Методы развития координационных способностей
Координационные способности представляют совокупность мно-жества двигательных координации, обеспечивающих продуктивную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движение, управ-лять им и в случае необходимости быстро его перестраивать.
Для коррекциич! развития используются следующие методичес-кие приемы:
— элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения, направления, темпа, усилий, скоро-сти, амплитуды, привычных условий и др.);
— симметричные и асимметричные движения;
— релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабле-ния мышц;
— упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат);
— упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (пово-роты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на огра-ниченной, повышенной, подвижной, наклонной опоре);
— упражнения на точность различения мышечных усилий, вре-менных отрезков и расстояния (использование предметных ориен-тиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, время дви-жения, длину и количество шагов);
— упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сиг-налов по силе, расстоянию, направлению;
— воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, го-лос, хлопки, звуковые, световые сигналы);
— пространственная ориентация на осюве кинестетических, так-тильных, зрительных, слуховых ощущений;
— упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование пред-метами, пальчиковая гимнастика, неспецифические упражнения: кон-струирование, работа с глиной, песком, оригами, макроме и др.);
— парные и групповые упражнения, требующие согласованно-сти совместных действий.
Методы воспитания личности
Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и ос-
172 Частные методики адаптивной физической культуры
мысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвра-тимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.
Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельно-сти во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреж-дений, детских домов, психоневрологических диспансеров или в до-машних условиях, имеют узкую однородную среду обитания и обще-ния, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспи-тание личности.
Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенкав различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверж-дается активное отношение к реальности. Любая конкретная дея-тельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценно-стными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.
Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеетосложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка — одна из нерешенных социальных проблем.
В этой ситуации адаптивная физическая культура выступает та-ким социокультурным феноменом, в котором сочетаются все три фактора воспитания. Физкультурная деятельность содержит и вос-питывающую среду, и воспитывающую деятельность, и возможности личностного развития и самореализации. Она решает ряд важных для личности ребенка задач:
• воспитание адекватной оценки собственных физических и пси-хических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, не-полноценности;
• воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;
• формирование положительной мотивации, интереса к физкуль-турной деятельности;
• воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, форми-рование межличностных отношений и коммуникативного поведения;
• воспитание ответственности, инициативы, настойчивости в пре-одолении трудностей;
• воспитание дисциплины, умение управлять своими эмоциями, подчиняясь общим правилам и нормам социального поведения,
• формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, са-модисциплины, самооценки, самоконтроля и др.
Глава4 | ||
Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания дея-тельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.), общения в кол-лективе, создания благоприятного психологического климата.
• Методы организации взаимодействия педагога и
> | занимающихся |
В зависимости от тяжести поражения ребенка взаимодействие | |
педагога с занимающимися осуществляется в разных формах: | |
Индивидуальные | занятия проводятся с детьми-инвалидами с |
детства, с детьми надомного обучения, имеющими тяжелые и соче-танные нарушения умственной отсталости. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, при-емы лечебно-восстановительных и коррекционно-компенсаторных мероприятий, оперативно контролировать состояние ребенка.
Индивидуально-групповые занятия проводятся с группой от2—3 до 6—8 человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями, например осанки. Такие занятия типич-ны для коррекционных занятий. Особенность их состоит в том, что часть занятия (урока) проводится совместно, при этом подбираются упражнения доступные всем, другая часть состоит в персональных заданиях каждому и выполнении их под руководством и контролем педагога. Такая форма занятий обусловлена многообразием дефек-тов и требованиями индивидуального подхода.
Малогрупповые занятия — наиболее распространенный вид орга-низованных занятий урочной формы по физическому воспитанию в специальных детских садах, школах, интернатах. Относительная од-нородность группы позволяет упорядочить учебный процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, созда-вать условия взаимодействия, вербального и невербального общения, повышать педагогическую и моторную плотность урока. Недостат-ком является Ограниченный индивидуальный подход.