Физические упражнения для коррекции ходьбы
№ | Упражнения | Коррекционная | |||
Ц/Е | [ | направленность | |||
1. | «Рельсы».Ходьба с перешагиванием | Дифференцировка рас- | |||
линий, расположенных на разном рас- | стояния, глазомер | ||||
стоянии друг от | друга | ||||
2. | «Не сбей».Ходьба по прямой с пере- | Дифференцировка уси- | |||
шагиванием через кегли, набивные мячи, | |||||
лий, отмеривание рас- | |||||
гимнастическую скамейку и т. п. | стояния | ||||
3. | «Узкий мостик».А) Ходьба по полос- | Развитие | равновесия, | ||
ке (узкой линии), приставляя носок к | |||||
точности движения | |||||
пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходь- | |||||
ба боком, приставными шагами, ставя | |||||
носок стопы на край линии | |||||
4. | «Длинные ноги».По команде: «Длин- | Быстрота | переключе- | ||
ные ноги идут по дороге» ходьба на нос- | |||||
ния, дифференцировка | |||||
ках, высоко поднимая прямые ноги; по | понятий длинный, ко- | ||||
команде: «Короткие ножки идут по до- | роткий | ||||
рожке» ходьба в | полуприседе | ||||
о. | «Хлоп».Ходьба с хлопками на каждый | Концентрациявнимания, | |||
четвертый счет. | Вслух произносится: | двигательная память, со- | |||
«Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хло- | гласованность движений, | ||||
пок над головой, второй — перед собой, | усвоение ритма | ||||
третий — за спиной | |||||
«Лабиринт».А) Ходьба со сменой на- | Ориентировка в про- | ||||
правления между стойками, кеглями, на- | странстве, согласован- | ||||
бивными мячами. Б) То же вдвоем, дер- | ность действий | ||||
жась за руки | |||||
Глава 4 | ||||||
Продолжение | табл. | |||||
7. | «Встали в круг».Ходьба по кругу, | Согласованность | кол- | |||
взявшись за руки, со сменой направ- | лективных | действий | ||||
ления, собираясь в центр, расходясь в | дифференцировка поня- | |||||
большой круг на вытянутые руки | тий большой — малень- | |||||
кий, вправо — влево | ||||||
8. | «Гусеница».Ходьба в колонне, по- | Координация и согласо- | ||||
ложив правую (левую, обе) руку на | ванность действий | |||||
плечо впереди идущего | ||||||
9. | «Коромысло*.Ходьба с гимнасти- | Координация движений | ||||
ческой палкой, хватом двумя руками | рук, коррекция осанки, | |||||
за плечами (на носках, на пятках), со- | знакомство | с | новым | |||
храняя правильную осанку | словом | |||||
«Ходим в шляпе».Ходьба с мешоч- | Коррекция осанки | |||||
ком песка на голове | ||||||
«Кошка».Ходьба скользящим шагом, | Развитие мелкой мото- | |||||
крадучись, неслышно, как кошка, в такт, | рики кисти, согласован- | |||||
делая движения руками, сгибая и раз- | ность движений рук и | |||||
гибая пальцы, выпуская «когти» | ног, воображение | |||||
12. | «Солдаты». Ходьба на месте, высоко | Чувство ритма, быстро- | ||||
поднимая колени со сменой темпа: | та переключения на но- | |||||
медленно — быстро | вый темп, сохранение | |||||
осанки, дифференциров- | ||||||
ка понятий | быстро — | |||||
медленно | ||||||
«Без страха».А) Ходьба по гимнасти- | Преодоление | чувства | ||||
ческой скамейке, бревну с остановками, | страха, равновесие, ори- | |||||
поворотами, движениями рук (с помощью, | ентировка в | простран- | ||||
со страховкой, самостоятельно). Б) Ходь- | стве | |||||
ба по наклонной доске (или скамейке), | ||||||
расправив плечи, руки в стороны | ||||||
«Ловкие руки».Ходьба с предмета- | Согласованность | дви- | ||||
ми в руках (мячи, шарики, флажки, лен- | жений рук и ног, сим- | |||||
точки с заданиями: А) На каждый шаг | метричность и амплиту- | |||||
руки вперед, в стороны, вверх. Б) Кру- | да движений, | развитие | ||||
говые движения кистями. В) Круговые | мелкой моторики кисти | |||||
движения в плечевых суставах. Г) пере- | ||||||
дача предмета из правой руки в левую | ||||||
впереди себя, из левой в правую — | ||||||
за спиной | ||||||
Частные методики адаптивной физической культуры | ||
Глава 4 | ||
Продолжение табл |
15. «Каракатица».Ходьба спиной впе-ред
16«Светло — темно».Ходьба с за-крытыми и открытыми глазами А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). Б) Открывать глаза по команде «свет-ло», закрывать — по команде «темно». В) Ходьба с закрытыми глазами к ис-точнику звука (колокольчик, свисток)
17.1 «Мишка». А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок. Б) Ходьба по массажной дорож-ке, босиком. В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию
Продолжение табл.
Координация движений, ориентировка в про-странстве
Ориентировка в про-странстве без зритель-ного контроля; диффе-ренцировка понятий светлс — темно; рит-мичность движений. Ориентировка в про-странстве по слуху
Профилактика плоско-стопия, сохранение пра-вильней осанки
23. «Козлики».В парах — ходьба по | Сохранение динамичес- | |||
гимнастической скамейке | навстречу | кого | равновесия, удер- | |
друг другу, руки за голову. При встре- | жание | вертикальной | ||
че разойтись, удержавшись на скамей- | позы | на | ограниченной | |
ке и сохранив правильную | осанку | опоре |
Коррекция бега
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напря-жение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон тулови-ща или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (Дмитриев А.А., 2002).