Методика адаптивной физической культуры детей сумственной отсталостью

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью. По данным Главного управ-ления реабилитационной службы и специального образования Ми-нобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с ум-ственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением дан-ной категории детей, определяют умственную отсталость не как бо-лезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуаль-ных, эмоциональных качеств (Певзнер М.С., 1979; Лубовский В.И., 1989; и др.).

В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное слабоумие олигофренией (от греч. «oligos» — «мало», «phren» — «ум»). До сих пор наука, изучающая проблемы воспитания и обуче-ния детей с умственной отсталостью, называется олигофренопедаго-гикой (раздел специальной педагогики). Олигофрения включает мно-гообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. Это поня-тие столь обширно, что не имеет четких границ, поэтому в разных странах появились новые термины, заменяющие понятие «олигофре-ния». В англоязычной литературе этому термину соответствует «mental retardation» — «отставание в интеллектуальном развитии». Употребляются и другие названия: «психическая отсталость», «психичес-кий дефицит», «психическая субнормальность», «умственная недоста-точность», «умственный дефицит» и др. Из этический соображений к данной категории детей используются определения: «особые», «осо-бенные», «проблемные», «с особыми нуждами» и др.

В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохра-нения принята Международная классификация психических и пове-денческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные про-явления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость».


Глава4  
   

Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспорт-ному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и ус-ловные показатели IQ:

— психическая норма: IQ 70—100;

— легкая умственная отсталость: IQ 50—69;

— умеренная умственная отсталость: IQ 35—49;

— тяжелая умственная отсталость: IQ 20—34;

— глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже.

По мнению Л. М. Шипицыной (1995), интеллектуальный коэф-фициент не является основанием для диагноза, но служит важным звеном в комплексной медико-психолого-педагогической диагности-ке, социальной реабилитации, определении инвалидности.

Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляется в специальных (коррекционных) обра-зовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразо-вательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специаль-ных детских домах и школах-интернатах.

Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умствен-ной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защи-ты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды с детства.

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отста-лостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укреп-ления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать харак-терные проявления основного дефекта, особенности физического, пси-хического, личностного развития данной категории детей.

4 .1. Медико-физиологическая

и психолого-педагогическая характеристика

% детей с умственной отсталостью

4.1.1. Понятие, причины и формы умственной отсталости

Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое, выра-женное нарушение познавательной деятельности вследствие диффуз-ного (разлитого) органического поражения центральной нервной си-стемы (Рубинштейн С.Я., 1970; Дульнев Г.М., Лурия А.Р., 1973).




148 Частные методики адаптивной физической культуры

Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития. Ха-рактерной особенностью психического дефекта является недоразви-тие наиболее дифференцированных фило- и онтогенетически моло-дых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых (Певзнер М.С., 1959; Сухарева Г.Е., 1965).

Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны и различаются по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Однако объединяющим признаком для всех без исключения форм является тотальность и иерархичность нервно-психического недораз-вития из-за необратимого поражения ЦНС ребенка до двухлетнего возраста с последующим прекращением заболевания (Лебединский В.В., 1985). Дальнейшее физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе. Таким образом, умственная отсталость — не однородное состояние, она имеет множество проявлений, обусловлен-ных врожденными и приобретенными причинами, в том числе и не-благоприятными условиями воспитания, которые могут усилить де-фект.

Этиологические факторы умственной отсталости делятся на эн-догенные (генетические) и экзогенные (внешнесредовые). Генетически обусловлены около 50—70% дифференцированных форм умствен-ной отсталости. Около 1500 нервных и психических заболеваний, в том числе и умственная отсталость, связаны с неблагоприятными генетическими мутациями и около 300 — с хромосомными мутация-ми (Шипицына Л.М. с соавт., 1995). Генетические факторы могут выступать самостоятельно и в сложном взаимодействии со средой.

К экзогенным факторам относятся прежде всего внутриутроб-ные инфекции. Наиболее опасен в этом отношении вирус красну-хи. Аномалии физического и психического развития, часто сочетаю-щиеся с врожденными аномалиями зрения и слуха, наблюдаются у 25% детей, матери которых перенесли краснуху в первые 12 недель беременности. Почти также опасен вирус эпидемического паротита (свинки). У женщин, перенесших эпидемический паротит в первом триместре беременности, в 20—22% случаев рождается неполно-ценное потомство. На более поздних стадиях беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутроб-ному заражению плода и к возникновению у него внутриутробных энцефалитов.

Алкоголизм и наркомания могут быть причиной умственной от-сталости как экзогенного, так и эндогенного характера. В первом случае продукты распада алкоголя и наркотиков (токсины), благода-


Глава 4  
   

ря общей системе кровообращения матери и плода, отравляют разви-вающийся плод. Во втором случае длительное употребление алкого-ля и наркотиков (и их заменителей) вызывает необратимые патоло-гические изменения в генетическом аппарате родителей и является причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребенка (Пуза-нов Б.П., Шаховская С.Н. и др., 1999).

Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают хронические инфекционные болезни, заболевания сердечно-сосудис-той системы, почек, печени, нарушения обмена веществ у матери, вли-яние радиоактивного и рентгеновского облучения на половые клетки родителей и сам плод (Лебединский В.В., 1985).

Клиническая картина нарушений познавательной деятельности складывается из особенностей психопатологических, неврологических и соматических симптомов. Те формы, при которых отмечается четко очерченные специфические симптомы, позволяющие установить ди-агноз, называются дифференцированными формами умственной от-сталости. Все остальные случаи умственной отсталости относятся к группе клинически недифференцированных нарушений.

По клиническим проявлениям все случаи умственной отстало-сти делятся на неосложненные, осложненные и атипичные. Неослож-ненные формы характеризуются отсутствием дополнительных пси-хопатологических расстройств. Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, в час-тности, эмоционально-волевой сферы (нарушение эмоционального контакта с окружающими, эмоциональная возбудимость, немотивиро-ванные колебания настроения). К атипичным формам относятся на-рушения познавательной деятельности с частыми эпилептическими припадками, прогрессирующей гидроцефалией, эндокринными расстрой-ствами, нарушениями зрения и слуха. Для педагогического прогноза наиболее перспективны дети с неосложенными формами умствен-ной отсталости.

По времени воздействия этиологического фактора выделяют пре-натальные, интернатальные и постнатальные поражения ЦНС. Чем ближе к моменту рождения реализуется действие патогенного фак-тора, тем разнороднее может быть картина психического дефекта. В период родов патогенный фактор связан с травматизмом, асфиксия-ми, нарушениями внутриутробного кровообращения. Наиболее час-той причиной нарушений постнатального генеза являются экзоген-ные вредности.

В соответствии с международной классификацией болезней, ум-ственная отсталость включает четыре степени снижения интеллек-та: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Категория детей с легкой умственной отсталостью составля-ет 70—80% от общего количества. Они отстают в развитии от нор-мально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, гово-рить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружаю-щим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процес-сам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержа-ние. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника (Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990).

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. В млад-шем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками, к старшему дошкольному — появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), не сопро-вождающиеся эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-роле-вая игра без специального коррекционного обучения не формируется (Еремина А А., 2000).

Дети с легкой умственной отсталостью воспитываются в спе-циальных детских садах, специальных группах в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их разви-тия. Возможно включение двух-трех детей с незначительной сте-пенью умственной отсталости в коллектив нормально развиваю-щихся сверстников. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению. Дети с незначительной умственной отстало-стью воспитываются в условиях массового детского сада, если их отставание выражено не ярко. Но попадая в массовую общеобра-зовательную школу, они сразу же испытывают значительные за-труднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение, остаются на второй год, но при повторном обучении не усваивают программный материал. После медико-пси-холого-педагогического обследования дети переводятся в другие типы образовательных учреждений. С семи-восьми лет дети с лег-кой степенью умственной отсталости поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специ-альной программе. За 9 лет обучения они получают начальное об-разование.


Глава 4  
   

Несмотря на трудности формирования представлений и усвое-ния знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятель-ности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют воз-можности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большин-ства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познаватель-ная, они охотно включаются в трудовую деятельность (Еремина А.А., 2000).

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим пси-хологическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустра-иваются, вливаются в производственные коллективы, создают семьи, имеют детей.

При умеренной степени умственной отсталости поражены кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образова-ния. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребен-ка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно пере-ворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существен-но страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формиру-ются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развиваю-щихся детей.

Ограничены школьные успехи, но часть детей осваивает основ-ные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образователь-ные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных на-выков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. Познава-тельные возможности резко снижены: грубо нарушены моторика, сенсорика, память, внимание, мышление, коммуникативная функция речи, неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят преимущественно бытовой характер, диа-пазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно (Мал-лер А.Р., Цикото Г.В.; 1988, Астапов В.М., 1994).

В дошкольном возрасте они посещают специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7—8 лет — специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Дети с умеренной умственной отсталостью способны овла-

152 Частные методики адаптивной физической культуры

деть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире. Они доста-точно мобильны, физически активны и большинство из них обнару-живает признаки социального развития, что заключается в способ-ности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

По окончании школы юноши и девушки живут в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда. Практика показа-ла, что лица с умеренной степенью умственной отсталости справля-ются с сельскохозяйственным трудом.

Тяжелая умственная отсталость по клинической картине,наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств сход-на с категорией умеренной умственной отсталости. Дети с данной степенью интеллектуальной недостаточности обладают возможнос-тями к частичному овладению речью, усвоению элементарных навы-ков самообслуживания (Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990).

Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышле-ния, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-воле-вой сферы делает этих детей практически необучаемыми (Астапов В.М., 1994). У большинства детей наблюдаются моторные наруше-ния, выражающиеся не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференциро-ванные движения рук и пальцев (Лурье Н.Б., 1972). Движения де-тей замедленны и неуклюжи. При тяжелой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90—100% случаев (Мал-лер А.Р., Цикото Г.В., 1988). Соматическая симптоматика у большин-ства больных — часть клинической картины, наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов.

В правовом отношении дети являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. До совершеннолетия они находятся в специализированных детских до-мах для глубоко умственно отсталых, а потом переводятся в уч-реждения социального обеспечения (Пузанов Б.П., Шаховская С.Н. и др., 1999). Эти дети также могут воспитываться в домашних условиях.

Глубокая степень умственной отсталости. Диагностикагрубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статичес-ких и моторных функций: задержка в проявлении дифференциро-


Глава 4  
   

ванной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния, ходьбы, лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам (Еремина А.А., 2000). Диагности-ка основывается на данных о здоровье членов семьи, течении бере-менности и родов, на результатах генетических и пренатальных ис-следований.

У больных резко нарушены процессы памяти, восприятия, вни-мания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступ-но осмысление окружающего, речь развивается крайне ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения мото-рики, большинство- из них неподвижны, страдают расстройствами урологических функций, неспособны или малоспособны заботиться об основных потребностях, элементарные гигиенические навыки и самообслуживание отсутствуют. В поведении апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре (Иванов Е.С., Исаев Д.Н., 2000).

Дети с глубокой умственной отсталостью не обучаются и нахо-дятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых) системы Министерства со-циального обеспечения, где им оказывается необходимая медицин-ская помощь, наблюдение и уход. По достижении 18-летнего возраста они переводятся в специальные интернаты. Государственная систе-ма помощи глубоко умственно отсталым не исключает их воспита-ния в семье при установлении опеки (Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; Астапов В.М., 1994).

Таким образом, умственная отсталость — это такая атипия раз-вития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура аномального развития обусловлена прежде всего первичным дефектом, непосред-ственно возникающим под болезнетворным влиянием, а затем уже вторичными отклонениями. Первичным дефектом умственной отста-лости выступает органическое поражение головного мозга. Недораз-витие мышления, речи, высших форм памяти Л.С. Выготский (1983) рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднением усвоения социального опыта вследствие биологической недостаточ-ности мозга. Он также подчеркивал отрицательную роль социаль-ной депривации, возникающей из-за выпадения умственно отсталого ребенка из коллектива здоровых сверстников, и в значительной мере с этим связывал недоразвитие личности, проявляющееся в прими-тивных реакциях, искаженной самооценке, несформированности во-левых качеств.


Частныеметодикиадаптивнойфизической культуры  
   

Наши рекомендации