Взаимодействие государства, Церкви и общества
ПСТГУ
факультет дополнительного образования
кафедра теологии
АттестационнАЯ работА
Тема аттестационной работы:
«Социальная концепция Русской Православной Церкви
В исторической перспективе.
Взаимодействие государства, Церкви и общества
В культурно-просветительской сфере, в частности в работе с молодежью»
ФИО слушателя:Прокофьев Сергей Евгеньевич
ФИО научного руководителя:Сильвестрова Елена Витальевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.1 Культурно-просветительская сфера
1.2 Образовательная сфера
1.3 Молодежная сфера
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
2.1. Опыт Межвузовской Ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров»
2.2. Опыт Международного общественного движения «Славянский Молодежный Союз», члена Александро-Невского братства
2.3 Примеры взаимодействия различных государственных, церковных и общественных организаций в культурно-просветительской сфере.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ: КОНСПЕКТ АВТОРСКОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СВЕТСКИХ ВУЗОВ
1. Историко-богословский очерк
2. Направления современного сотрудничество государства, Церкви и общества
ВВЕДЕНИЕ
Данная аттестационная работа является попыткой историко-богословского анализа научной и практической необходимости развития социальной роли Православия в жизни современной России на основе исторического опыта и примеров современного взаимодействия государства, Церкви и общества.
Актуальность данной работы определяется активным ростом социального взаимодействия государства, Церкви и общества, обусловленным серьезными изменениями, которые происходили в российском обществе в 1990-е — 2000-е гг. Изменилась структура общества, формируются новые общественные ценности и идеалы.
Важной частью этих общественных изменений является позиция Русской Православной Церкви и ее главы Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Под его руководством к Юбилейному Архиерейскому собору в 2000 году были подготовлены Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, которые охватили практически все сферы взаимодействия Церкви, государства и общества. Все эти процессы требуют научного внимания и анализа.
Целью данной работы является определение основных особенностей формирования и развития Социальной концепции Русской Православной Церкви, а также рассмотрение примеров взаимодействия государства, Церкви и общества в современной России в культурно-просветительской сфере, в частности в работе с молодежью.
Задачи или части исследования, которые необходимо будет провести для достижения цели работы.
1. Рассмотрение разделов Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых в 2000 году, посвященных культурно-просветительским, образовательным и молодежным вопросам;
2. Анализ практического опыты культурно-просветительских программ для молодежи и студентов, проводимых в Санкт-Петербурге и в других городах совместно государственными, церковными и общественными организациями;
3. Рассмотрение новых направлений развития Социальной концепции Православия в культурно-просветительской сфере;
4. Представление в Приложении к работе материалов авторского курса «Социальная концепция Православия» для студентов светских вузов.
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней рассматриваются культурно-просветительские программы, многие из которых не имеют исторических или международных прецедентов. Часть рассматриваемых программ в культурно-просветительской сфере еще только формируется, часть программ проводятся несколько лет, но еще не стабилизировались и меняются в зависимости от окружающих обстоятельств. Поэтому, сегодня, особенно необходим научный анализ таких программ. Данная работа не дает окончательные ответы на многие вопросы и проблемы, стоящие сегодня перед Церковью и обществом в культурно-просветительской сфере, но важно, что часть этих проблем в работе названа, представлены и проанализированы примеры успешного взаимодействия государства, Церкви и общества. Все это создает основу для дальнейших исследований в культурно-просветительской сфере.
Новизной данной работы также является то, что большая часть рассматриваемых в работе культурно-просветительских программ проводятся при участии или под руководством автора. Это позволяет впервые представить в работе ряд источников и особенностей данных программ.
В частности в работе впервые представлен «Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения» под редакцией автора, в который были включены молодежные просветительский программы, проводимые в Санкт-Петербурге и в других городах России в период с 1991 по 1994 год.
Также впервые в работу включен сборник «Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь» изданный автором, в котором представлена карта проведения молодежных лагерей при восстанавливаемых монастырях Северо-Запада России в 1992 году.
Впервые в работу включен специальный выпуск «Вестника ВПМД» - «Современные секты в России» под редакцией автора, в котором, в том числе, представлено участие молодежных организаций в борьбе с тоталитарными сектами в России в 1993 году.
Впервые в работу включены материалы, опубликованные в студенческой газете «Петр и Павел» издаваемой автором совместно с СПбДАиС в 1999 – 2000 годах, в которой были представлены различные межвузовские просветительские программы.
Впервые в работе использовался сборник «Опыт проведения и перспективы реализации предмета ОПК» составленный автором, в который включены различные материалы и доклады учителей, преподающих курс Основ православной культуры в 2015 году.
Впервые в работе используются материалы из Справочно-информационного журнала «Соборное дело», в котором рассказывается о различных культурно-просветительских и выставочных программах, проводимых в Санкт-Петербурге в 2017 году.
В Приложении к работе впервые представлен дополненный вариант авторского учебного курса «Социальная концепция Православия (История и современность)» для студентов светских вузов, который был разработан в 2000 году при поддержке Национального института развития ОЭ РАН в рамках подготовки материалов по обсуждению Социальной концепции РПЦ к Юбилейному Архиерейскому Собору. Первая редакция данного авторского курса была издана в 2003 году в учебном пособии «Религиоведение». Прилагаемая редакция авторского курса доработана с учетом опыта преподавания курса в течении ряда лет в Педагогическом университете имени Герцена и в других вузах Санкт-Петербурга.
Историографический обзор первой главы настоящей работы необходимо начать с брошюры «Слово патриарха», изданной Санкт-Петербургской Православной Духовной Академией на основе ряда интервью патриарха Алексия II, данных им светской прессе в 1990 - 1991 годах по вопросам отношения Церкви и светского общества, особо актуальным в то время. В этих интервью были заложены практически все основные аспекты взаимодействия Церкви, государства и общества, получившие дальнейшее развитие в последующие годы.
Вторым важным и наиболее полным источником первой главы работы являются материалы Архиерейских соборов 1994, 1997 и 2000 годов, на которых постепенно формировались основные положения социальной концепции Русской Православной Церкви, которые затем в окончательной редакции были приняты на Юбилейном соборе 2000 года.
Также важным источником первой главы работы являются материалы Концепции молодежного служения РПЦ, утвержденной на Юбилейном соборе 2000 года и аналитическая статья доцента МГУ, социолога Сергея Олеговича Елишева «Молодежная политика Русской Православной Церкви в РФ», охватывающая формирование молодежной политике РПЦ с 1991 по 2012 годы.
Во второй главе в качестве основных источников надо выделить сборники материалов Покровских педагогических чтений с 2001 по 2009 годы, в которых приводятся примеры всех основных программ Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и Международного общественного движения «Славянский Молодежный Союз», члена Александро-Невского братства, деятельность которых подробно представлена и проанализирована в этой главе.
Завершающие программы и анализ итогов 10-летней деятельности Ассоциации «Покров» представлены в докладе автора в сборнике материалов конференции «Государство, общество, Церковь и история России ХХ века», проходившей в Иваново в 2013 году.
Итоговые материалы о деятельности Славянского Молодежного Союза представлены в докладе автора в сборнике конференции «Социальное служение Православной Церкви», прошедшей в Санкт-Петербурге в 2013 году.
Во второй главе работы также рассмотрены культурно-просветительские программы Творческого объединения «Духовное наследие» проводимые автором в Межвузовском студенческом городке, которые представлены в авторском докладе в сборнике конференции «Государство, общество, Церковь и история России ХХ - ХХI веков», проходившей в Иваново в 2015 году.
Продолжает вторую главу программа ТО «Духовное наследие», посвященная преподаванию курса Основы православной культуры (ОПК), представленная в сборнике «Опыт проведения и перспективы реализации предмета ОПК», составленного автором и изданного в 2015 году.
В третьей главе основными источниками являются материалы XXV Международных Рождественских чтений 2017 года, которые рассматривали взаимодействие Церкви, государства и общества во всех основных направлениях, что было отражено в докладах патриарха Кирилла, митрополита Меркурия, приветствии президента Владимира Владимировича Путина и в итоговых документах Чтений.
Также основными источниками третьей главы являются материалы XХ Всемирного Русского Народного Собора 2016 года и материалы Соборного присутствия Русской Православной Церкви 2016 и 2017 годов, в которых рассматривались экономические, культурные и образовательные вопросы взаимодействия Церкви, государства и светского общества.
Методы исследования, которые применялись в работе для подбора и анализа литературы – это систематизация, литература отбиралась по основным направлениям работы, касающихся формирования и развития Основ социальной концепции РПЦ, а также деятельности общественных объединений, представленных в работе. В процессе работы с источниками применялся метод сравнение основных положений, находящихся в источниках, а также анализ, развитие и интерпретация выводов, представленных в источниках.
Объектом исследования данной работы являются рассмотрение особенностей Социальной концепции Православия в культурно-просветительской сфере, в частности в работе с молодежью, и основных форм и направления реализации Социальной концепции РПЦ в современной России.
Предмет исследования является изучение отдельных глав Основ социальной концепции РПЦ, посвященных культуре, образованию и молодежи, а также примеров их дальнейшего развития. Предметом исследования также являются культурно-просветительские программы для студентов и молодежи, проводимые в Санкт-Петербурге и в других городах, развивающие отдельные направления Социальной концепции РПЦ.
Рассматривая характеристики источников, можно выделить несколько основных групп. В первую очередь это материалы Архиерейских Соборов РПЦ 1994, 1997 и 2000 годов и, принятые на Соборе 2000 года, Основы социальной концепции РПЦ и Молодежная концепция РПЦ. Данные материалы находятся в центре исследования в первой главе работы.
Ко второй группе источников можно отнести доклады и статьи, представленные на различных педагогических и просветительских научных конференциях, проходивших с 2000 по 2015 году в Санкт-Петербурге и в других городах, а так же научные статьи различных авторов по церковно-государственной тематике, опубликованных в ряде научных сборников и на общецерковных сайтах. На эту группу источников частично опирается исследование второй главы работы.
К третьей группе источников можно отнести авторские доклады, материалы и сборники по молодежной, образовательной и культурно-просветительской тематике, в том числе авторский учебный курс «Социальная концепция Православия (История и современность)», изданные с 1992 по 2015 годы, часть из которых представлена в данной работе впервые. Авторские источники представлены в исследовании всех глав работы, в первую очередь здесь можно упомянуть авторский учебный курс, работа над которым велась более 10 лет, и который стал основой для этого исследования.
К четвертой группе источников можно отнести материалы и решения общецерковных форумов, таких как XXV Международные Рождественские чтения, XХ Всемирный Русский Народный Собор и январский пленум 2017 года Соборного присутствия РПЦ. На эту группу источников опираются исследования третьей главы данной работы.
В структуру работы, таким образом, входит рассмотрение формирования основных направлений Социальной концепции РПЦ с конца 80-х годов до 2000 года и исследование, принятых на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, отдельных направлений Социальной концепции РПЦ, посвященных культуре, образованию и молодежи, вошедших в первую главу работы. В этой главе показано, как формировалась Социальная концепция РПЦ и какие вопросы в нее вошли, и какие, достаточно важные вопросы, остались не рассмотренными.
Во вторую главу работы вошли практические примеры формирования и реализации отдельных направлений Социальной концепции РПЦ в культурно-образовательной сфере, в частности в работе с молодежью, проводимые при участии и под руководством автора. В этой главе на основе практического опыта мы можем подтвердить и развить отдельные положения Социальной концепции Церкви, рассмотренные в первой главе, и предложить необходимые дополнения, которые в Социальной концепции отсутствуют.
В третьей главе работы исследованы основные направления развития Социальной концепции РПЦ, в первую очередь в культурно-просветительской сфере, на основе документов и решений общецерковных форумов - Международных Рождественских образовательных чтений, Всемирного русского народного собора и пленумов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В дальнейшем эти решения могут передаваться на утверждение Архиерейского Собора РПЦ и включаться в Социальную концепцию Церкви, поэтому в настоящей работе они завершают наше исследование.
В Приложении к работе включен авторский учебный курс «Социальная концепция Православия (История и современность)» для светских вузов, который расширяет и дополняет отдельные положения Социальной концепции РПЦ, в основном в сфере культуры, образования и молодежи, составленные в ней достаточно кратко. Эти дополнения помогают более разносторонне рассматривать вопросы взаимодействия Церкви, государства и общества в этих сферах, привлекая к этому новые примеры и аргументы.
ГЛАВА 1
Исторический обзор
Рассматривая исторические отношения государства и Церкви первый вопрос, на который необходимо дать ответ, что понималось под источником власти. В Ветхом Завете на него отвечает Премудрость Божия: «Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Притчи Соломоновы 8.15.).
Понимание, что любая власть исходит свыше от Бога, было присуще не только древнеизраильскому царству, но и всем древним монархиям Востока, в которых царь считался земным отображением Царя Небесного. (1) (см. Приложение, 1 гл.)
Из истории человеческой цивилизации мы видим, что традиция взаимодействия Церкви и государства, очень древняя. По археологическим раскопкам самого древнего отрезка истории человечества - допотопного, известно, что во время первых допотопных Патриархов, наследников Адама, были построены первые храмы, в которых проводились богослужения, были города и значит городские сообщества (город Ур Халдейский, 5 тыс. лет до Р.Х.), а государственная власть отсутствовала. Именно отсутствие внешней, упорядочивающей силы постепенно привело все человечество, кроме семьи праведного Ноя, к развращению и смерти в водах Потопа. (Быт. 7) (2) (см. Приложение, 1 гл.)
После Потопа государство стало такой "удерживающей" силой, а главы древних монархий воспринимались, как отображение небесной иерархии на земле. Именно религия давала опору любому древнему государству и истоки государственному праву. Так было в Древнем Шумере, откуда позднее вышел Авраам и весь израильский, ветхозаветный народ, и в Древнем Вавилоне, и в Древней Империи Хеттов. (3) (см. Приложение, 2 гл.).
В Новом Завете в учение Христа о земном царстве и в его отношении к Царству Божию проводится четкая граница между областью кесарева - государства и областью Божию – Церковью (Мф. 22.21). Это не благословение кесаря, через освящение власти, поскольку Христос говорит "Царство мое не от мира сего" (Ин.18.30). Это качественное отличие Царства Божия и царства кесаря.
В посланиях апостолов государство признается необходимой формой общежития, установленной Творцом, пишет апостол Павел в послании к римлянам (Рим.13.1). Оно необходимо для внешней защиты (Рим. 13.3), внутреннего порядка (1 Петр 2; Рим.13.4) и суда (1 Петр 2; Рим. 13.4), согласно пишут апостолы Петр и Павел. (4) (см. Приложение, 1 гл.).
При св. Константине Великим церковные каноны были включены в законы, государство передало епископам часть судебных функций в благотворительной и семейной сферах. Такое понимание отношений Церкви и государства было принесено св. кн. Владимиром в Россию. Церковные канонические сборники стали использоваться для решения государственных и судебных дел. Многие нормы закона обсуждались и вырабатывались на Земских Соборах, которые являлись наиболее яркими примерами участия православного общества в выработки государственных и церковных решений.
В ХХ веке во время богоборческой власти все правовые, веками разработанные, нормы отношений Церкви и государства были отменены. Церковь была поставлена вне закона и, только обрушившееся на Россию немецкое нашествие, заставило атеистическое государство остановить церковные гонения и частично признать православно-патриотическое служение Церкви. Только к 1000-летию Крещения Руси законом было восстановлено самостоятельное правовое положение Церкви. (5) (см. Приложение, 2 гл.).
Церковь и музеи
Тема взаимодействия Церкви, государства и общества в сфере культуры не ограничивается духовно-нравственными проблемами художника или творца. В сфере культуры существуют еще многие направления, не нашедшие своего места в Концепции. Одной из важнейших в сфере культуры является музейная тема, существуют десятки и сотни церковных музеев, многие крупнейшие государственные музеи находятся или находились в церковных и монастырских зданиях, все это требует очень сложного взаимодействия и учеты интересов Церкви и музейного сообщества.
В настоящее время эти вопросы остро встали в конфликте Церкви и части светского обществе в вопросе передачи Церкви Исаакиевского собора, накал страстей, которые сопровождают эту передачу, говорит о том, что эти вопросы еще далеки от своего решения и Концепция должна давать ответы на такие острые вопросы взаимоотношений Церкви и общества.
Возможным решением таких конфликтных ситуаций, может стать формирование концепции «церковно-государственных музеев, где интересы музейных сотрудников и священнослужителей будут объединены в деле сохранения и использования по православным канонам этих древних святынь», как об этом говорится в прилагаемом авторском Курсе в разделе «Культура и наука» (29) (см. Приложение, 2 гл.)
Церковь и кинематограф
Другая очень значительная область в сфере взаимодействия Церкви, государства и общества в сфере культуры является тема кинематографа. Существуют десятки и сотни православных кинофестивалей, студий, творческих конкурсов и выставок, которые уже много лет успешно действуют в сфере культуры, снимаются десятки полноэкранных и небольших кино и видеофильмов о русских святых и других событиях в церковной жизни.
Одним из таких конкурсов можно назвать "Православие на телевидении", который стал за много лет существования, по словам Патриарха Алексия II на Архиерейском соборе 1997 года, «подлинным телефорумом всей России, демонстрирующим высокий уровень православного телевидения. Ныне, когда бездуховность массовой культуры способна только увеличить разделение в обществе, большое значение имеет проповедь евангельской истины, раскрытие духовной сокровищницы Православия. Эти задачи решает и крупнейший кинофестиваль православных и славянских народов "Золотой витязь", проходящий в различных городах России с начала 90-х годов, открывший много новых талантливых православных художников, режиссеров, актеров». (30) (см. Приложение, 2 гл.)
В сфере кино также встречаются острые конфликты между Церковью и светским обществом, которые требуют своего решения. Так, в настоящее время, развивается конфликтная ситуация вокруг выхода в прокат кинофильма «Матильда», который рассказывает об отношениях Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Редактор сайта «Православие и мир» задает вопрос, - как быть в этой ситуации? – и не находит ответа. Любой ответ, по ее мнению, только сделает рекламу этому недоброкачественному и тенденциозному фильму. (31) (см. Доп. источники, № 38)
Именно Концепция должна давать ответы на такие острые вопросы. Сейчас, особенно важно его соборно найти и дополнить Концепцию, которая и создавалась чтобы «дать принципиальный богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений». (32) (см. Осн. источники, № 6)
Можно назвать еще ряд важных направлений церковно-государственного взаимодействия в сфере культуры, которые необходимо подготовить и включить в Концепцию. Это проектирования и реставрации разрушенных храмов и монастырей, вопрос, с которым Церковь сталкивается ежедневно. Это вопросы церковно-исторического наследия, библиотечная деятельность, «совместные церковно-научные исследования ведутся сотнями ученых и десятками объединений в рамках проекта "Православная энциклопедия"». «Еще одно направление культуры, особо почитаемое в Церкви - духовная музыка, в развитии которой есть много примеров сотрудничества. Так, уже ряд лет проводится в Москве фестиваль православной музыки, ставящий целью возрождение церковно-певческого искусства. Большой интерес и положительные отклики у населения получают Пасхальные музыкальные фестивали в С.-Петербурге, Москве и других городах». (33) (см. Приложение, 2 гл.)
Образовательная сфера
«Просвещение славянских земель началось трудами святых Кирилла и Мефодия во исполнение Евангельской заповеди "Идите и научите все народы" (Мф. 28, 19). Богословские, литературные, научные труды Византии стали на многие века основой для просвещения и образования Руси… Насильственное отделение Церкви от школы в 1917 году, разрушило отношения Церкви и государства, которые складывались веками и воспитывали граждан России». (34) (см. Приложение, 2 гл.)
Школьное образование
Школьная тема в Концепции начинается с общих положений отношения Церкви к светскому образованию, «христианская традиция неизменно уважает светское образование, с православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях, тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы, при этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир». (35) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
Говоря о содержании учебных курсов, в первую очередь исторической и культурной направленности, Концепция с сожалением считает, что в этих курсах часто «недооценивается роль религии в формировании духовного самосознания народов, Церковь постоянно напоминает о том вкладе, который внесло христианство в сокровищницу мировой и национальной культуры». Кроме этого, в Концепции обращается внимание на опасность проникновения в учебные программы и школьные занятия « оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян и для себя, и для семьи, и для общества». (36) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
Наука и вузы
Научная тема и некоторые вопросы гуманитарного образования представлены в Концепции в первом разделе 14 главы. В первую очередь это вопросы моральных, философских и религиозных ограничений, которые должны присутствовать в научном развитии. Если этого нет, то наука «оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни ..., поэтому для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями». (43) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
В древнерусской традиции Церковь и наука всегда были вместе и занимали самое уважаемое место, просвещению Древней Руси послужили труды святых Кирилла и Мефодия и других византийских ученых и богословов, которые стали на многие века основой для просвещения и образования Руси. «Эта образовательная традиция несла и миссионерскую направленность, помогая воцерковлению научно-образовательных и иных сфер жизни древнерусского общества».(44)(см. Приложение, 2 гл.)
Об этом говорит и Концепция, сферы научные и религиозные «могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой, ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных. С другой – религия не занимается вопросами устройства материи. М.В.Ломоносов справедливо писал: наука и религия "в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет"». (45) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
Очень важно, чтобы ученые не рассматривали науку, как область «совершенно независимую от нравственных принципов. Современные достижения в различных областях, включая физику элементарных частиц, химию, микробиологию, свидетельствуют, что они суть меч обоюдоострый, способный не только принести человеку благо, но и отнять у него жизнь, … Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения». (46) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
В последние годы в научных центрах частот проводятся совместные церковно-научные конференции, которые очень важны, «так как современная наука и техника в своем развитии часто приводят к опасным для человека результатам. Поэтому ученые должны очень ответственно подходить к новым открытиям и технологиям, не вовлекать человечество в порочный круг создания и удовлетворения новых сиюминутных потребностей, а служить насущным нуждам людей». (47)(см. Приложение, 2 гл.)
Особая роль в Концепции выделена общественным наукам, которые «в силу своего характера неизбежно связанные с областями богословия, церковной истории, канонического права. … Религиозное мировоззрение не может быть отвергнуто как источник представлений об истине, а также понимания истории, этики и многих других гуманитарных наук, которые имеют основание и право присутствовать в системе светского образования и воспитания. Только совмещение духовного опыта с научным знанием дает полноту ведения». (48) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
В настоящее время в России ряд православных высших учебных заведений, в том числе наиболее крупный из них Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Во многих государственных университетах России открыты кафедры теологии. Около 15 лет в Санкт-Петербурге действовала Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», «учредителями которой стали 10 вузов Санкт-Петербурга, Духовная Академия и Совет ректоров. В ряде учебных заведениях открыты храмы, которые содействуют воспитанию учащихся на основе традиционных ценностей, создают нравственную атмосферу среди преподавателей и студентов, организуют просветительские беседы, встречи и семинары». (49) (см. Приложение, 2 гл.)
Опыт Межвузовской Ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и предложения по развитию этой деятельности будут представлены во второй главе настоящей работы на основе опыта работы в вузах Санкт-Петербурга, в которой автор принимал участие в качестве ответственного секретаря Ассоциации и одного из руководителей межвузовских программ.
Выводы в образовательной сфере
Рассмотрев эти вопросы, мы можем сделать вывод, что научная и образовательная темы в Концепции представлены достаточно полно, но многие вопросы, в частности связанные с курсом «Основы православной культуре» в Концепцию не вошли. Эти вопросы очень важны для нашего современного российского общества, т.к. определяют будущие взгляды и ценности наших детей. Поэтому они требуют общецерковного обсуждения совместно с государственными и общественными структурами. Эти вопросы выходят за рамки полномочий Церкви и ее Архиерейского собора и должны утверждаться органами государственной власти. Но это не значит, что они не должны включаться в Концепцию, наоборот, чем лучше и подробнее они будут проработаны в Концепции, тем быстрее их примет государство.
Надо отметить, что многие из этих вопросов в сфере образования в последние годы рассматривались на заседаниях Межсоборного присутствия, где был принят отдельный проект - «Образовательная концепция Русской Православной Церкви». Этот проект был направлен в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликован с целью дискуссии на сайте Межсоборного присутствия и других сайтах. (50) (см. Осн. источники, № 21)
Молодежная сфера
«Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир. Да, в Православии чрезвычайно много значат старцы, умудренные опытом духовные руководители. Но если кому-то из вас выпадает радость общения с подлинно духовным священником, со старцем, вы увидите, сколько молодости, сколько радости, света, внутренних сил и мира живет в нем. «Я пришел для того, – сказал Христос, - чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Ин. 10.10) И если молодость – это символ полноты жизни, то христианство – это поистине путь молодых», - сказал патриарх Алексий в своем обращении к молодежи в начале 90-х годов. (51) (см. Доп. источники, № 31, стр. 4)
Выводы в молодежной сфере
Рассмотрев вопросы молодежного служения представленные на Юбилейном Архиерейском Соборе мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, в главах Основ социальной концепции Церкви молодежь видится лишь в негативных проявлениях: раннее расторжение браков, подверженность наркомании, опасность увлечься гомосексуализмом. Все это говорит об определенном недоверии и неосведомленности авторов Концепции о деятельности православной молодежи и, всвязи с этим, необходимости «объединения зачастую пока еще разрозненных усилий церковных структур на поприще молодежной деятельности».
С другой стороны в докладе архиепископа Александра на Юбилейном Архиерейском Соборе и в Концепции молодежного служения приводятся многочисленные направления молодежного служения, которые, к тому моменту, около десяти лет развиваются в различных епархиях и приходах РПЦ и дают возможность сказать об успешном завершении первого этапа становления молодежного служения в Церкви.
Такой же вывод мы можем увидеть и в решении Архиерейского Собора, заслушавшего доклад архиепископа Александра и утвердившего на его основе Концепцию молодежного служения. А также в аналитических статьях, в частности в материале С. Елишева «Молодежная политика Русской Православной Церкви в РФ», который пишет, что «данная модель конфессиональной общественной молодежной политики в РФ, является своеобразным флагманом-образцом среди других моделей общественной молодежной политики, а также всей молодежной политики в РФ в целом. Несмотря на определённые проблемы, с которыми Церковь сталкивается, … уже имеющиеся промежуточные результаты позволяют сделать вывод о её большом потенциале, который может быть эффективно реализован в процессе взаимодействия с государством, другими традиционными для России религиозными конфессиями и общественными структурами». (72) (см. Осн. источники, № 19)
В этом разделе рассмотрена и проанализирована тема молодежного служения в Церкви в материалах, представленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Как мы уже ранее отметили, ряд тем по противодействию сектам и наркомании, просветительские программы в Детских оздоровительных лагерях и программы в вузах не упоминаются в Концепции молодежного служения РПЦ. На наш взгляд это необходимо было дополнить.
В 2011 году Священный Синод утвердил документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», который является продолжением и развитием Концепции молодежного служения РПЦ. Рассмотрение ряда положений этого документа будет включено во вторую главу настоящей работы, при представлении деятельности Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и Международного общественного движения «Славянский Молодежный Союз», входящего в Александро-Невское братство.
В завершение темы молодежного служения, в качестве вывода, можно также привести слова владыки Александра, которые завершали его доклад на Юбилейном Архиерейском Соборе. «От того, какие усилия мы приложим ныне в деле православного воспитания подрастающего поколения, зависит, кто завтра придет в наши храмы, какими духовными и жизненными принципами будет руководствоваться церковный народ в грядущие десятилетия. На пути этого служения нам больше внимания надо уделять новым формам работы с молодым поколением, памятуя слова святого апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:22). (73)(см. Осн. источники, № 18)
ГЛАВА 2.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
Примеры взаимодействия различных государственных, церковных и общественных организаций в культурно-просветительской сфере.
ГЛАВА 3.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
Рассматривая тему развития Социально концепции Православия и взаимодействия государства, Церкви и общества в различных сферах, мы будем опираться на решения наиболее крупных общественно-церковных форумов России, которые уже много лет собирают на свои заседания и круглые столы самый широкий круг церковных, общественных и государственных деятелей из ближнего и дальнего Зарубежья. Это в первую очередь Международные Рождественские образовательные чтения, которые в этом году отметили свой 25-летний юбилей. Это Всемирный Русский Народный Собор, который провел уже свой 20 форум. И это Межсоборное присутствие, созданное Церковью с целью общественно-церковного рассмотрения наиболее важных вопросов церковной жизни и развития Основ Социальной концепции Церкви.
В разработке Социальной концепции Православия и в ее дальнейшем развитии т