Средне – старше – подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 7 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

04.09 - 12

Санкт – Петербург

Содержание:

I Целевой раздел Программы  
1.1 Пояснительная записка 3 - 10
II Содержательный раздел Программы  
2.1.1 Описание непрерывной образовательной деятельности в группе ЗПР 10 - 22
2.1.2 Комплексно – тематическое планирование в группе ЗПР
2.2.. Коррекционно – образовательная работа 22 - 23
2.3 Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования 23 - 24
2.4 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
III Организационный раздел Программы  
3.1 Режим пребывания воспитанников в группе (12 часов) зимний период, весенне – летний, щадящий, и др.
3.2 Структура реализации образовательной деятельности 25-27
3.3 Максимально допустимая образовательная нагрузка 27-28
3.4 Учебный план
3.5 Расписание непрерывной образовательной деятельности
3.6 Создание развивающей предметно-пространственной среды групп
3.7 Культурно – досуговая деятельность
3.8 Методическое обеспечение непрерывной образовательной деятельности
3.8.1. Специальные педагогические условия
IV Приложения 30 - 96

1. Целевой раздел рабочей программа

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе № 14 разработана на основе адаптированной основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее – рабочая программа), утвержденной Педагогическим Советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе компенсирующей направленности для детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Программа решает задачи развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов.



Цель: Реализация всестороннего развития ребенка в дошкольный период интеллектуального, физического. Эмоционального, нравственного. Волевого, социально – личностного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.  
Задачи: Из поставленной цели, формируются следующие задачи: Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития; обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка; коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: 1.Непосредственно организованной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 2.Непосредственно организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Коррекционная работа, осуществляется в процессе взаимодействия со специалистами: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. 5.Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой группы
Принципы и подходы к формированию рабочей программы 1.Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2.Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). 3.Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»). 4.Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5.Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6.Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 7.Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8.Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра). 9.Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. Обязательная часть программы построена с учетом парциальной образовательной программы «От рождения до школы» разработанной коллективом авторов под редакцией В.Е. Веракса; Т.С. Комаровой; М.А.Васильевой.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы) Группу посещают дети от четырех до семи лет. Списочный состав 12 человек. Социально – коммуникативное развитие. У детей группы отмечается отклонение в эмоционально-волевой сфере, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, фамильярность по отношению к взрослым, манерность, суетливость, частая смена настроения. Это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости. Наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в более длительном времени для приема и переработки сенсорной информации, в недостаточности знаний об окружающем мире, в затруднении при узнавании предметов находящихся в непривычном положении, контурах и схематических изображений. Сходные качества этих предметов, воспринимаются как одинаковые.     Познавательное развитие Выраженное отставание в развитии познавательной деятельности, начиная с ранних форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного) при анализе предмета или явления, дети называют лишь поверхностные несущественные качества. В качестве наиболее характерных особенностей внимания отмечаются: рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Это особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременного действующих речевых раздражителей, присутствует неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания. Уровень познавательной деятельности снижен из-за недостаточной любознательности.Эти особенности внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности, несовершенством навыков и умений, самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению Речевое развитие Наблюдаются несформированность компонентов сюжетно-ролевой игры. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемых детьми в играх, невелик, беден по содержанию. Словарный запас очень мал из-за недостаточных знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.   Художественно – эстетическое развитие В изобразительной деятельности ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст - это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.   Физическое развитие Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т. д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек - мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.  
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) Федеральный уровень ü Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ». ü Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384). ü Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно­-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».    
Срок реализации рабочей программы 2017-2018 учебный год (Сентябрь 2017 – август 2018 года)
Целевые ориентирыосвоения воспитанниками группы образовательной программы Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО) через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы по 5-ти образовательным областям развития детей. К возрасту 6,7 лет при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития и образования ребенка:   Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Ребёнок может научиться Объединяясь в игре со сверстниками, договариваться, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняться правилам игры. Разворачивать сюжет игры, принимать на себя роль, овладевать способом ролевого поведения. Соблюдать ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и вести ролевые диалоги. В дидактических играх противостоять трудностям, подчиняться правилам. В настольно-печатных играх выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) худо­жественный образ. В самостоятельных театрализованных играх воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит. Самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду. Накрывать на стол. Готовить к занятиям свое рабочее место, убирать материалы по окончании работы. Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объяснять их назначение. Понимать значения сигналов светофора. Узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).   Образовательная область «Познавательное развитие» Ребёнок может научиться: Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Считать до 10 (количественный счет). Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечает на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Сравнивать количество предметов в группах на основе счета, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество; уравнивать неравные группы двумя способами (удаление и добавление единицы). Сравнивать предметы по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) путем приложения или наложения. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб; выделять их характерные отличия. Анализировать образец постройки. Планировать этапы создания собственной постройки. Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определять части суток, называет утро, день, вечер, ночь. Называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; их назначение; обобщать. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определённого материала. Устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Образовательная область «Речевое развитие» Ребёнок может научиться: Пользоваться в повседневном общении фразами из 3-4 слов. Понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед. Строить фразы по картинке из 3-4 слов. Использовать в речи существительные и глаголы в единственном и множественном числе. Понимать простейший текст, устанавливать причинно - следственные связи, отвечать на поставленные вопросы. Инсценирует с помощью взрослого отрывки из сказок.   Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Ребёнок может научиться: Рисование. Изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цветов, аккуратного закрашивания. Создавать несложный сюжет. Выделять выразительные средства дымковской игрушки. Украшать силуэты игрушек элементами росписи. Лепка. Создавать образы разных предметов и игрушек, используя все многообразие усвоенных приемов лепки. Аппликация. Правильно держать ножницы и уметь резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составлять узоры из геометрических фигур.   Образовательная область «Физическое развитие» Ребёнок может научиться: Выполнять ходьбу и бег, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5). Принимать правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны. Выполнять упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений. Соблюдать элементарные правила гигиены (по мере необходимости мыть руки с мылом, пользоваться расческой, носовым платком, прикрывать рот при кашле). Обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдать элементарные правила приема пищи (правильно пользоваться приборами, салфеткой).

Система оценки достижения планируемых результатов



Объект педагогической диагностики Формы и методы Периодичность Длительность и сроки
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность, беседы, игры, игровые упражнения, игровые ситуации 2 раза в год Сентябрь 3 недели Май 2 недели
Образовательная область «Познавательное развитие» Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность, беседы, игры, игровые упражнения, игровые ситуации, схема 2 раза в год Сентябрь 3 недели Май 2 недели
Образовательная область «Речевое развитие» Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность, беседы, игры, игровые упражнения, игровые ситуации, схема, образец 2 раза в год Сентябрь 3 недели Май 2 недели
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность, беседы, игры, игровые упражнения, игровые ситуации, схема, образец 2 раза в год Сентябрь 3недели Май 2 недели
Образовательная область «Физическое развитие» Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность игровые упражнения, игровые ситуации, схема, образец 2 раза в год Сентябрь 3 недели Май 2 недели
Коррекционная работа По специальной диагностике учителя – логопеда, учителя – дефектолога. 2 раза в год Сентябрь 3недели Май 2 недели

II. Содержательный раздел программы

Содержание Рабочей программы обеспечивает полноценное развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие и коррекционной работе.

2.1. Содержание непрерывной образовательной работы по освоению детьми образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коррекционно – развивающая работа».

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные цен­ности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверс­тниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к со­обществу детей и взрослых; формирование позитивных ус­тановок к различным видам труда и творчества; формирование основ безо­пасного поведения в быту, социуме, природе».

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соб­людению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоот­ношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешивать­ся в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Обогащать словарь детей вежливыми словами. Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки).
Ребенок в семье и сообществе Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные). Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать пер­воначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (уби­рать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.). Дать представления, где и кем работают родители, как важен их труд. Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его со­трудниками. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Закреплять представления ре­бенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игруш­ки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно поль­зоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно оде­ваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баноч­ки, кисти, протирать стол и т. д.) Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отно­шение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; фор­мировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями в весенний, летний и осенний периоды; привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просуши­вать, относить в отведенное место). Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать у детей интерес к профессиям своих родителей.
Формирование основ безопасности     Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориен­тироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами пове­дения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особеннос­тями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правила­ми безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовы­ми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, ложка),

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава­тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор­ческой активности; формирование первичных представлений о себе, дру­гих людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движе­нии и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест­венных традициях и праздниках; о планете Земля, как общем доме людей».

Формирование элементарных математических представлений   Количество и счёт. Учить считать до 5-10; последовательно знакомить с образованием каждого числа (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства. Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу. Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке. Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений. Величина.Учить устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины). Сравнивать два предмета по величине с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее, шире, толще. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат) можно разделить на несколько равных частей, понимать, что целый предмет больше своей части. Форма. Развивать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником; познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу). Ориентировка во времени. Дать представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности
Развитие познавательно-исследовательской деятельности   Продолжать зна­комить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельнос­ти модели, предложенные взрослым. Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в раз­ных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с ши­роким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использо­вания всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впе­чатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треуголь­ник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). При­влекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты. Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепле­ние представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать «предметы по внешним признакам; группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»). Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр «Домино», «Лото». Конструктивно-модельная деятельность. Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. Продолжать развивать у детей способность различать и называть стро­ительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Учить анализировать образец постройки: выделять основные час­ти, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.). Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и шири­не), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украше­ния построек. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бу­маги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: из листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (ло­дочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы
Ознакомление с предметным окружением   Создавать условия для расширения представлений детей об объек­тах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.). Расширять знания дет

Наши рекомендации