Особенности методики проведения занятий
Методика проведения различных форм занятий определяется задачами,
содержанием,
возрастными
особенностями
и
двигательными
возможностями детей, условиями их проведения. В группах раннего и
младшего дошкольного возраста двигательные задания должны быть
интересными и конкретными (“Добежать до флажка”, “Присесть”). На
занятиях с детьми 2-х лет и более всевозрастающее значение приобретает
слово как средство общения в связи с интенсивным развитием их речи.
Используются образные задачи, имитации: “Пройдем бесшумно”; “Бежим
тихо, как мышки”.
Сложность
программного
материала,
повышение
требований
последовательно нарастают от одной возрастной группы к другой. В
средней группе внимание детей более устойчиво, расширяются
возможности запоминания движений и поэтому показ упражнений
приобретает ведущее значение. К показу знакомых упражнений можно
привлекать детей. Подражание у детей продолжает играть значительную
роль; разнообразнее применение слова: даются указания, оценка действий.
Следовательно, большое значение в этом возрасте приобретают методы
словесного и наглядного (зрительного) воздействия.
В старшем дошкольном возрасте при сохранении значения зрительного
воздействия все больше применяются различные словесные методические
приемы, включая рассуждения и анализ. В этом возрасте возможно
применение на занятиях соревновательного метода упражнений.
Во всех возрастных группах при проведении различных форм занятий
ФУ используется музыкальное сопровождение. Музыка способствует
освоению темпа и ритма движений детьми, развивает эстетические
способности, помогает им выполнять движения выразительно и с большим
напряжением.
Рассмотрим особенности проведения каждой формы занятий ФУ.
Занятия по физической культуре - основная форма работы с детьми
дошкольного возраста. Преимущественно на них дети овладевают
двигательными умениями и навыками. Занятия состоят из 3-х частей:
вводной, основной и заключительной. В вводной части концентрируют
внимание и готовят организм детей к двигательным действиям в основной
части занятия. В основной части формируются двигательные умения,
развиваются физические качества, придерживаясь при этом следующих
методических правил:
- целостности и конкретности двигательного действия: “прыгнуть,
шагнуть, перелезть, переложить мяч из одной руки в другую”;
- ФУ должны быть непродолжительными с паузами отдыха;
- в соответствии с возрастом использовать слова и наглядность;
- использовать способности детей 2-3 лет подражать (т.е. имитация
упражнений);
- использование музыки для развития чувства ритма, одновременности
действий;
- приучение к оказанию простейшей помощи и организации
самостраховки, к соблюдению гигиенических правил;
- подготовку к школе начинать осуществлять с 5 лет.
Обязательным требованием является использование на каждом уроке
подвижных игр. П.Ф.Лесгафт указывал на преимущество игры перед ФУ
для дошкольного возраста:
- игра более доступна и понятна;
- больше воспитательная и образовательная роль;
- тесная связь физического и психического развития;
- воспитание взаимоотношения детей.
В подвижных играх П.Ф.Лесгафт видел большую воспитательную и
образовательную силу. Простейшие игры для самых маленьких: ходьба с
поворотами, огибание препятствий, передача мяча (игра-задание). Детям в
младших дошкольных группах нравятся игры с рифмованными текстами. С
3-х лет рекомендуется проводить сюжетные и ролевые игры. Для большей
эмоциональности водящие надевают различные маски (лисы, волка).
Воспитатель сначала сам становится водящим, а затем выполняет действия
с детьми.
В заключительной части урока используется ходьба, малоподвижные
игры, хороводы для постепенного перехода к другим видам деятельности.
Утренняя гимнастика (УГ) - важное оздоровительное мероприятие,
которое содействует решению воспитательных и оздоровительных задач.
УГ включает выполнение ОРУ игрового и подражательного характера,
чередующееся с ходьбой, бегом и подскоками.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке также
увеличивают двигательный режим, повышают эмоциональный тонус.
Воспитатель должен заранее выбрать маршрут за пределами детского сада,
наметить места отдыха, игр и развлечений. Содержание двигательной
деятельности должно отличаться разнообразием. Оно зависит от
особенностей детей, погоды, имеющегося оборудования, наличия
просторных помещений или площадок. Сюжетные игры обязательно
должны прививать детям умение действовать в коллективе, согласовывать
свои движения с движениями других. Подвижные игры дополняют занятия
урочного типа и тесно с ними связаны.
Физкультурные минутки проводятся на занятиях развития речи,
рисования, счета в группах старшего дошкольного возраста. Их назначение
- краткосрочный активный отдых для восстановления умственной
работоспособности ребенка и предупреждения утомления, активизации
двигательных функций при однообразных статических положениях,
выпрямление позвоночника. Включаются физические упражнения: для
пальцев, кистей и рук, потягивающие упражнения, ходьба с ритмическими
движениями рук.
Физкультурные праздники проводятся не реже 2-х раз в год в
присутствии родителей и сотрудников детского сада. Дети заранее
разучивают ФУ, эстафеты, правила запланированной игры, танцы. В
красочно оформленной, праздничной обстановке дети демонстрируют свои
успехи в овладении ФУ, соревнуются в силе, сообразительности.
Физкультурные праздники рассматриваются как смотр физкультурно-
оздоровительной работы за определенный промежуток времени. Они
проводятся, как правило, в одновозрастных или нескольких смешанных по
возрасту группах. Местом проведения может быть физкультурный зал,
площадка, актовый зал, бассейн.
День здоровья по своему содержанию в значительной степени
аналогичен физкультурному празднику. Он может включать и простейшие
формы туризма: прогулки пешеходные, лыжные и смешанного характера.
Суть его - больший объем организованной двигательной деятельности детей
в течение дня. День здоровья проводится по заранее разработанной
программе для нескольких групп одновременно или раздельно для каждой
группы с привлечением всех детей.
Самостоятельная двигательная деятельность детей строится по
желанию и инициативе детей между занятиями, во время игр, после
дневного сна, во время дневной и вечерней прогулок. Основным условием
рациональной
самостоятельной
деятельности
детей
является
соответствующее оборудование мест занятий (гимнастические стенки,
горки, простейшие снаряды для лазания) и наличие инвентаря (скакалок,
мячей, гимнастических палок, гантелей).
Самостоятельные занятия осуществляются под контролем воспитателя,
поощряются
организаторские
способности
детей,
стремление
к
двигательному творчеству. Желательно соучастие с детьми в играх.
Самостоятельные занятия расширяют двигательный опыт детей,
способствуют овладению программными упражнениями.
Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц по 20-30 минут в
младших группах и 45-50 минут - в старших. Содержанием его являются
игры, веселые эстафеты, занимательные задания. Это форма активного
отдыха с более свободной двигательной деятельностью детей в отличие от
занятий.
В завершение следует отметить обязательность сочетания врачебного
контроля с физическим воспитанием в дошкольных учреждениях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Развитие двигательного анализатора у детей раннего дошкольного
возраста.
Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраста.
Задачи физического воспитания детей.
Формы организации занятий в детском саду.
Подвижные игры в практике физического воспитания дошкольников.
Методика проведения урочных занятий физическими упражнениями.
Содержание и методические особенности проведения других форм
занятий в режиме дня.
Тема 11