Физиологическая основа обучения двигательным

Действиям

Ее составляют механизмы условной рефлекторной деятельности,

подробно рассмотренные И.М.Сеченовым и И.И.Павловым. Произвольные

движения формируются за счет временных связей, с помощью которых

регулируется выполнение мышцами двигательного акта. Процесс

формирования двигательного навыка можно условно разделить на 3

физиологические фазы, связанные с многократным повторением действия.

I- а я ф а з а характеризуется широкой иррадиацией и последующей

генерализацией возбудительных процессов в коре больших полушарий

головного мозга при первоначальном обучении. Действие сопровождается

неточными, неуверенными и часто ненужными движениями.

2- а я ф а з а - концентрация процессов возбуждения в центральной

нервной системе; иррадиация ограничивается развитием тормозных

процессов (процессы возбуждения уточняются по времени и в

пространстве). Лишние движения устраняются, действие выполняется

скованно, с напряжением. Начинает образовываться динамический

стереотип.

3- я ф а з а характеризуется завершением становления “динамического

стереотипа”. (Динамический стереотип - устойчивая, сложная, подвижная

система условных рефлексов). Двигательный навык приобретает все

характерные для него черты: автоматизированное управление движениями,

слитность

движений,

надежность

действия.

Таким

образом,

физиологической основой двигательного навыка является динамический

стереотип - функциональное образование (но не морфологическое), которое

по наследству не передается.

Однако

сложившийся

динамический

стереотип

обеспечивает

выполнение двигательного действия в стандартных условиях, в

неожиданных ситуациях он будет консервативным. Для достижения

гибкости (вариативности) двигательного навыка необходимо формирование

дополнительных функциональных систем для различных условий, которые,

закрепляясь, переходят в динамические стереотипы.

Физиологические фазы формирования двигательного навыка -

биологические процессы, происходящие в организме при выполнении

действий. Знание их позволит преподавателю-тренеру осуществить более

эффективный подбор средств и методов обучения, тем самым добиться

быстрого формирования двигательного навыка. Двигательных навыков

много, а звеньев внутренней структуры ограниченное число. Поэтому

отдельные звенья могут использоваться в других навыках.

Перенос навыков

Формирование различных навыков взаимообусловлено и сопряжено.

Эффективность обучения зависит от взаимодействия приобретенных и

осваиваемых навыков- п е р е н о с а. Различают положительный и

отрицательный переносы двигательных навыков. Положительный перенос

существенно облегчает обучение двигательному действию. В основе

положительного переноса лежит структурное сходство имеющихся и

формируемых двигательных навыков. В процессе обучения новому

действию используются структурно схожие элементы из имеющегося

двигательного опыта (базовые элементы в гимнастике).

Существующее явление положительного переноса реализуется в

практике

за

счет

преемственности

физических

упражнений.

Последовательность обучения различным движениям осуществляется в

такой последовательности, чтобы освоение одних упражнений создавало

благоприятные предпосылки для последующих (все подводящие

упражнения обеспечивают преемственность).

Отрицательный перенос усложняет и замедляет процесс формирования

двигательного навыка. Чаще всего он происходит, когда изучаемые

действия имеют сходные подготовительные части и разные основные. При

отрицательном переносе играют роль не сходства, а различия в технике

действия. В практике, если отрицательный перенос однонаправлен, то

первым изучают то действие, на которое отрицательно влияет другое.

Однако если 2 взаимоисключающих двигательных навыка сформированы,

то возможно их использование в одном занятии с целью их дальнейшего

совершенствования (прыжок с разбега в длину и высоту).

Характер взаимодействия двигательных действий следует учитывать

при планировании последовательности их изучения (при составлении

графиков прохождения учебного материала), классификации изучаемых

групп упражнений. Необходимо добиваться использования положительного

переноса и ограничения эффекта отрицательного переноса.

Наши рекомендации