

3.Как вы знаете, правильное произношение имеет большое значение для устной речи, так как облегчает понимание и общение людей. Используя данные примеры, дайте свои рекомендации в отношении норм произношения выделенных буквосочетаний в современном русском литературном языке. Назовите лингвистический словарь, по которому можно уточнить произношение слов?

Подписчик, скучно, яичница, безжизненный, учиться, бесшумно, что.

4.Некоторые приставки современного русского языка возникли из наречных предлогов, например: меж-, между-, сверх-, вне-, около-, противо-, внутри-. Приведите не менее двух примеров на каждый из предложенных приставок и запишите их.

5.Как известно, в русском языке есть слова-паронимы, употребление которых иногда вызывает затруднения. О чем надо помнить и что следует знать, чтобы правильно употребить слова-паронимы масленый – масляный? Составьте с ними предложения и запишите их.

6.Сравните значение данных словосочетаний: опасное задание – неопасное задание – небезопасное задание. Объясните, как меняется значение прилагательного с добавлением приставок. Приведите аналогичные примеры.

7. Как вам известно, некоторые поэты и писатели любили заниматься словотворчеством, то есть образовывать новые слова, например у А.С.Пушкина «огончарован», «тяжело-звонкое скаканье»; у А.П.Чехова «оравнодушел», «лимонадно» и др. Как вы думаете, почему появляется потребность в образовании новых слов? Определите, как образованы индивидуально-авторские слова, принадлежащие поэту Марине Цветаевой: близь, домашнесть, заоблачье, дыханьице.

8. Найдите в каждой группе лишнее слово. Аргументируйте свой выбор.

1) белила, лампы, столы, дома; 2) неужели, разве, что за, чтобы; 3) носище, сапожище, домище, чудище; 4) морской, свежий, прохладный, теплый.

9.Восстановите знаки препинания в следующем фрагменте текста: Филология наука глубоко личная и глубоко национальная нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает своё название («филология» - любовь к слову) так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает её выражает её. (Д.С.Лихачев)

10. Как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева из предыдущего задания? Какое значение имеет филология для развития языка и культуры? Кого из известных ученых-филологов вы можете назвать? Хотели бы вы стать филологом? Почему? Напишите ваши ответы и рассуждения в виде небольшого текста.

УЧЕБНЫЙ ГОД

Класс

1.Укажите самую «звучную» пословицу. При этом помните, что «звучность» речи передаётся не только наличием звонких согласных.

По одежке встречают, а по уму провожают. Старый друг лучше новых двух.

2.Докажите, что ударение в русском языке может служить для различения лексического значения и грамматических форм разных слов. Приведите примеры.

3.Как известно, правильное произношение имеет большое значение для устной речи, так как облегчает понимание и общение людей. Используя данные примеры, дайте свои рекомендации в отношении норм произношения выделенных сочетаний букв в современном русском литературном языке. Назовите лингвистический словарь, по которому можно уточнить произношение слов?

Подписчик, скучно, яичница, безжизненный, учиться, бесшумно, что.

4.В «Словаре иностранных слов» нет ни одного слова на букву … (хотя на соседнюю букву ш можно найти десятки слов). И это не случайно: звук [… ] (на письме он обозначается буквой ….) – специфически славянский звук. Его нет ни в греческом, ни в латинском, ни в английском, ни во французском, ни в немецком языках. Отсутствует он и в тюркских и финно-угорских языках. В русском языке на этот звук можно подобрать десятки слов. Попробуйте угадать, о каком звуке и какой букве идет речь. Приведите примеры.

5.Как вы знаете, в русском языке есть слова-паронимы, употребление которых иногда вызывает затруднения. О чем надо помнить и что следует знать, чтобы правильно употребить слова-паронимы ветровой - ветреный – ветряной? Составьте с ними предложения и запишите их.

6.Сравните значение данных словосочетаний: известный человек – неизвестный человек – небезызвестный человек. Объясните, как меняется значение прилагательного с добавлением приставок. Приведите аналогичные примеры.

7. Как вам известно, некоторые поэты и писатели любили заниматься словотворчеством, то есть образовывать новые слова, например у А.С.Пушкина «огончарован», «тяжело-звонкое скаканье»; у А.П.Чехова «оравнодушел», «лимонадно» и др. Как вы думаете, почему появляется потребность в образовании новых слов? Определите, как образованы индивидуально-авторские слова, принадлежащие поэту Марине Цветаевой: близь, домашнесть, заоблачье, дыханьице.

8. Найдите в каждой строке лишние слова. Аргументируйте свой выбор.

1) белила, лампы, столы, дома;

2) неужели, разве, что за, чтобы;

3) носище, сапожище, домище, чудище;

4) морской, свежий, прохладный, теплый.

9.Восстановите знаки препинания в следующем фрагменте текста: Филология наука глубоко личная и глубоко национальная нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает своё название («филология» - любовь к слову) так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает её выражает её. (Д.С.Лихачев)

10. Как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева из предыдущего задания? Какое значение имеет филология для развития языка и культуры? Кого из известных ученых-филологов вы можете назвать? Хотели бы вы стать филологом? Почему? Напишите ваши ответы и рассуждения в виде небольшого текста.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕБНЫЙ ГОД

Наши рекомендации