Организация и построение занятий

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

План: Введение - Многообразие форм занятий как предпосылка

непрерывности процесса физического воспитания.

1. Общая характеристика форм построения занятий.

2. Характерные черты и разновидности уроков физической культуры.

3. Структура урока физической культуры.

4. Особенности самодеятельных форм занятий.

Процесс физического воспитания населения и индивидуума должен

носить непрерывный характер (многолетняя система физвоспитания).

Однако практически его можно реализовать лишь в виде отдельных

относительно самостоятельных занятий физическими упражнениями. Эти

занятия в системе воспитания различного контингента населения могут

значительно различаться по длительности интервалов между ними, по

целям и содержанию, по структуре.

Основными причинами этого являются:

- основной вид и режим деятельности занимающихся,

- их индивидуальные особенности,

- средовые и климатические условия,

- техническая оснащенность.

Многообразие форм занятий является не только предпосылкой

непрерывности процесса физического воспитания населения, но и

обеспечивает более полное привлечение людей к регулярным занятиям

физическими упражнениями с учетом индивидуальных потребностей и

способностей.

Занятия

физическими

упражнениями

могут

проводиться

специалистами физической культуры и спорта; они могут носить и

самодеятельный характер.

Занятия

в

государственной

системе

образования

являются

обязательными (дошкольные учреждения, школы, учебные заведения.

Общая характеристика форм построения занятий

В настоящее время в организованной практике физического воспитания

и самодеятельном физкультурном движении принято выделять следующие

формы занятий физическими упражнениями:

У р о ч н ы е ф о р м ы з а н я т и й

Н е у р о ч н ы е ф о р м ы з а н я т и й

У р о к

З а н я т и я у р о-

К р у п н ы е

М а л ы е

ч н о г о т и п а

ф о р м ы

ф о р м ы

(По обязательному (В группах ОФП, (С упорядоченной (Непродолжитель-

курсу ФВ в учеб- секциях и командах деятельностью

ные серии физичес-

ных заведениях)

под

руководством

ких упражнений в

-

соревнователь-

специалиста)

повседневном

ре-

ные формы (спор- жиме дня):

тивные

и

физ- - утренняя гигие-

культурно-спор-

ническая зарядка

- вводная гимнас-

тивные состязания); тика, ф/паузы,

-

самодеятельные ф/ минутки;

(индивидуальные и -“микросеансы”

групповые) формы отдельных физи-

ческих

упражнений

физкультурно-

тренировочного

кондиционного

и характера в по-

спортивнотрени-

вседневном режиме

ровочного

харак- дня

тера

(быстрая

ходьба,

аэробный

бег и гимнастика

большой продолжи-

тельности);

-

физкультурно-

рекреативные фор-

мы

(подвижные

перемены,

спор-

тивные игры по

свободному регла-

менту, туристичес-

кие походы)

Урочные формы занятий относятся к основным, т.к. в процессе их

проведения происходит эффективное обучение двигательным действиям,

осуществляются значительные развивающие воздействия или действия,

поддерживающие повышенную тренированность функциональных систем

организма и связанных с ним способностей. На отдельных этапах

многолетнего процесса физического воспитания основными могут быть

соревновательные формы или кондиционные занятия самодеятельных

форм. В сочетании с основными определенную роль в оптимизации

процесса ФВ играют и другие, дополняющие их.

Дополнительные формы занятий, как правило, подчинены задачам

основной деятельности (малые формы) или направлены на организацию

двигательной

активности

занимающихся

в

качестве

средства

восстановления или оптимизации функционального состояния организма,

активного отдыха (игры, прогулки и т.п.).

Разнообразие форм занятий позволяет более рационально строить

многолетний процесс физического воспитания различного возрастного

контингента с учетом реальных условий, индивидуальных и групповых

особенностей, а также обеспечить соответствие форм занятий их

содержанию в многолетнем аспекте.

Характерные черты и разновидности уроков

Физической культуры

Основной, педагогически упорядоченной формой построения занятий

физическими упражнениями является урок физической культуры,

проводимый

в

школах,

профессионально-технических

училищах,

специальных средних и высших учебных заведениях. Урок имеет ярко

выраженную образовательно-воспитательную направленность. Каждый

урок носит самостоятельный характер. В то же время он является

органическим составным элементом системы взаимосвязанных занятий и

поэтому тесно связан с предыдущими и последующими уроками.

Содержание урока определено программой и планом, а место и время его

проведения - расписанием.

Учитель является ведущей фигурой в педагогической системе

воздействия на учащихся. Он организует урок, обучает занимающихся,

оптимизирует их деятельность. В процессе урока контролируется процесс

обучения и функциональное состояние учеников, поддерживается обратная

связь. В младших и средних классах урок ведет один учитель физической

культуры, в старших, как правило, два.

Занятия урочного типа обладают аналогичными признаками, но имеют

и свои особенности, связанные преимущественно с предметом занятий и

поставленными целями, с индивидуальными способностями и уровнем

квалификации занимающихся, с регулированием бюджета свободного

времени.

Следовательно, характерными чертами урока можно считать:

-

дидактическую

направленность,

обусловленную

решением

образовательных задач;

- постоянный контингент (однородный по возрасту и полу);

- постоянный контакт с учителем, являющимся организатором и

руководителем урока;

- конкретизацию целей и задач каждого отдельно взятого урока;

- целенаправленный подбор средств и методов каждого урока (с учетом

возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности

учащихся);

- строгую регламентацию деятельности занимающихся и дозирование

нагрузки;

- квалифицированная помощь учителя;

- использование физкультурного актива класса.

Задачи урока соответствуют общим задачам физического воспитания

школьников и делятся на три группы: образовательные (более

конкретизированные), оздоровительные (развивающие) и воспитательные.

В школьной программе по физическому воспитанию они сформулированы

следующим образом:

1) укрепление здоровья, содействие нормальному физическому

развитию;

2) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

3) развитие двигательных способностей;

4) приобретение необходимых знаний в области физической культуры

и спорта;

5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься

физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,

тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

6) содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств,

развитию психических процессов и свойств личности.

Следует отметить, что большинство задач в период школьного

обучения решаются “спиралевидно” (концентрически), т.е. периодически

ставятся аналогичные задачи, но на более высоком уровне физической

подготовленности учеников (формирование двигательных умений и

навыков, воспитание физических качеств), с постепенным усложнением

требований.

По преимущественной направленности образовательных задач

различают учебные уроки (изучение нового учебного материала),

тренировочные уроки (совершенствование изученного) и контрольные

уроки. В настоящее время принято выделять 5 типов уроков: вводный,

учебный, тренировочный, контрольный и смешанный.

В в о д н ы й у р о к проводится в начале учебного года. Учеников

знакомят с предметом, сообщают задачи на год и четверть, доводят до их

сведения требования, предъявляемые к учащимся. На уроке выявляются

особенности класса, проводится проверка исходного уровня физической

подготовленности. Могут сообщаться теоретические сведения общего

характера.

У ч е б н ы е у р о к и изучения нового материала. Основное внимание

обращается на правильное выполнение и предупреждение ошибок.

Сообщаются теоретические сведения. Обнаруженные ошибки сразу же

исправляются на занятии. Обязательно обеспечивается страховка, детей

приучают к взаимопомощи. Этот тип урока отличается низким объемом

двигательной деятельности в основной части (низкой моторной

плотностью).

Т р е н и р о в о ч н ы е у р о к и совершенствования изученного. На

таких уроках больше используется групповой способ организации

деятельности учащихся. Происходит глубокое изучение техники,

упражнения выполняются в усложненных условиях. Многократное

повторение в разных условиях ведет к увеличению объема и интенсивности

нагрузки, способствует развитию физических качеств. Изменение условий

повышает активность занимающихся.

К о н т р о л ь н ы е у р о к и проводятся с целью определения

результатов обучения по теме или разделу, а также для текущего или

итогового тестирования по определению уровня развития физических

качеств. Наилучший эмоциональный фон достигается при проведении

уроков по типу соревнований с соответствующими атрибутами.

С м е ш а н н ы й у р о к встречается наиболее часто во всех классах.

Примерно в равной степени он содержит элементы уроков других типов,

т.е. включает 2-3 разные задачи. Считается, что данный тип урока создает

наиболее благоприятные условия для усвоения материала школьной

программы.

Уроки также разделяют по содержанию основной части на 2 группы:

1) предметные (тематические уроки);

2) комплексные уроки.

В содержание основной части предметных уроков включается учебный

материал из одного раздела программы: гимнастики, легкой атлетики,

спортивных игр и т.д. Учащиеся последовательно выполняют двигательные

действия по одному виду деятельности. Такие уроки проводятся по

плаванию, лыжной подготовке, при углубленном разучивании сложного

двигательного

действия

или

при

совершенствовании

действий

(формирование игровых тактических способностей в старших классах).

Предпосылкой построения однопредметных уроков может быть слабая

материальная база, недостаточная подготовленность учителя и др.

Комплексные уроки включают в основную часть физические

упражнения из разных разделов программы. Комплексное содержание

занятия определяет наличие частей урока, отличающихся не только

содержанием, но и внутренней структурой. Подбор упражнений должен

носить не формальный характер, а отвечать определенным правилам. Так,

между

упражнениями

должна

существовать

преемственность;

определенный раздел, обычно, является стержневым материалом.

Комплексные уроки более трудны по организации, но и более

эмоциональны, вызывают живой интерес учащихся. Данный тип урока

разносторонне воздействует на учащихся.

Наши рекомендации