Методы развития физических способностей

Школьники с умственной отсталостью в большинстве своем име-ют низкий соматический статус, слабое физическое развитие. Испыты-вая дефицит двигательной активности, они имеют по сравнению со здо-ровыми сверстниками сниженные показатели мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости и особенно координационных способностей.

Развитие мышечной силы используется в целях:

— обучения двигательным действиям;

— коррекции и компенсации двигательных нарушений;

— поддержания работоспособности и развития физических кон-диций;

— достижения результатов в выбранном виде спорта;

— активного отдыха, нормализации веса и коррекции телосло-жения.

Средствами развития мышечной силы являются:

-£ упражнения основной гимнастики: лазание, ползание, подтя-гивание, сгибание-разгибание рук в упоре, поднимание ног из поло-жения лежа и упора сидя сзади, перемещения по гимнастической ска-мейке лежа с помощью рук;

-ф- корригирующие силовые упражнения для профилактики на-рушений осанки, предупреждение сколиотической установки позво-ночника и коррекции имеющихся нарушений;

-ф- легкоатлетические упражнения: прыжки и прыжковые упраж-нения, спрыгивание в глубину с высоты 30—40 см с последующим отталкиванием вверх;

-ф- упражнения с преодолением внешней среды — бег по песку, передвижение на лыжах по глубокому снегу, в гору;

-Y* упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновым амор-тизатором, на тренажерах, с партнером;

-ф- подвижные игры и эстафеты с переноской груза, прыжками; -ф- плавание одними ногами, одними руками, с гидротормозом. Методы развития силы носят избирательный и в основном

щадящий характер и зависят от возраста, пола, состояния сохранных функций и физических возможностей учащихся.

При тяжелых формах умственной отсталости, осложнени-ях соматического характера, нарушениях зрения, симптоматике церебрального типа, сколиозах упражнения с поднятием тяже-стей, соскоками, прыжками противопоказаны.

Развитие скоростных способностей. Для умственно отста-лых детей скоростные способности необходимы в бытовой, учебной, спортивной, трудовой деятельности. Ребенок должен быстро реагиро-вать на внешние сигналы, предвидеть и упреждать опасность (напри-мер, транспортную), быстро перестраивать свою деятельность в соот-ветствии с меняющимися условиями. Скоростные качества и реагирующая способность зависят от состояния центральной и пери-ферической нервной системы, от психических функций (ощущений, восприятия, внимания), от уровня координационных способностей (рав-новесия, ориентировки в пространстве и др.), от особенностей харак-тера и поведения. У детей с умственной отсталостью как минимум один или несколько из перечисленных факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей.




Глава 4

Быстрота простой двигательной реакции развивается в упраж-нениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время ходьбы, бега, по хлопку — остановка, поворот кругом или упор при-сев и т. п.

Быстрота сложной двигательной реакции развивается преиму-щественно в подвижных и спортивных играх. Например, в «Круго-вой лапте» ребенок должен сконцентрировать внимание, мысленно проанализировать ситуацию, быстро отреагировать: поймать мяч или увернуться от него. Так как от его самостоятельного решения зави-сит результат игры, он вынужден отслеживать скорость, траекторию, направление полета мяча.

Быстрота одиночных движений и темп движений развиваются следующими методическими приемами:

• создание облегченных условий выполнения упражнений;

• выполнение простых движений с максимальной частотой (бег на месте, движение только рук);

• повторение циклических упражнений в течение 5—6 с с мак-симальной частотой;

• эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнова-

ний.

Скоростные качества у детей с нарушением интеллекта разви-ваются очень медленно, темп развития носит индивидуальный харак-тер, а сенситивный период — 10—12 лет.

Развитие выносливости. Лимитирующим фактором развития выносливости у данной категории детей является не только снижен-ный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но, глав-ное, — сниженная способность к волевым усилиям.

Об их функциональных возможностях можно судить по програм-ме соревнований. Например, международная «Программа развития спортивных умений и навыков» (1993) для умственно отсталых де-тей включает соревнования по лыжному спорту на дистанциях 10 м, 50 м, 100 м, 500 м, 1 км, 3 км, 5 км, 7,5 км и 10 км.

Для большинства детей задача развития выносливости ограниче-на рамками упражнений в зоне умеренной интенсивности и состоит в том, чтобы не избирательно воздействовать на отдельные факто-ры выносливости, а создавать условия для повышения общего уровня работоспособности к широкому кругу видов деятельности. Для раз-вития выносливости используются равномерный метод, реже пере-менный и повторный. Школьники к окончанию 9-го класса должны пробегать дистанцию 300—500 м, на лыжах — 1 км и плавать на расстояние 25 м. При подготовке используется повторный метод в беге на отрезках 20 м в младших классах и 40—60 м — в стар-


Частные методики адаптивной физической культуры  
   

ших. Девушки повторяют упражнение 5—6 раз, юноши 8—10 раз (Черник Е.С., 1997).

Средствами развития выносливости являются упражнения рит-мической и основной гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготов-ки, плавания, спортивных и подвижных игр на уроках физкультуры, рекреационных и спортивных занятиях.

Для поддержания аэробной выносливости рекомендуется нагрузка с частотой сердечных сокращений 120—140 уд./мин, для повышения аэробной выносливости — 140—165 уд /мин. Для детей с тяжелой и даже умеренной умственной отсталостью последняя недоступна.

Развитие гибкости. Дети с легкой умственной отсталостьюуступают здоровым учащимся в развитии гибкости на 10—20% (Дмитриев А.А. , 2002), с более тяжелыми формами — еще больше. Причинами являются нарушения нервной регуляции тонуса мышц, межмышечной координации, функциональное состояние суставов: суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, врож-денная или приобретенная тугоподвижность.

Педагогическими задачами развития гибкости являются:

— развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нор-мального функционирования опорно-двигательного аппарата;

— минимизация регресса подвижности в суставах.

Наиболее продуктивным для развития пассивной гибкости яв-ляется возраст 9—10 лет, активной — 10—14 лет. К 20 годам амп-литуда движений заметно падает. Следовательно, младший и сред-ний школьный возраст — самый плодотворный для развития гибкости.

Используются следующие виды упражнений:

— динамические активные упражнения: маховые, пружинистые, прыжковые, с резиновыми амортизаторами;

— динамические пассивные упражнения с дополнительной опо-рой, с помощью партнера, с отягощением, на тренажерах;

— статические упражнения, включающие удержание растяну-тых мышц самостоятельно и с помощью партнера.

Особое значение для умственно отсталых детей имеет подвиж-ность рук, мелких суставов кистей и пальцев. Рекомендуемые уп-ражнения предваряются массажем или самомассажем:

> для пальцев рук: массаж, разгибание пальцев надавливанием другой руки — сначала легкими, затем сильными пружинистыми движениями и статическим удержанием в разогнутом положении; > для запястья: массаж, сгибание, разгибание, вращение, стати-ческое удержание в разогнутом положении за счет надавливания

другой рукой или упором в неподвижный предмет (пол, стену);


Глава 4

> для плечевых суставов: вращения, маховые упражнения в разных направлениях и плоскостях, висы на кольцах, наклоны впе-ред хватом за рейку гимнастической стенки, самостоятельно или с партнером, пружинные отведения рук, выкруты гимнастической палки.

Наши рекомендации