Взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
Единственным из условий реализации программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.
Семья – это необходимая среда дошкольника.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи, решаемые в процессе взаимодействия педагогов ДО с родителями воспитанников:
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- возрождение традиций семейного воспитания;
- повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимодействия ДО с семьями воспитанников:
- сотрудничество – это общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
- взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Изменение позиции педагога для выстраивания взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников:
Традиционная роль педагога - Выступающий лидер (указывает, как надо поступать). - Руководит. - Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии. - Ответы на все вопросы знает сам. - Ставит цели развития ребенка и группы в целом. - Ожидает, что родители будут относиться к нему как к знатоку - специалисту. | Педагог – партнер - Гид (ведет, опираясь на инициативу участников). - Задает вопросы. - Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие. - Ищет решение проблем вместе с родителями. - Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения. - Вместе с родителями обсуждает и находит те виды детской деятельности. Которые подходят по условиям и стилю жизни. |
Основные принципы работы ДО с семьями воспитанников:
- Открытость детского сада для семьи.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Модель взаимодействия с семьей
Информационно-аналитический блок | Практический блок | Контрольно-оценочный блок |
- Сбор и анализ сведений о родителях и детях. - Изучение семей, их трудностей и запросов. - Выявление готовности семьи сотрудничать с дошкольным учреждением. | - Просвещение родителей. Передача информации (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки). - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства. То есть обмен мыслями, идеями и чувствами. | Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются: - оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы; - групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах. |
Планируемые результаты сотрудничества ДО с семьями воспитанников:
- Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
7. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Проведение педагогической диагностики (мониторинга) - оценка индивидуального развития ребенка связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика используется для поддержки и построения его образовательного маршрута, в коррекции особенностей его развития.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей
и скорректировать свои действия.
К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам) относятся:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.