Структура урока физической культуры

Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру из всех

форм занятий. Структура - это рациональная взаимосвязь и соотношение

составляющих ее элементов. Под структурой урока понимают относительно

устойчивый

порядок

построения

каждого

отдельного

занятия.

Определенная последовательность и взаимосвязь частей и компонентов

урока

физической

культуры

обусловлены

биологическими

закономерностями функционирования организма. Определяющей для

структуры урока является логика развертывания учебно-воспитательного

процесса, которая предусматривает:

1) последовательность включения учащихся в познавательную

деятельность;

2) постепенное достижение необходимого уровня физической

работоспособности;

3) последовательное решение намеченных на данный урок

образовательных и воспитательных задач;

4) обеспечение послерабочего нормального состояния организма.

Это и обусловливает деление урока на 3 части: подготовительную,

основную и заключительную. Структура урока не ограничивается

трехкомпонентным построением, она характеризуется и определенным

построением каждой из составляющих ее частей. Продолжительность урока

- 45 мин., могут проводиться и сдвоенные уроки, например, по лыжной

подготовке.

П о д г о т о в и т е л ь н а я ч а с т ь урока направлена на достижение

оптимальной оперативной подготовки организма учащихся к деятельности в

основной его части. Существенными факторами, определяющими

содержание и параметры подготовительной части являются:

- функциональное состояние занимающихся;

- необходимая величина и направленность его изменения.

В подготовительной части происходит организация учеников, их

психологический настрой на сознательное и активное выполнение

упражнений, функциональная подготовка организма к более высоким

нагрузкам основной части. Подготовительная часть может носить не только

вспомогательный характер, но и решать образовательные задачи (т.е. иметь

самостоятельное значение): изучение строевых упражнений, развитие силы

при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами и др.

Продолжительность подготовительной части - 8-15 мин. (I кл.- до 25 мин.).

Компоненты структуры:

- построение (в I-3 кл. строит учитель);

- рапорт (с IV класса), сообщение задач урока;

- проверка внешнего вида (возможно и присутствия по журналу).

Продолжительность 2-3 минуты.

- строевые упражнения на месте (концентрируют внимание,

формируют осанку);

- упражнения в ходьбе (в том числе фигурная маршировка на

гимнастике, танцевальные шаги, строевые упражнения в движении);

- бег различными способами и передвижение прыжками.

Продолжительность 3-4 минуты.

- ОРУ (в средних и старших классах использование подводящих или

подготовительных упражнений повышает интенсивность урока).

Следовательно, разминка может носить общий характер или состоять

из 2-х частей при занятии тренировочного характера, как и при занятиях

спортом. Построение занимающихся зависит от количества учеников,

размеров зала. Комплекс ОРУ выполняется в парах, шеренгах, разомкнутых

колоннах, по кругу. Число ОРУ от 6-8 - до 10-20 (в зависимости от времени,

сложности упражнения, способа проведения - раздельный или поточный);

каждое ОРУ повторяется 6-12 раз.

Следует обращать внимание, в младших классах особенно, на

правильное сочетание дыхания и осанку.

Эмоциональный настрой и активность учащихся достигается

разнообразием упражнений и способов их выполнения (упражнения в

движении взявшись за руки, в колонне положив руки на плечи или талию

впереди стоящего, игровым методом, под периодический подсчет

учениками вслух, соревнуясь, чья колонна лучше), музыкальным

сопровождением, четкими командами и образцовым показом упражнений

учителем.

Специальная разминка обеспечивает профилированное врабатывание

организма в предстоящую деятельность. Эффективность специальной

разминки определяется оперативной готовностью занимающихся к

результативному выполнению следующих за ней основных упражнений.

Развернутая и глубоко избирательная разминка необходима, если основная

часть начинается выполнением высокоинтенсивных и координационно-

сложных физических упражнений.

О с н о в н а я ч а с т ь урока определяет его содержание и занимает

преобладающую временную долю: - 2/3 отведенного времени (30 мин. при

45-минутном уроке). Задачами основной части урока являются:

- формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний

по выполнению программных физических упражнений;

- воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям

физическими упражнениями;

- воспитание физических качеств, обеспечивающих выполнение

упражнений, нормативных требований и нормальную жизнедеятельность

организма;

- содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию

учащихся.

Различают 2 типа структуры основной части урока:

1) гомогенная (однородная) структура в предметном уроке -

используются упражнения одного раздела урочного материала школьной

программы по физическому воспитанию;

2) гетерогенная (разнородная) структура комплексного урока, при

которой используются упражнения из разных разделов школьной

программы.

Подбор физических упражнений при комплексном уроке должен

оказывать разностороннее воздействие на организм; последовательность их

выполнения должна основываться на положительном переносе (исключить

отрицательный перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад

или прыжок в длину - в высоту).

В начале основной части изучаются новые, координационно-сложные

упражнения, т.к. они требуют повышенного внимания и напряжения

психомоторных функций. Затем закрепляются и совершенствуются ранее

изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если

занятие направлено на избирательное воспитание физических качеств, то

сначала развивают ловкость и быстроту, затем - гибкость, силу и в конце -

выносливость.

Количество повторений выполнения упражнений зависит от

индивидуальных особенностей учащихся, материальной оснащенности

урока, методов организации и управления учащимися. Каждое упражнение

должно выполняться не менее 4-6 раз.

Эмоциональный фон и активность учащихся достигается правильной

организацией, разнообразием используемых форм и методических приемов.

Особенно способствует применение соревновательного метода между

отделениями: на более быстрое овладение упражнением, на чистоту

выполнения, на количество раз и т.п. Надо помнить и о психологическом

факторе: трудность упражнения должна быть преодолима для индивидуума.

Комплексирование учебного материала значительно повышает

эмоциональный фон, проведение их более сложно, чем тематических

уроков. Повышает интерес к занятиям проведение эстафет, использование

тренажеров, у девушек - ритмической гимнастики, элементов

художественной гимнастики.

З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь урока имеет восстановительную

направленность. Активный отдых, переключение на другую деятельность,

не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функциональной

активности занимающихся. Продолжительность заключительной части 3-5

мин.: в младших классах - 5 мин., в старших - 3 мин.

Физические упражнения выполняются для снятия напряжения, на

дыхание, на внимание, не связанные с интенсивными нагрузками,

танцевальные элементы.

Учитель подводит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее

задание. Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно

должно быть доступным, без опасности травматизма. Домашнее задание

может быть направлено на закрепление пройденного материала, развитие

физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в

физическом развитии, может содействовать активному и здоровому отдыху

(подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам), соблюдение

объема двигательной активности.

Наши рекомендации