Особенности методики проведения занятий

Методика проведения различных форм занятий определяется задачами,

содержанием,

возрастными

особенностями

и

двигательными

возможностями детей, условиями их проведения. В группах раннего и

младшего дошкольного возраста двигательные задания должны быть

интересными и конкретными (“Добежать до флажка”, “Присесть”). На

занятиях с детьми 2-х лет и более всевозрастающее значение приобретает

слово как средство общения в связи с интенсивным развитием их речи.

Используются образные задачи, имитации: “Пройдем бесшумно”; “Бежим

тихо, как мышки”.

Сложность

программного

материала,

повышение

требований

последовательно нарастают от одной возрастной группы к другой. В

средней группе внимание детей более устойчиво, расширяются

возможности запоминания движений и поэтому показ упражнений

приобретает ведущее значение. К показу знакомых упражнений можно

привлекать детей. Подражание у детей продолжает играть значительную

роль; разнообразнее применение слова: даются указания, оценка действий.

Следовательно, большое значение в этом возрасте приобретают методы

словесного и наглядного (зрительного) воздействия.

В старшем дошкольном возрасте при сохранении значения зрительного

воздействия все больше применяются различные словесные методические

приемы, включая рассуждения и анализ. В этом возрасте возможно

применение на занятиях соревновательного метода упражнений.

Во всех возрастных группах при проведении различных форм занятий

ФУ используется музыкальное сопровождение. Музыка способствует

освоению темпа и ритма движений детьми, развивает эстетические

способности, помогает им выполнять движения выразительно и с большим

напряжением.

Рассмотрим особенности проведения каждой формы занятий ФУ.

Занятия по физической культуре - основная форма работы с детьми

дошкольного возраста. Преимущественно на них дети овладевают

двигательными умениями и навыками. Занятия состоят из 3-х частей:

вводной, основной и заключительной. В вводной части концентрируют

внимание и готовят организм детей к двигательным действиям в основной

части занятия. В основной части формируются двигательные умения,

развиваются физические качества, придерживаясь при этом следующих

методических правил:

- целостности и конкретности двигательного действия: “прыгнуть,

шагнуть, перелезть, переложить мяч из одной руки в другую”;

- ФУ должны быть непродолжительными с паузами отдыха;

- в соответствии с возрастом использовать слова и наглядность;

- использовать способности детей 2-3 лет подражать (т.е. имитация

упражнений);

- использование музыки для развития чувства ритма, одновременности

действий;

- приучение к оказанию простейшей помощи и организации

самостраховки, к соблюдению гигиенических правил;

- подготовку к школе начинать осуществлять с 5 лет.

Обязательным требованием является использование на каждом уроке

подвижных игр. П.Ф.Лесгафт указывал на преимущество игры перед ФУ

для дошкольного возраста:

- игра более доступна и понятна;

- больше воспитательная и образовательная роль;

- тесная связь физического и психического развития;

- воспитание взаимоотношения детей.

В подвижных играх П.Ф.Лесгафт видел большую воспитательную и

образовательную силу. Простейшие игры для самых маленьких: ходьба с

поворотами, огибание препятствий, передача мяча (игра-задание). Детям в

младших дошкольных группах нравятся игры с рифмованными текстами. С

3-х лет рекомендуется проводить сюжетные и ролевые игры. Для большей

эмоциональности водящие надевают различные маски (лисы, волка).

Воспитатель сначала сам становится водящим, а затем выполняет действия

с детьми.

В заключительной части урока используется ходьба, малоподвижные

игры, хороводы для постепенного перехода к другим видам деятельности.

Утренняя гимнастика (УГ) - важное оздоровительное мероприятие,

которое содействует решению воспитательных и оздоровительных задач.

УГ включает выполнение ОРУ игрового и подражательного характера,

чередующееся с ходьбой, бегом и подскоками.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке также

увеличивают двигательный режим, повышают эмоциональный тонус.

Воспитатель должен заранее выбрать маршрут за пределами детского сада,

наметить места отдыха, игр и развлечений. Содержание двигательной

деятельности должно отличаться разнообразием. Оно зависит от

особенностей детей, погоды, имеющегося оборудования, наличия

просторных помещений или площадок. Сюжетные игры обязательно

должны прививать детям умение действовать в коллективе, согласовывать

свои движения с движениями других. Подвижные игры дополняют занятия

урочного типа и тесно с ними связаны.

Физкультурные минутки проводятся на занятиях развития речи,

рисования, счета в группах старшего дошкольного возраста. Их назначение

- краткосрочный активный отдых для восстановления умственной

работоспособности ребенка и предупреждения утомления, активизации

двигательных функций при однообразных статических положениях,

выпрямление позвоночника. Включаются физические упражнения: для

пальцев, кистей и рук, потягивающие упражнения, ходьба с ритмическими

движениями рук.

Физкультурные праздники проводятся не реже 2-х раз в год в

присутствии родителей и сотрудников детского сада. Дети заранее

разучивают ФУ, эстафеты, правила запланированной игры, танцы. В

красочно оформленной, праздничной обстановке дети демонстрируют свои

успехи в овладении ФУ, соревнуются в силе, сообразительности.

Физкультурные праздники рассматриваются как смотр физкультурно-

оздоровительной работы за определенный промежуток времени. Они

проводятся, как правило, в одновозрастных или нескольких смешанных по

возрасту группах. Местом проведения может быть физкультурный зал,

площадка, актовый зал, бассейн.

День здоровья по своему содержанию в значительной степени

аналогичен физкультурному празднику. Он может включать и простейшие

формы туризма: прогулки пешеходные, лыжные и смешанного характера.

Суть его - больший объем организованной двигательной деятельности детей

в течение дня. День здоровья проводится по заранее разработанной

программе для нескольких групп одновременно или раздельно для каждой

группы с привлечением всех детей.

Самостоятельная двигательная деятельность детей строится по

желанию и инициативе детей между занятиями, во время игр, после

дневного сна, во время дневной и вечерней прогулок. Основным условием

рациональной

самостоятельной

деятельности

детей

является

соответствующее оборудование мест занятий (гимнастические стенки,

горки, простейшие снаряды для лазания) и наличие инвентаря (скакалок,

мячей, гимнастических палок, гантелей).

Самостоятельные занятия осуществляются под контролем воспитателя,

поощряются

организаторские

способности

детей,

стремление

к

двигательному творчеству. Желательно соучастие с детьми в играх.

Самостоятельные занятия расширяют двигательный опыт детей,

способствуют овладению программными упражнениями.

Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц по 20-30 минут в

младших группах и 45-50 минут - в старших. Содержанием его являются

игры, веселые эстафеты, занимательные задания. Это форма активного

отдыха с более свободной двигательной деятельностью детей в отличие от

занятий.

В завершение следует отметить обязательность сочетания врачебного

контроля с физическим воспитанием в дошкольных учреждениях.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Развитие двигательного анализатора у детей раннего дошкольного

возраста.

Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраста.

Задачи физического воспитания детей.

Формы организации занятий в детском саду.

Подвижные игры в практике физического воспитания дошкольников.

Методика проведения урочных занятий физическими упражнениями.

Содержание и методические особенности проведения других форм

занятий в режиме дня.

Тема 11

Наши рекомендации