На уровне бедра или бедра и голени

Область Виды упражнений
воздействия  
     
Мышцы плечевого 1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя
пояса   на наклонной скамье, штанга на груди.
    2. Сгибание-разгибание рук на тренажере для
    развития двуглавой мышцы плеча.
    3. Попеременное сгибание-разгибание рук в
    локтевых суставах с гантелями, сидя в
    коляске или на наклонной скамьг.
     
Мышцы груди 1. Жим штанги в положении лежа на гори-
    зонтальной или наклонной скамье.
    2. Жим гантелей в положении лежа на гори-
    зонтальной или наклонной скамье.
    3. Отведение и приведение рук с гантелями
    в положении лежа на горизонта/ьной или
    наклонной скамье.
    4. Приведение и отведение рук на тросовом
    тренажере в положении сидя.
     
Мышцы спины 1. Тяга вертикального блока за голсву.
    2. Тяга вертикального блока к груди.
    3. Сгибание-разгибание рук в висе на высо-
    кой перекладине к груди или за голову.
     
Мышцы живота 1. Сгибание ног в тазобедренных суставах в
    положении сидя на скамье.
    2. Сгибание-разгибание туловища из положе-
    ния лежа.
     

424 Частные методики адаптивной физической культуры

Так, стандартные тренажерные комплексы содержат лишь узкие скамьи, в связи с чем упражнения в положении лежа на горизон-тальной скамье вызывают закономерные колебания туловища вслед-ствие уменьшения величины опорной поверхности, что может приве-сти к падению и получению травмы. Данная проблема может быть успешно решена при помощи изменения внешних условий, например использования дополнительной опоры для культей в виде коляски. Подобный методический прием позволяет сохранять равновесие и добиться технически правильного выполнения упражнений.

В процессе занятий со свободными отягощениями и на трена-жерах необходимо соблюдать некоторые наиболее важные методи-ческие требования выполнения упражнений.

1. Необходимо исключить возможность промедления между по-вторениями в подходе.

2. Между концентрическим и эксцентрическим сокращениями следует выполнять непродолжительную паузу.

3. Следует осуществлять контроль за пассивной фазой выполне-ния упражнения, не допуская резкого уступающего движения.

4. При выполнении всех упражнений пассивную и активную фазы действия необходимо выполнять с одинаковой скоростью.

5. В процессе выполнении упражнений следует избегать задер-жки дыхания.

Соблюдение последнего методического требования вызвано тем, что выполнение силовых упражнений может сопровождаться суще-ственными перепадами артериального давления. При натуживании в результате уменьшения венозного возврата крови и соответствен-но сердечного выброса уменьшается систолическое и повышается диастолическое артериальное давление. Подобные колебания арте-риального давления можно нивелировать при помощи специальных методических приемов. На этот счет существует несколько точек зрения. Одни авторы рекомендуют выполнять вдох в активной фазе упражнения, т. е. при преодолении внешнего сопротивления (Моро-зова О.В., 1998), другие считают, что вдох следует выполнять в пас-сивной фазе (Яшина Т.А., 1998; Мухина А.В., 1999), третьи допуска-ют оба варианта, но при этом советуют руководствоваться субъективными ощущениями (Уайдер Д., 1992). Однако следует учи-тывать возможность задержки дыхания при выполнении вдоха в активной фазе движения. Именно задержка дыхания при выполне-нии упражнения может привести к увеличению внутригрудного дав-ления, которое оказывает сопротивление венозному возврату крови к сердцу. Компенсаторным явлением в деятельности организма в ответ на внезапность изменения кровяного давления и его колеба-


Глава 7  
   

ния может быть снижение притока крови к головному мозгу, голо-вокружение и потеря сознания. Следовательно, учитывая возможность изменения внутригрудного давления вследствие мышечного напря-жения при преодолении внешнего сопротивления, логично и физио-логически правильно сочетать вдох с пассивной фазой движения, а выдох — с активной. При занятиях с детьми-инвалидами рекомен-дуется именно этот вариант. Если при выполнении упражнений имеют место трудности в согласовании правильной техники и дыхания, допускается произвольное дыхание. Лишь после достаточного освое-ния техники упражнений внимание можно концентрировать на обу-чении согласованности дыхания в соответствии с фазами двигатель-ного действия.

Допуск детей-инвалидов к занятиям на тренажерах основыва-ется на результатах тщательного медицинского осмотра, оценки фи-зического состояния, выполнения функциональных проб и других критериях врачебно-педагогического контроля.

7.6. Методические особенности занятийплаванием с детьми школьного возраста

Занятия физическими упражнениями в водной среде с детьми, имеющими различные дефекты конечностей, используются как одна из форм педагогического и оздоровительного воздействия. В силу разностороннего воздействия на организм физические упражнения в воде обладают широким потенциалом и являются эффективным средством повышения функциональных возможностей кардиореспи-раторной системы, показателей нейрогуморальной регуляции (Васи-льев П.П., 1978; Каптелин А.Ф., 1986), способствуют повышению устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней сре-ды. Отсутствие статического напряжения мышц при выполнении упражнений, горизонтальное положение туловища при плавании об-легчают работу сердца, способствуют нормализации тонуса сосудов, увеличению количества функционирующих капилляров, улучшению венозного оттока и лимфообращения (Аненкова М.В., Гинзбург А.А., 2000). Термический фактор водной среды имеет существенное зна-чение в восстановлении нервно-рефлекторных и сосудистых процес-сов. Раздражение кожных рецепторов вызывает увеличение потока импульсов в центральную нервную систему, что в свою очередь изменяет сосудистый тонус, периферическое сопротивление капил-ляров и приводит к перераспределению крови внутренних органов В воде увеличивается амплитуда движений в суставах, произволь-

426 Частные методики адаптивной физической культуры

ные мышечные сокращения усиливают интенсивность обменных про-цессов, повышается потребление кислорода и накопление тепла (Сту-пин Ю.В., Лебедев В.И., 1990).

Известно, что гидроневесомость значительно снижает гравита-ционные нагрузки на поврежденную конечность и тем самым по-зволяет дозировать и относительно равномерно развивать усилия конечностью. Подъемная сила воды облегчает условия восстанов-ления двигательных актов. Таким образом, физические упражнения в водной среде являются эффективным средством повышения компенсаторных возможностей организма (Мосунов Д.Ф., Кебкало В.И., 1996).

Среди противопоказаний для занятий в бассейне следует выде-лить наличие открытых ран, кожные и острые воспалительные забо-левания, острые вирусные инфекции и некоторые другие. В связи с этим, перед назначением занятий в бассейне осуществляется обяза-тельный общий осмотр терапевтом, врачом ЛФК, дерматологом.

Занятия проводятся в бассейне, глубина которого не более 1,2 м. Температура воды составляет 25—26° С. Покрытием бассейна слу-жат облицовочные керамические плитки, исключающие скольжение. Дети после ампутации голени или бедра для прохода к чаше бассей-на используют костыли. Спуск в воду осуществляется по стацио-нарной лестнице с перилами, которая находится у торцевой части чаши. Ширина лестницы 1 м, ширина ступеней 25—35 см, высота 12—14 см. Дети после ампутации обеих нижних конечностей для прохода к чаше пользуются креслом-коляской, а для спуска в воду специальными электромеханическими подъемниками.

Одной из форм проведения занятий в водной среде после ам-путации нижних конечностей является коррекционно-оздоровитель-ная гимнастика, направленная на повышение адаптационно-компенса-торных возможностей организма, профилактику нарушений осанки и образования контрактур, развитие силы мышц, координационных спо-собностей, повышения иммунологической резистентности и др.

Занятия гимнастикой в воде проводятся в группах по 4—6 че-ловек или индивидуально, длительностью 30—45 мин. В основной части занятия применяются упражнения, выполняемые у опоры и при помощи вспомогательных плавательных средств в положении лежа на спине и на груди. Комплексы гимнастики дифференцируют-ся в зависимости от уровня ампутационного дефекта и степени ог-раничения двигательных функций. В заключительной части приме-няются упражнения на расслабление (рис. 7.15). Они выполняются с опорой о поручни бортика бассейна при использовании специаль-ных плавательных средств в положении лежа на спине или без


Глава 7  
   

опоры путем легких балансиру-ющих движений верхними и ниж-

ними конечностями небольшой  
амплитуды. В табл. 7.6 и 7.7  
представлены примерные упраж-  
нения в воде для детей-инвали-  
дов младшего и среднего школь-  
ного возраста с дефектами  
нижних конечностей. Рис. 7.15. Мышечная релаксация  
           
На этапе начального обуче- в воде  
ния плаванию в первую очередь  

решаются задачи ознакомления с физическими свойствами воды: со-противлением, вязкостью, выталкивающей силой, осуществляются пе-редвижения вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, элементар-ные движения руками и культями. По продолжительности первое занятие не превышает 20—25 мин по причине быстрого утомления детей. В дальнейшем происходит обучение погружению в воду с задержкой дыхания, открыванию глаз под водой, выдоху в воду, сколь-жению. Для решения этих задач в условиях мелкого бассейна целе-сообразно применение игровык заданий и упражнений, так как они способствуют более эффектив-юму усвоению материала. Так, в про-цессе работы с детьми младшего школьного возраста используются игры «Сосчитай, сколько игрушек» — для обучения погружению и открыванию глаз под водой, «Медуза», «Поплавок» — для обучения всплытию и ознакомления с выталкивающими свойствами воды, «Ка-чели» — для обучения выдоху в воду, и др. Сначала дети выполня-ют эти упражнения у опоры и лишь в дальнейшем в безопорном положении (Орешкина Ю.А., 2001).

Таблица 7.6

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации бедра или голени

Направленность воздействия Средства
   
Ознакомление с выталкивающими свой- И.п. — стоя по грудь в
ствами воды, обучение погр/жению с воде, вдох — погружение,
задержкой дыхания и всплытию. захват коленей руками —
  всплытие.
   

Частные методики адаптивной физической культуры  
      Продолжение табл. 7.6  
     
Ознакомление с физическими свойства- И.п. — лежа на спине,  
ми воды. Обучение удержанию горизон- хват за поручни снизу,  
тального положения тела в воде. удержание горизонтального  
      положения.    
Обучение удержанию горизонтального И.п. — лежа на груди,  
положения тела в воде. Формирование хват за поручни сверху.  
умения открывать глаза в воде. 1—3 — опустить лицо в  
      воду, открыть глаза, задер-  
      жать дыхание;    
      2—4 поднять голову,  
      вдох.      
     
Повышение функциональных возможно- И.п. — лежа на груди,  
стей кардиореспираторной системы и хват за поручни сверху,  
увеличение силы дыхательной мускула- лицо в воде.    
туры. Обучение выдоху в воду, погру- 1—3 поднять голову,  
жению лица, открыванию глаз в воде. вдох;      
Развитие способности к дифференциро- 2—4 опустить голову,  
ванию времени вдоха и выдоха. выдох.      
     
Развитие динамической силы мышц сги- И.п. — лежа на груди,  
бателей-разгибателей рук и плечевого хват за поручни сверху,  
пояса. Повышение функциональных воз- лицо в воде.    
можностей кардиореспираторной систе- 1—3 — сгибание рук в  
мы и увеличения силы дыхательной локтевых суставах, выдох  
мускулатуры.   в воду;      
Развитие способности к дифференциро- 2—4 — разгибание рук в  
ванию времени вдоха и выдоха в со- локтевых суставах, вдох.  
гласовании с движениями.          
Обучение удержанию горизонтального          
положения тела.            
       
Развитие координационных способнос- И.п. — лежа на груди,  
тей, динамической силы приводящих и хват за поручни сверху.  
отводящих мышц бедра, подвижности в 1—3 отведение ног;  
тазобедренных суставах.  
2—4 приведение ног.  
       
Развитие динамической силы мышц сги- И.п. — стоя лицом к бор-  
бателей и разгибателей бедра и голени. ту бассейна, хват за поруч-  
Увеличение интенсивности регионально- ни сверху.    
го кровообращения и венозного оттока 1—3 — сгибание ноги в  
крови по сосудам нижних конечностей.  
коленном суставе, погру-  
Развитие способности к дифференциро- жение в воду — выдох;  
ванию времени вдоха и выдоха в со- 2—4 разгибание ноги  
гласовании с движениями. в коленном суставе — вдох.  
       
               

Глава 7        
      Продолжение табл. 7.6  
       
  Развитие активной гибкости, увеличе-   И.п. — стоя лицом к бор-  
  ние подвижности в тазобедренных су-   ту бассейна, хваг за поруч-  
  ставах, профилактика образования кон-   ни сверху.      
  трактур.   1—3 — отведение культи;  
      2—4 — приведение культи.  
         
  Развитие динамической силы мышц   И.п. — лежа на спике,  
  сгибателей-разгибателей рук и плече-   хват за поручни снизу.  
  вого пояса.   1—3 — сгибание рук в  
  Обучение удержании^ горизонтального   локтевых сустазах — вы-  
  положения тела.   дох;        
  Развитие способности к дифференциро-   2—4 — разгибание рук в  
  ванию времени вдоха и выдоха.   локтевых суставах  
      вдох.        
  Обучение скольжению и сохранению   И.п. — лежа на груди, дос-  
  горизонтального положения туловища.   ка в руках. Оттолкнуться  
      от бортика — свободное  
      скольжение к противопо-  
      ложному.      
         
  Ознакомление с сопротивлением и вяз-   И.п. — стоя лицом к бор-  
  костью воды, обучение скольжению, со-   тику, руки вверк, отталки-  
  хранению горизонтального положения   вание от бортика  
  тела.   скольжение.      
             
          Таблица 7.7  
  Примерные упражнения в воде для детей после    
  ампутации обеих нижних конечностей    
             
  Направленность воздействия   Средства    
         
  Ознакомление с выталкивающими свой- И.п. — хват за поручни  
  ствами воды, обучение погружению с на уровне груди, вдох —  
  задержкой дыхания и всплытию. погружение, всплытие —  
      выдох.        
         
  Ознакомление с физическими свойства- И.п. — лежа на груди,  
  ми воды. Обучение удержанию гори- хват за поручни сверху.  
  зонтального положения тела. Формиро- 1—3 — опустить лице в  
  вание умения открывать глаза в воде. воду, открыть глаза, задер-  
      жать дыхание;    
      2—4 — поднять голову,  
      выдох, вдох.    
               

430 Частные методики адаптивной физической культуры

Продолжение табл. 7.7

Повышение функциональных возможно- И.п. — лежа на груди,  
стей кардиореспираторной системы и хват за поручни сверху,  
увеличение силы дыхательной мускула- лицо в воде.    
туры. Обучение выдоху в воду, погру- 1—3 — сгибание рук в  
жению лица, открыванию глаз. Разви- локтевых суставах, выдох  
тие способности к дифференцированию в воду;      
времени вдоха и выдоха. 2—4 — разгибание рук в  
    локтевых суставах, вдох.  
     
Развитие координационных способнос- И.п. — лежа на груди,  
тей, динамической силы приводящих и хват за поручни сверху.  
отводящих мышц бедра, подвижности в 1—3 — отведение культей;  
тазобедренных суставах. 2—4 — приведение куль-  
    тей.        
Развитие активной гибкости, увеличение И.п. — хват за поручни  
подвижности в тазобедренных суставах. сверху на уровне груди.  
Увеличение интенсивности регионально- 1—3 — отведение культей;  
го кровообращения и оттока венозной 2—4 — приведение куль-  
крови по сосудам нижних конечностей. тей.        
Развитие динамической силы приводя- И.п. — лежа на спине,  
щих и отводящих мышц бедра. хват за поручни снизу.  
Увеличение интенсивности регионально- 1—3 — отведение куль-  
го кровообращения и оттока венозной тей, выдох;    
крови по сосудам нижних конечностей. 2—4 — приведение куль-  
    тей, вдох.    
Увеличение подвижности в тазобедрен- И.п. — лежа на спине,  
ных суставах Развитие координацион- хват за поручни снизу.  
ных способностей и динамической силы Попеременное сгибание-  
мышц живота. Увеличение интенсивно- разгибание ног в тазобед-  
сти регионального кровообращения и ве- ренных и коленных суста-  
нозного оттока крови по сосудам ниж- вах.        
них конечностей. И.п. — лежа на спине,  
     
    хват за поручни снизу.  
    1—3 одновременное  
    сгибание ног в тазобед-  
    ренных и коленных суста-  
    вах — выдох;    
    2—4 одновременное  
    разгибание ног в тазобед-  
    ренных и коленных суста-  
    вах — вдох.    
             

В процессе обучения детей-инвалидов плаванию для повыше-ния мотивации и интереса к занятиям, закрепления и совершенство-вания изученных элементов применяются различные сюжетно-роле-вые игры (Орешкина Ю.А., 2001; Жиленкова В.П., 2002). Наиболее широко применяемые подвижные игры в воде для детей различного возраста после ампутации бедра и голени приведены в табл. 7.8. Критерием отбора подвижных игр является возможность передви-жения в условиях водной среды без использования технических или вспомогательных средств.

Таблица 7.8

Содержание и направленность подвижных игр в воде для детей после ампутации бедра и голени

Содержание   Направленность    
           
           
«Поплавки» Ознакомление с выталки-  
Дети стоят по грудь в воде, делают вдох  
вающими свойствами воды,  
и приседают. Опустившись на дно, го-  
лову наклоняют к коленям, которые об- обучение погружению с  
хватывают руками и всплывают как задержкой дыхания и  
всплытию.        
поплавки.          
           
«Стрелы» Ознакомление с сопротив-  
Дети стоят спиной к бортику бассейна,  
руки вверх. Оттолкнувшись от бортика, лением и вязкостью воды,  
выполняют скольжение до полной ос- обучение скольжению, со-  
тановки.   хранению горизонтального  
  положения тела.    
       
           
«Рыба в сетке» Развитие способности к  
6—8 игроков, держась за руки, становят-  
ся в круг спиной к центру, образуя сеть. сохранению равновесия,  
В центре круга один из участников — совершенствование техни-  
рыбка. Этот игрок старается выскользнуть ки плавания под водой,  
из сети под руками играющих. Участник, повышение функциональ-  
с правой стороны от которого вынырну- ных возможностей кардио-  
ла рыбка, считается плохим рыбаком. Он респираторной системы,  
меняется с рыбкой ролями. Поэтому по- развитие способности к  
чувствовав с правой стороны от себя дви- точности и скорости так-  
жение рыбки, игрок должен крикнуть: тильного восприятия.    
«Поймал!». Тогда рыбка должна искать          
другой выход из сетки.            
             

Частные методики адаптивной физической культуры  
    Продолжение табл. 7.8  
                 
  «Караси на прогулке>>              
6—7 играющих, взявшись за руки, обра- Развитие способности к  
зуют круг (сеть). Такое же количе- сохранению равновесия, к  
ство игроков находится за сетью. Они перестроению и комбини-  
изображают карасей. Выбирается водя- рованию двигательных  
щий — щука. Он, преследуя карасей действий, быстроты слож-  
(глубина воды — по пояс), передвига- ной двигательной реакции,  
ется только за кругом. Караси, спасаясь способности к антиципации,  
от щуки, могут нырять под руками сто- способности к точности и  
ящих в круге, но не задерживаться там скорости зрительного и  
и снова возвращаться в озеро. Игрок, тактильного восприятия, со-  
осаленный щукой, меняется с ней ролью. средоточенности и распре-  
Через некоторое время игроки, образу- деляемое™ внимания, со-  
ющие сеть, и караси меняются ролями. вершенствование техники  
Правила запрещают образующим сеть плавания под водой, повы-  
сходить с места, а свободно передвига- шение функциональных  
ющимся участникам игры хвататься за возможностей кардиорес-  
них. Не разрешается также задерживать пираторной системы.    
и топить друг друга.              
                 
  «Успей нырнуть!»              
Игроки делятся на две команды. Одна Развитие способности к  
образует круг на глубине выше пояса. сохранению равновесия,  
Это охотники. Другая входит внутрь быстроты реакции, способ-  
круга и выполняет роль уток. Охотни- ности к точности и ско-  
ки получают легкий резиновый мяч. По рости зрительного воспри-  
сигналу они начинают перебрасывать ятия, к переключению и  
его друг другу, а при удобном случае распределению внимания,  
осаливают им уток. Те, спасаясь, ныря- способности к оценке и  
ют в воду. После каждого попадания отмериванию расстояния,  
утка покидает круг. Через 4—5 мин  
дифференцированию си-  
игроки меняются ролями. Побеждает ловых пространственных  
команда, сумевшая осалить больше иг- параметров движений, со-  
роков противника. вершенствование техники  
     
    плавания, повышение функ-  
    циональных возможностей  
    кардиореспираторной си-  
    стемы.            
                 

Наши рекомендации

Глава 7                  
            Продолжение тсбл. 7.8  
                     
    «Дельфины»                
Пластмассовые обручи связывают друг Развитие способности к  
с другом, чтобы образовалась дорожка. сохранению равновесия, к  
Дорожка из 6—10 обручей располага- перестроению и комбини-  
ется перед командами, игроки в кото- рованию двигательных  
рых выстраиваются в колонну по од- действий, способности  
ному. По сигналу первый игрок прыгает к точности   и скорости  
в воду и плывет к первому обручу. Под зрительного   восприятия,  
него он ныряет, а другой преодолевает переключению и распре-  
сверху. Таким образам, игрок преодо- делению внимания, спо-  
левает всю дорожку. Достигнув про- собности к оценке и от-  
тивоположного боргика, он поднимает мериванию   расстояния,  
вверх лежащий там флажок. Это сиг- дифференцированию сило-  
нал второму игрок/ начать продвиже- вых, пространствеьных и  
ние вперед. Если игрок, не показываясь временных   параметров  
на поверхность, пронырнет между дву- движений, совершенство-  
мя обручами, команде начисляется вание техники плавания,  
штрафное очко. Победа команде засчи- повышение функцюналь-  
тывается в том случае, если она закон- ных возможностей кардио-  
чила игру первой при наименьшем ко- респираторной сис~емы.  
личестве ошибок.                  
                 
  «Баскетбол на воде»              
В баскетбол играют с одной корзиной, Развитие способности к  
которая находится в центре бассейна перестроению и комбини-  
и представляет собой обруч или авто- рованию двигательных дей- &n