То, чего исследователь намерен достигнуть в итоге научной работы. (Создание новой концепции решения актуальной задачи физического воспитания)


 


Рис. 22.2. Содержание основных понятий, используемых в ходе научных исследований

ки обучения студента в вузе и формы его аттестации. В нем же формулиру­ется тема, выполнение которой осу­ществляется по отдельному, так назы­ваемому рабочему плану.

В дальнейшем научный руководи­тель помогает составить студенту рабо­чий план его научной работы. Кроме того, научный руководитель:

— рекомендует необходимую литера- ТУРУ» справочные, статистические и ар­хивные материалы и другие источники по теме;

- проводит систематические, пре­дусмотренные расписанием беседы и консультации;

- оценивает содержание выполнен­ной научной работы как по частям, так и в целом;

- дает согласие на представление курсовой и дипломной работы к защите.

Таким образом, руководитель ока­зывает научную и методическую по­мощь студенту, систематически контро­лирует выполнение его работы, вносит определенные коррективы, дает реко-


 


То, чего исследователь намерен достигнуть в итоге научной работы. (Создание новой концепции решения актуальной задачи физического воспитания) - student2.ru
Исследования

То, чего исследователь намерен достигнуть в итоге научной работы. (Создание новой концепции решения актуальной задачи физического воспитания) - student2.ru

11. Определение значения найденного решения проблемы для понимания объекта в целом
2.Определение конкретного объекта изучения

Определение целей исследования

Установление объекта изучения

Изучение известного об объекте изучения


 


То, чего исследователь намерен достигнуть в итоге научной работы. (Создание новой концепции решения актуальной задачи физического воспитания) - student2.ru 9. Осуществление плана, корректируемого по ходу исследования
4. Постановка проблемы 5. Определение предмета исследования

Разработка методики анализа явления

Пробное исследование

Доработка программы и методики


 


Выдвижение гипотезы


i
6. Сбор первичной информации
7. Построение плана исследования

 


К
7. Обработка данных (качественная и количественная)

8. Объяснение полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций


 


Рис. 22.3. Этапы исследования

мендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также зак­лючение о готовности работы в целом.

Рабочий план начинается с разра­ботки темы, т.е. замысла предполагае­мой научной работы.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристи­ку предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и дол­жен уточняться, однако основная зада­ча, стоящая перед работой в целом, дол­жна оставаться неизменной. Рабочий план имеет произвольную форму. Обыч­но это план включает в себя перечень работ, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях ра­боты, позволяя «эскизно» представить исследуемую проблему в различных ва­риантах. Отдельные рубрики плана же­лательно писать отдельно.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, т. е. такой план, который представляет собой ре­феративное изложение расположен­ных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет сис­тематизироваться весь собранный фактический материал. Студенту не­обходимо уяснить очередность и ло­гическую последовательность наме­ченных работ.

Изучение литературы и отбор фак­тического материала (табл. 22.1). Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об ос­новных вопросах, к которым примыка­ет избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

Изучение научных публикаций же­лательно проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведе­нием в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

Работа с литературными источниками
Таблица 22.1
Этапы работы Содержание
1. Общее ознакомление - ознакомление с оглавлением; - беглый просмотр литературного источника
2. Внимательное чтение по главам и разделам - выделение наиболее важного участка текста
3. Выборное чтение - перечитывание наиболее важной части текста
4. Составление плана прочитанного материала - постановка проблем
5. Выписка из прочитанного - полные и точные (цитата + библиографическое описание с указанием тех страниц, откуда взята цитата)
6. Оформление картотек - библиографическая картотека (карточки с библиографическим описанием источника) - картотека выписок (карточки содержат название тематического раздела, к которому относится содержание текста выписки); - картотека рефератов (карточка содержат библиографическое описание + реферат источника по разным темам); - картотека иностранной литературы (картотека на языке оригинала + перевод + термины на языке оригинала)
7. Сопоставление прочитанного с другими источниками Поиск противоречий или различных точек зрения на проблему исследования
8.Критическая оценка прочитанного и запись замечаний Личное отношение к публикациям, согласованное с научным руководителем

- чтение в порядке последователь­ности расположения материала;




- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» за­пись как фрагмент текста будущей на­учной работы.

22.2. Требования к выполнению курсовых и дипломных работ

22.2.1. Требования к введению в текст научных работ понятий

1. Основные понятия определяются ясно, точно и четко до их использования при решении поставленных задач (разъясняются при первом упоминании).

2. Понятия вводятся с помощью оп­ределений через существенные и спе­цифические признаки.

3. В качестве определений не следу­ет применять суждения.

4. О тождестве при различии терми­нов следует судить только на основе их определения.

5. Одному термину должно соответ­ствовать одно понятие.

22.2.2. Требования к результатам и выводам (табл. 22.2)

1. Результаты должны быть конк­ретными суждениями (о чем говорится и что утверждается).

2. Собственные результаты четко выделяются.

3. Указывается, чем собственные результаты отличаются от результатов других авторов.

4. Аргументированными и критичес­кими оценками обосновывается новиз­на результата в сравнении с известными решениями по всем аспектам.

Таблица 22.2 Форма внедрения результатов научных исследований студентов
Форма Структура
Доклад - в кратких вводных замечаниях определяется научно-практическая ценность темы; - сущность темы, основные научные предложения; - выводы и предложения.
Тезисы доклада - основные положения доклада; - основные выводы и предложения.
Научная статья - заголовок; - вводные замечания; - краткие данные о методике исследования; - анализ собственных научных результатов и их обобщение; - выводы и предложения; - ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет - краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; - значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; - детальная характеристика применявшихся методов; - существенные научные результаты; - заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы и проблемы; - выводы и предложения.
Реферат - вводная часть - основной текст; - заключительная часть; - список литературы; - указатели.
19—2180

5. Обосновывается истинность ре­зультата (исходя из принятых и сфор­мулированных предпосылок и опре­делений понятий, введенных в работу на основе правил и законов формальной логики).

6. Указываются научно-практичес­кие задачи, которые решаются с помо­щью полученных результатов.

22.2.3. Требования к итоговой квалификационной работе выпускника (рис. 22.4)

Квалификационная работа является обязательной формой аттестации вы­пускников вузов, предусмотренной действующими Государственными об­разовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС- ВПО).

Уровень квалификационной работы должен соответствовать требованиям к подготовке выпускника по специально­сти и направлению. В работе выпускник должен продемонстрировать глубокое знание учебного материала, самостоя­тельное творческое мышление, способ­ность к критическому анализу специаль­ной литературы и владение научной методикой исследования. Квалификаци­онная работа является завершающим эта­пом учебно-исследовательской самостоя­тельной работы студента, навыки которой приобретаются и развиваются поэтапно при изучении дисциплины специальнос­ти, написании курсовых работ и участии в работе научных студенческих обществ.

Написание квалификационной ра­боты проводится под руководством научного руководителя. К этой форме деятельности привлекаются ведущие преподаватели кафедр, занимающиеся научно-исследовательской деятельнос­тью. Тематика квалификационных ра­бот разрабатывается кафедрами, осу­ществляющими руководство их вы­полнением. Кафедры оказывают студентам помощь в выборе темы ква­лификационной работы посредством консультаций и могут рекомендовать выпускнику написание квалификаци­онной работы по определенной темати­ке. Вместе с тем, студентам предостав­ляется право самим предлагать темы квалификационных работ с последую­щим утверждением их кафедрами.

При выборе темы необходимо обра­тить внимание на ее актуальность и на­учную значимость. Выбор темы квали­фикационной работы осуществляется не позднее двух последних лет обуче­ния. Курсовая работа, выполняемая на предвыпускном курсе, содержит кри­тический анализ источников по пробле­ме (отдельному аспекту проблемы), формирует основной теоретический аппарат исследования и включает практическую обработку определенной части фактического материала. По ре­шению Ученого совета факультета до­пускается закрепление тем курсовых работ по проблематике квалификаци­онных исследований на курсе, предше­ствующем предвыпускному.

Окончательное закрепление за сту­дентами тем итоговых квалификацион­ных работ производится кафедрами в конце предвыпускного курса и утверж­дается проректором по учебной работе в начале выпускного курса.

После выбора студентом темы и закрепления за ним руководителя последний выдает выпускнику задание по подготовке итоговой квалификаци­онной работы.

Руководитель итоговой квалифика­ционной работы:

• оказывает помощь в составлении графика работы выпускника по выполне­нию квалификационной работы;

• рекомендует необходимую основ­ную литературу, справочные и архи­вные материалы, типовые проекты и другие источники по теме;

• проводит систематические кон­сультации по квалификационному исследованию в установленные на кафед­ре дни и часы консультаций каждого преподавателя;

• проверяет выполнение работы по (частям или в целом).

Выпускающие кафедры должны обеспечивать студентов методическими указаниями, в которых устанавливает­ся обязательный объем требований к квалификационной работе применитель­но к специальности.

Структура квалификационной рабо­ты включает следующие основные эле­менты:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Список используемой литературы.

7. Приложение.

Необходимо соблюдать соотношение основных частей работы: введение и заключение вместе составляют прибли­зительно 1/5-1/6 часть объема всей работы (примерный объем работы - 50-60 страниц рукописного текста).

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются цели и задачи работы, методы исследо­вания, научная новизна и практическая значимость работы. Введение также может содержать данные по структуре работы.

Главы квалификационной работы составляют ее основную часть, раскры­вая содержание темы. Каждая глава должна начинаться с постановки про­блемы, выявления ее органической связи с темой исследования. Глава за­вершается краткими выводами.


 


 

Содержание

  Подготовка к защите
- Получение положительного отзыва руководителя
- Прохождение предварительной защиты
Сдача работы на рецензию
  Получение рецензии
- Передача работы для прохождения открытой защиты в государственной аттестационной комиссии (ГАК)
  Утверждение критериев оценки выпускной квалификационной работы

То, чего исследователь намерен достигнуть в итоге научной работы. (Создание новой концепции решения актуальной задачи физического воспитания) - student2.ru

То, чего исследователь намерен достигнуть в итоге научной работы. (Создание новой концепции решения актуальной задачи физического воспитания) - student2.ru

Время исполнения
Этапы защиты квалификационной; работы "' ............... Л ' "........................ '
Ответственные Руководитель
за 1 месяц до защиты
Студент, руководитель, кафедра
за 1 месяц до защиты
Студент, руководитель
за 10 дней до защиты
Студент, рецензент
за 5 дней до защиты
Заведующий кафедрой
за 2 дня до защиты На заседании Ученого совета, предшествующем процедуре защиты
Ученый совет факультета, председатель ГАК

 


  Защита квалификационной работы на заседании ГАК
  Доклад студента (10-15 минут)
  Вопросы и ответы
  Выступление рецензента
  Ответ на замечания рецензента и заключительное слово

ГАК

ГАК

Решение об оценке

Наши рекомендации