Методика адаптивной физической культуры детей
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
2.1. Характеристика детей с нарушением
зрения
2.1.1. Характеристика зрительных функций
Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.
Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1) центрального зрения; 2) периферического зрения; 3) бинокулярного зрения; 4) светоощущения; 5) цветоощущения.
Как отмечают В. И. Белецкая, А. Н. Гнеушева (1982), Г. Г. Де-мирчоглян (1996) и др., центр&льное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы пред-метов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Еди-ница измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при кото-ром глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зре-ние развивается постепенно: оно обнаруживается на 2—3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом фор-мируется в возрасте 3—5 месяцев; на 4—6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок раз-личает игрушки — Vis-0,02—0,04, от года до двух лет Vis-0,3—0,6. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 меся-цев), чем узнавание цвета.
Бинокулярное зрение — способность пространственного вос-приятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3—4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7—13 годам. Совершенствуется оно в процессе
36 Частные методики адаптивной физической культуры
накопления жизненного опыта. Нормальное бинокулярное восприя-тие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечно-го аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприя-тие чаще всего нарушено. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения является косоглазие — отклонение одного глаза от правильного симметричного положения, что осложняет осу-ществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает замед-ленность темпов выполнения движений, нарушение координации и т. д. Нарушение бинокулярного зрения приводит к неустойчивости фиксации взора. Дети часто бывают не в состоянии воспринимать предметы и действия во взаимосвязи, испытывая сложности в сле-жении за движущимися предметами (мячом, воланом и др.), степе-ни их удаленности. В связи с этим таким детям надо давать боль-ше времени для рассматривания предметов и динамического восприятия, а также словесного описания тех предметов и действий, которые учащимся предстоит наблюдать самостоятельно. Важным средством развития бинокулярного зрения являются различные виды бытового труда и игровой деятельности: игра в мяч, кегли и др., моделирование и конструирование из бумаги (оригами), картона, занятия с мозаикой, плетение и т. п. Развитие зрительно-простран-ственного синтеза способствует улучшению ориентировки в про-странстве во время игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом.
Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназ-начено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, слу-жит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зре-ния — это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Изменение поля зрения (скотома) мо-жет быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и по-ражения головного мозга. Различаются они по месту их расположе-ния. Сравнительно небольшое сужение границ поля зрения обычно детьми не замечается. При более выраженных изменениях границ поля зрения дети испытывают трудности во время ориентации и зрительно-пространственного анализа. Наличие в поле зрения ско-том ведет к возникновению темных пятен, теней, кругов и других видов нарушений поля зрения, осложняя восприятие предметов, дей-ствий, окружающей действительности.
У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патоло-гии. Дети с сужением поля зрения до 10° уже могут быть признаны
Глава 2 |
инвалидами по зрению и направляются для обучения в школы III—IV видов. Учителю физкультуры важно иметь сведения о состоянии как центрального, так и периферического зрения у каждого ученика. На уроках физкультуры, ЛФК, ритмики, в процессе пространствен-ной ориентировки используется периферическое зрение, а при чте-нии, рассмотрении рисунков, наглядных пособий на уроках химии, биологии и др. — центральное. Эти сведения следует учитывать в процессе пространственной ориентировки, в передвижениях, в играх, при выполнении метания в цель. Т. А. Зельдович (1964), В. В. Васи-льева (1966) и др. отмечают, что в условиях специального обучения, под воздействием пoдвижныx и спортивных игр у занимающихся улучшается поле обзора, пространственное зрение, улучшается зри-тельный и осязательный контроль за выполнением движений.
Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появ-ление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее — фиолетовый и синий. Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).
Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский ученый-хи-мик Дальтон, который сам страдал этим расстройством. Поэтому нарушения цветового зрения в некоторых случаях называют дальто-низмом. При нарушении восприимчивости красного цвета красные и оранжевые оттенки детям кажутся темнс-серыми или даже черны-ми. Желтый и красный сигнал светофора для них — один цвет.
Тона цветного спектра отличаются друг от друга по трем призна-кам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности. Развитие контрастности в обучении детей с нарушениями зрения имеет важ-ное значение. Усиление яркости, насыщенности и контрастности обес-
печит более четкое восприятие изображаемых предметов и | явлений. |
У слабовидящих детей расстройства цветоразличения | зависят |
от клинических форм слабовидения, их происхождения, локализации и течения. У незрячих вместо зрения управление движениями рук заменяются мышечным чувством. В.П. Ермаков, Г.А. Якунин (2000), ссылаясь на работы В.М. Бехтерева, Е.С. Либман (1974) и др., от-мечают факт наличия как у нормальновидящих, так и у незрячих, слабовидящих кожно-оптической чувствительности («кожного зре-ния»), способности кожных покровов реагировать на световое и цве-товое воздействие. Различение цветовых оттенков, по мнению авто-
38 Частные методики адаптивной физической культуры
ров, происходит благодаря различным качествам цветоощущения. Цве-товые тона делятся на: 1) «гладкие» и «скользкие» — голубой и желтый цвета; 2) «притягивающие» или «вязкие» — красный, зеле-ный, синий; 3) «шероховатые» или «тормозящие» движения рук — оранжевый и фиолетовый. Самым «гладким» улавливается белый цвет, а «тормозящим» — черный.
Учителям необходимо иметь сведения о цветоразличительных возможностях учащихся. Это важно при демонстрации и использо-вании цветного спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки, лыжи и пр.), наглядных пособий, рассматривании репродукций и т.д. При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеле-ный цвета.
Светоощущение — способность сетчатки воспринимать свети различать его яркость. Различают световую и темновую адапта-цию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосаб-ливаться к разным условиям освещения. Световая адаптация — при-способление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения. Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь. В этом случае дети пользуются темными очками. Тако-му ребенку следует предложить место для занятий физкультурой в теневой части зала, спортивной площадки или стать спиной к солн-цу (источнику света).
Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориента-ции в условиях пониженного освещения. Освещенность спортивно-го зала (помещения) в школах III—IV видов должна быть намного выше, чем для учащихся с нормальным зрением.