Подготовительные упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом
№ | Упражнения | Коррекционная | |||
п/г | |||||
i | направленность | ||||
С большими мячами | |||||
(волейбольный, | баскетбольный, | ||||
пляжный) | |||||
1. | а) Перекатывание мяча партнеру на- | Дифференцировка уси- | |||
против в положении сидя, | |||||
лия и расстояния | |||||
б) Перекатывание мяча партнеру че- | |||||
Глазомер, координация и | |||||
рез ворота из набивных мячей, кори- | |||||
точность движения, диф- | |||||
дор из гимнастических палок, между | |||||
ференцировка усилия и | |||||
двух параллельно | расположенных | в | |||
направления движения. | |||||
длину скакалок из положения сидя, | |||||
присев, стоя, | |||||
в) Катание мяча вдоль гимнастичес- | Точность направления и | ||||
кой скамейки | |||||
усилия | |||||
2. | а) Подбрасывание мяча над собой и | Координация движений | |||
/овля двумя руками. | |||||
рук, точность направле- | |||||
б) Подбрасывание мяча над собой и | ния и усилия. | ||||
Быстрота переключения | |||||
ловля после того, как он удазился об | |||||
зрения | |||||
пол | |||||
3. | а) Бросок мяча в стену и лсвля его. | Координация движений | |||
б) То же, но ловля после отскока от | |||||
рук. | |||||
пола. | |||||
Зрительная дифферен- | |||||
в) То же, но ловля после хлопка в | |||||
цировка направления | |||||
ладони. | |||||
движения, ручная лов- | |||||
г) То же, но ловля | после вращения | ||||
кость, ориентировка в | |||||
кругом, приседания | пространстве, равюве- | ||||
сие, распределение вни- | |||||
мания | |||||
Глава 4 | |||||
Продолжение | табл. | ||||
4. | а) Перебрасывание мяча двумя рука- | Пространственная ори- | |||
ентировка, дифференци- | |||||
ми снизу из-за головы партнеру и | |||||
ровка усилий, направле- | |||||
ловля двумя руками (с постепенным | |||||
ния, расстояния, времени, | |||||
увеличением расстояния и высоты | |||||
быстрота | переключения | ||||
полета), | |||||
внимания | |||||
б) То же, но ловля после отскока от | |||||
пола, | |||||
в) То же, но после дополнительных | |||||
движений: хлопок, 2 хлопка, вращение | |||||
кругом, приседание и др. | |||||
5. | а) Ведение мяча на мете правой, ле- | Дифференцировка | уси- | ||
вой рукой, | лия и направления дви- | ||||
жения, координация дви- | |||||
б) То же в ходьбе | |||||
жений | рук, концен- | ||||
трация внимания и зри- | |||||
тельный | контроль |
С набивным мячом (1 и 2 кг) | ||||||||
6. | Поднять мяч вверх, | вперед, | вправо, | Дифференцировка | уси- | |||
влево | лий, развитие силы рук, | |||||||
плечевого пояса, укреп- | ||||||||
ление «мышечного кор- | ||||||||
сета» | ||||||||
7. | а) Ходьба с мячом | в руках, | удержи- | Удержание | вертикаль- | |||
вая его на груди 30 с | ного положения при до- | |||||||
полнительной нагрузке, | ||||||||
б) Ходьба с мячом | в руках, | удержи- | ||||||
статическая сила рук и | ||||||||
вая его за головой 30 с | ||||||||
плечевого пояса | ||||||||
8. | а) Наклоны туловища вперед, вправо, | Координация крупной | ||||||
влево с удержанием мяча на груди. | моторики, устойчивость | |||||||
к вестибулярной | на- | |||||||
б) То же, с удержанием мяча за го- | ||||||||
грузке, укрепление «мы- | ||||||||
ловой | ||||||||
шечного корсета» | ||||||||
9. | Лежащий слева (справа) мяч поднять | Способность | воспроиз- | |||||
вверх, подняться на носки, зафиксиро- | водить | направление и | ||||||
амплитуду | движения. | |||||||
вать положение 5 с, опустить на пол | ||||||||
Сила | мышц | плечевого | ||||||
справа (слева) | ||||||||
пояса, | удержание | пра- | ||||||
вильной осанки |
10, | Продолжение табл. | |||||
Способность контроли- | ||||||
). Приседание с удержанием мяча на | ||||||
вытянутых руках перед собой, над го- | ровать положение тела | |||||
ловой, сохраняя осанку | и его звеньев (рук с | |||||
мячом) в пространстве, | ||||||
сила мышц рук и пле- | ||||||
чевого пояса, удержание | ||||||
заданной позы | ||||||
11,. Из положения сидя, ноги врозь, накло- | Гибкость в поясничном | |||||
ны вперед с мячом в руках | отделе, способность вос- | |||||
производить ритмичес- | ||||||
кие усилия, координация | ||||||
крупной историки | ||||||
12. | а) Перекатывание мяча руками в па- | Способность регулиро- | ||||
рах сидя на полу, ноги врозь, | ||||||
вать силу мышечного | ||||||
б) Перекатывание мяча, толчком от | ||||||
напряжения, дифферен- | ||||||
себя двумя ногами | цировка пространства, | |||||
точность воспроизведе- | ||||||
ния движения по силе, | ||||||
амплитуде,направлению, | ||||||
развитие силы разгиба- | ||||||
телей ног | ||||||
13. | Прокатить мяч так, чтобы с расстоя- | Точность усилия и про- | ||||
ния 2—3 м сбить кеглю | ||||||
странственной диффе- | ||||||
ренцировки, координа- | ||||||
ция движений | ||||||
14. | Стойка на мяче, руки в стороны, за | Сохранение вертикаль- | ||||
голову, за спину, сохраняя правильную | ной позы в условиях | |||||
осанку | ограниченной опоры | |||||
15. | Сидя на полу в круге упор сзади, за- | Дифференцировка мы- | ||||
жав мяч между стопами, перенести | ||||||
шечных ощущений, спо- | ||||||
его партнеру вправо на 30, 60, 90 см | собность регулировать | |||||
и т.д., пока не закончится полный круг | положение тела в про- | |||||
странстве, различать и | ||||||
отмеривать расстояние, | ||||||
развитие силы мышц | ||||||
ног и брюшного пресса | ||||||
Глава 4 | ||
Коррекция и развитие мелкой моторики рук
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообра-зии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, диффе-ренцировку усилий и пространства, без которых невозможно освое-ние письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для ак-тивизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь — мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, лен-ты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, иг-рушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, са-мостоятельно.
!-
: | Физические упражнения для коррекции и | ||
' | развития мелкой моторики рук | ||
№ | Упражнения | Коррекционная | |
направленность | |||
п/п | |||
С малыми мячами (резиновый, | |||
теннисный и др.) | |||
1. | а) Перекладывание, перебрасывание | Координация движений | |
мяча из одной руки в другую, | кисти, концентрация | ||
б) Подбрасывание мяча двумя рука- | внимания, следящие | ||
ми перед собой, ловля двумя. | движения. | ||
в) Подбрасывание мяча перед собой | |||
правой (левой) и ловля двумя. | Концентрация внимания, | ||
г) Подбрасывание мяча правой, ловля | |||
левой и наоборот с постепенным уве- | дифференцировка уси- | ||
личением высоты полета | лий во времени и про- | ||
странстве | |||
2.. Высокое подбрасывание мяча вверх и | Продолжение табл. | |
Тонкая дифференциров | ||
перед ловлей, выполнение различных | ||
ка усилий кисти, согла | ||
движений (хлопков спереди, сзади, под | ||
сованность движений | ||
коленом), поворотов направо, налево, | ||
рук и дополнительных | ||
кругом | ||
движений во времени и | ||
пространстве. Переклю | ||
чение внимания |
3. а) Удары мяча об пол и ловля его Дифференцировка уси-двумя руками. лий, зрительный анализ
б) То же, но ловля правой (левой) ру- | зависимости высоты от- | |||||||
кой | ||||||||
скока мяча от силы и на- | ||||||||
правления удара, ориен- | ||||||||
4. | а) Удары мяча | о стену одной | рукой | Дифференцировка | уси- | |||
и ловля двумя, | ||||||||
лия и направления дви- | ||||||||
б) То же с дополнительным | движе- | |||||||
жения, | регуляция | мы- | ||||||
нием перед ловлей мяча: хлопок спе- | ||||||||
шечного | направления, | |||||||
реди, сзади, под коленом, поворот кру- | ||||||||
быстрота переключения, | ||||||||
гом | ||||||||
пространственная | точ- | |||||||
ность | ||||||||
5. | а) Круговые движения кистями впра- | Подвижность в лучеза- | ||||||
во и влево с теннисными мячами в | ||||||||
пястном суставе, распре- | ||||||||
обеих руках, | ||||||||
деление внимания, тон- | ||||||||
б) Поочередное подбрасывание мячей | ||||||||
кая дифференцировка | ||||||||
и ловля правой, затем левой, | ||||||||
временных, силовых и | ||||||||
в) Одновременное подбрасывание 2-х | ||||||||
пространственных | ха- | |||||||
мячей | и ловля | двумя руками | после | |||||
рактеристик движения, | ||||||||
удара | мячей об | пол | ||||||
одновременное решение | ||||||||
двух двигательных | за- | |||||||
дач (правой и левой) |
6. а) Поочередные удары разными мя- Дифференцировка так-чами об пол и ловля двумя (мячи для тильных ощущений,
настольного тенниса, каучуковый, ре- | дифференцировка двига- | |||||
зиновый, теннисный), | тельных | реакций в от- | ||||
б) Удары разными | мячами о стену, | |||||
вет на | разные раздра- | |||||
в) Подбрасывание | и | перекидывание | ||||
жители, | точность | |||||
мячей из одной руки | в другую, | |||||
движений, | соразмер- | |||||
г) Подбрасывание | правой и ловля | |||||
ность движения кисти и | ||||||
правой | ||||||
пальцев, распределение | ||||||
внимания | ||||||
Глава 4 | ||||
Продолжение | табл. | |||
д) Подбрасывание левой и ловля левой, | ||||
е) Броски мяча в цель с близкого | ||||
расстояния | ||||
7. | Метание в горизонтальную цель (об- | Дифференцировка | так- | |
руч) с дистанций 4—6 м. | тильных ощущений, уси- | |||
Метание в цель тремя мячами (пла- | лий и расстояния. | |||
стмассовым, резиновым и теннисным), | Ручная ловкость, | быст- | ||
разными по весу и материалу | рота реагирования на | |||
V | переключение, скорост- | |||
но-силовые качества | ||||
8. | То же, но в вертикальную цель (ми- | Дифференцировка | так- | |
шень, обруч), расположенную на сте- | тильных ощущений, со- | |||
не на уровне глаз | поставление усилия и | |||
пространства, способ- | ||||
ность зрения различать | ||||
расстояние, скоростно- | ||||
силовые качества | ||||
Коррекция расслабления
Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напря-жение как во время выполнения физических упражнений, так к ос-таточный повышенный тонус после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняе-мых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучае-мых сложных движений.